Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 7015Ключевые слова 16898 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science PsycINFO EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Поименование как культурный феномен — в истории и современности 700

Абраменкова В.В., доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии образования МГППУ, Москва, Россия, verabram@mail.ru

Аннотация

В контексте культурно-исторической теории Л. С. Выготского предлагается новое понятие «поименование». Это социальное средство формирования образа Я, объединяющее различные варианты (формы) имени субъекта как определенных граней его личности. Важнейшей сакральной и «личностно-образующей» формой поименования является личное имя, различным аспектам онтологии которого автор уделяет в статье особое место. Очерчиваются самые общие представления о присвоении своего имени ребенком как первой личностной категории, усваиваемой им уже на первом году жизни. В статье также излагаются некоторые аспекты отношения к формам имени в истории культуры и иллюстрируется механизм присвоения поименования как прозвища и никнейма в современной подростковой субкультуре. Делается предположение о социальном характере выбора некоторых форм поименований и оснований имяречения в детском сообществе. Автором выделяются общие для всех поименований как «социокультурных инвариантов» функции обособления группы ее структуризации и др. Обосновывается возможность определения таких социально-психологических параметров группы, как уровень ее развития и направленности межличностных отношений по характеру прозвищ, кличек, никнеймов и т. п. В силу слабой изученности этой междисциплинарной сферы в психологии и на основании нескольких поисковых исследований автор предлагает широкую программу возможных направлений изучения феноменологии поименований в сфере психологии развития.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Феномен поименования во всех его культурных формах есть социальное средство формирования образа Я и воплощение всей многогранности личности.

Поименование — процесс означивания субъекта в социальной группе через наделение его тем или иным именем. Культурно-историческими формами поименования являются: прежде всего собственное имя человека, его отчество (характерное для русской культуры), фамилия, затем прозвище, сходная с ним кличка (характерный атрибут криминальной субкультуры), а также псевдоним и в последние годы — никнейм (от англ. nickname — короткое имя), два последних как самоназывание.

Центральным и важнейшим из всех форм поименований является собственное имя человека (первоимя) как символ его «духовной сущности». Личное имя в различных культурах признается частью самого человека и способно подчиняться сверхъестественному влиянию. Мифологическому сознанию свойственно понимание имени как некого внутреннего глубинного смысла или же того, что вкладывается, налагается, например, наречение именем новорожденного как «отгадывание» его внутренней сущности в ряде культурно-исторических традиций, что предполагает тождество природы носителя имени и его прототипа — тождество имени и формы (В. Н. Топоров). Подлинное имя священно, его сакральность обнаруживается тайно (шепчется на ухо) жрецом или старейшиной рода, а любое переименование означает крутой перелом в жизни и судьбе носителя имени, например, при инициациях вместе с обрядами перехода инициируемому давалось и новое имя [21]. Произвольное переименование таит в себе большую опасность, особенно для самого субъекта, поскольку вносит сумятицу в установленный порядок, нарушает внутренние связи с людьми и окружающей предметной средой.

В древнейший период развития Руси человек воспринимал свое имя как «второе Я», оно тщательно скрывалось от чужих и чуждых во избежание вредоносных воздействий через имя на здоровье и жизнь человека. При этом вовне человек именовался другим именем, фактически обиходным прозвищем, часто намеренно уничижительным, с отрицательной семантикой, чтобы не вызывать зависти у «недобрых людей»: имена Горшок, Вырод, Некрас, Безобраз и т. п. были весьма распространены, вместе с тем использовались и общеславянские имена: Всеволод, Ярослав, Добрыня. После принятия христианства Древняя Русь столкнулась с принципиально иными именами — агионимами, именами святых, которые давались младенцу при крещении в соответствии с днем его рождения и означали имя его небесного покровителя и заступника, отсюда скрывать свое...

Литература
  1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: Учеб. пособие для студ. университетов, пединститутов и психолого-педагогических колледжей. М., 2008.
  2. Абраменкова В. В. Подростковая субкультура как пространство самореализации // Мир психологии. 2008. № 1.
  3. Антонян Ю. М. Психологическое отчуждение личности и преступное поведение. Ереван, 1987.
  4. Асмолов А. Г., Асмолов Г. А. От Мы-медиа к Я-медиа: трансформации идентичности в виртуальном мире // Вопросы психологии. 2009. № 3.
  5. Ваганов А. Г. Мягкие знаки: татуировка — ритуал длиною в жизнь // Мир психологии. 2003. № 1.
  6. Виноградов Г. С. Русский детский фольклор. Иркутск, 1978.
  7. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. Научное наследство / Под ред. М. Г. Ярошевского. М., 1984.
  8. Кнебел Х. Традиционные институты социализации детей и подростков у народа огони (Юж. Нигерия) // Советская этнография. 1981. № 1.
  9. Кондратьев М. Ю. Социальная психология в закрытых образовательных учреждениях. СПб., 2005.
  10. Кордонский М., Кожаринов М. Очерки неформальной социотехники: Учеб. пособие для лидера молодежной неформальной группы. Серия: Технология группы. Предисловие В. Хилтунена. М., 2008.
  11. Крэйг Г. Психология развития. СПб., 2000.
  12. Мещеряков Б. Г. Л. С. Выготский и его имя // Культурно-историческая психология. 2007. № 3.
  13. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
  14. Никитина Т. Г. Так говорит молодежь: Словарь
    сленга. По материалам 70—90-х годов. 2-е изд., испр. и доп.СПб.,1998.
  15. Петровский А. В. (ред.) Психологическая теория коллектива. М., 1979.
  16. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1980.
  17. Пирожков В. Ф. Криминальная психология. Психология подростковой преступности. Кн. 1-я; М., 1998.
  18. «Почему мы назвали сына Одиссеем…» // Psychologies. 2006. № 7.
  19. Промысел Божий в имени христианина. Тайный смысл имен. СПб., 2003.
  20. Флоренский П. Имена. Харьков; М., 2000.
  21. Фрезер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / Пер. с англ. М., 1980.
  22. Щепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры. Спб., 1993.
  23. Harre Rom Social being. Second edition. Oxford, 1993.
  24. Harre Rom «The origins of Social Competence in a Pluralist Society» // Oxford review of education. 1975. Vol. 1. № 2.
  25. The body reader: Social aspects of the human body / Ed. by T. Polhomus // Assoc. With Inst. Of contemporary arts. London; N.Y., 1978.
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Индекс цитирования Яндекс.Метрика