Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 69Рубрики 51Авторы 6539Ключевые слова 15249 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science PsycINFO EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский городской психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Наследие П.И.Зинченко и когнитивная психология с человеческим лицом 253

Фаликман М.В., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник филологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, ведущий научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований Научного исследовательского университета «Высшая школа экономики», Москва, Россия, maria.falikman@gmail.com

Аннотация

В статье обсуждается встречное развитие когнитивного и деятельностного подходов к памяти. Рассматриваются сходства и различия между деятельностным подходом, предложенным в 1930х гг. в работах П. И. Зинченко и разрабатывавшимся его учениками и последователями, и теорией уровней обработки информации, сформулированной в работах Ф. Крейка и Р. Локхарта. Подчеркивается центральная роль проблемы непроизвольного запоминания в обоих подходах и особое внимание к процессуальному характеру памяти человека. Анализируются особенности различных вариантов уровневого подхода к познанию и возможности его интеграции с подходом, основанным на теоретических представлениях П. И. Зинченко.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Принципиально, что запоминание и припоминание в рамках уровневого подхода стало рассматриваться как непрерывный процесс обработки информации, а не поиск и активация статичных «следов памяти» (см.: [13]) — что, в свою очередь, перекликается с выдвинутыми на основе представлений П. И. Зинченко идеями его ученика Г. К. Середы о памяти как о непрерывном процессе формирования опыта, протекающем неосознаваемо на фоне выполнения целенаправленных познавательных действий,т.е. как о «потоке», никогда не пребывающем в состоянии бездействия [6]. Заметим, что представления о непрерывном характере мнемических процессов в настоящий момент активно развиваются в когнитивной нейронауке. Наконец, еще одно важное пересечение работ в контексте теории уровней обработки с работами П. И. Зинченко и представителей деятельностного подхода — рассмотрение запоминания в связи с личностью и личностными особенностями познающего субъекта.

В частности, описанный вскоре после появления первых теоретических и экспериментальных исследований Ф. Крейка с коллегами «эффект отнесения к себе» [19] выступает как запоминание личностного уровня. Достигая постановкой вопросов личностной включенности участников эксперимента в решение задачи, исследователи добивались большей эффективности непроизвольного запоминания предъявленных слов даже по сравнению со словами,которые в соответствии с условиями эксперимента анализировались по смыслу. И хотя в когнитивной психологии принято объяснять этот эффект степенью разработанности категориальной системы, с которой осуществляется соотнесение (в частности, в качестве таковой рассматривается система понятий, описывающих данного конкретного субъекта), эта степень разработанности, в свою очередь, также нуждается в объяснении — возможно, в свете понятия самосознания, которое в рамках деятельностного подхода рассматривается как осознание себя в качестве субъекта деятельности (в результате решения различных задач…

Литература
  1. Бернштейн Н.А. Очерки о физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.
  2. Величковский Б. М. От уровней обработки к стратификации познания // Вопросы психологии. 1999. № 4.
  3. Гиппенрейтер Ю. Б., Романов В. Я. Новый метод исследования внутренних форм зрительной активности //Вопросы психологии. 1970. № 5.
  4. 3инченко П. И. Непроизвольное запоминание. М.,1961.
  5. Лактионов А. Н., Середа Г. К. Деятельностная парадигма и вопросы памяти в трудах П. И. Зинченко // Вопросы психологии. 1993. № 4.
  6. Середа Г. К. К вопросу о соотношении основных понятий в концепции «Память — деятельность» // Вестник ХГУ. 1975. № 122. Психология. Вып. 8.
  7. Середа Г. К. Теоретическая модель памяти как механизма системной организации индивидуального опыта //Психология деятельности и познавательных процессов //Вестник ХГУ. 1984. № 253.
  8. Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983.
  9. Уточкин И. С. Теоретические и эмпирические основания уровневого подхода к вниманию. // Психология.
  10. Журнал высшей школы экономики. 2008. Т. 5. № 3.
  11. Фаликман М. В. Внимание и деятельность: двадцать лет спустя. // Культурно_исторический подход и исследование процессов социализации: Материалы Пятых чтений памяти Л.  Выготского / Под ред. Е. Е. Кравцовой, В. Ф. Спиридонова, Ю. Е. Кравченко. М., 2005.
  12. Фаликман М. В., Печенкова Е. В. Возможности и ограничения принципа кольцевой регуляции в моделях решения перцептивной задачи // Материалы Вторых международных психологических чтений «Инновации в психологии». Бийск, 2002.
  13. Atkinson R. C., Shiffrin R. M. Human memory: A proposed system and its control processes / In K. W. Spence,J. T. Spence (еds.) The psychology of learning and motivation. Vol. 8. London, 1968.
  14.  Craik F. Levels of Processing: Past, Present ... and Future? // Memory. 2002 Vol. 10. № 5—6.
  15. Craik F. I. M., Lockhart R. S. Levels of processing: A framework for memory research // Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior. 1972. Vol. 11.
  16. Craik F. I. M., Tulving E. Depth of processing and the retention of words in episodic memory // Journal of
  17. Experimental Psychology: General. 1975. Vol.104.
  18. Craik F. I. M., Watkins M. J. The role of rehearsal in short-term memory. // Journal of Verbal Learning and Verbal
  19. Behavior. 1973. Vol. 12. 
  20. Nyberg L. Levels of Processing: A View from Functional Brain Imaging // Memory. 2002. Vol. 10. № 5—6.
  21. Roediger III H. L., Gallo D. A., Geraci L. Processing Approaches to Cognition // Memory. 2002. Vol. 10. № 5—6.
  22. Rogers T. B., Kuiper N. A., Kirker W. S. Self-reference and the encoding of personal information. // Journal of Personality and Social Psychology. 1977. Vol. 35.
  23. Velichkovsky B. M. Heterarchy of cognition: The depths and the highs of a framework for memory research. //
  24. Memory. 2002. Vol. 10. № 5—6.
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2016 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика