Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Роль внутренней речи в высших психических процессах 2485

Верани А., PhD, приват-доцент доктор Института фонетики и обработки речи Мюнхенского университета им. Людвига Максимилиана, Мюнхен, Германия, anke.werani@lmu.de

Аннотация

Рассматриваются функции внутренней речи как необходимого и важного процесса, который устанавливает взаимосвязь между речью и мышлением. С момента основания культурно-исторической психологии Л. С. Выготским исследования соотношения и связи между мышлением и речью стали более интенсивными. Л. С. Выготский полагает, что в исследованиях речи и мышления заключается постижение сложных функций человеческого сознания. В контексте функций речи и сознания интерес к внутренней речи возрос еще больше. Внутренняя речь, однако, является также важной областью для психолингвистических исследований. Наконец, стало ясно, что роль речи должна быть лучше интегрирована в исследования процессов мышления, регулирующих функций, языковых процессов, сознания, произвольных действий и развития личности.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Исследования в области внутренней речи хорошо известны, но внутренняя речь, к сожалению, не получила должного внимания в области психолингвистических и психологических исследований. Это удивительно, учитывая, что речь играет столь важную роль в нашей жизни: речь используется для общения, но, с психолингвистической точки зрения, она также используется в когнитивных процессах [24; 11]. В интеграции коммуникативных и познавательных процессов внутренняя речь связывает оба процесса.

Цель данной статьи — разъяснить функции внутренней речи, особенно те, которые касаются коммуникативных и когнитивных процессов. Благодаря способности говорить и использовать язык, у людей развивается сознание, которое тесно связано с внутренней речью. Кроме того, способность использовать язык организует наше поведение через две основные функции: ориентировки и регуляции. Можно предположить, что внутренняя речь принимает участие в процессе производства речи (коммуникативные аспекты), а также и в высших психических процессах (познавательные аспекты).

В советской психологии, как нигде еще, речь занимала центральное место в изучении психических процессов. По мнению Х. Хорманна [10], советская психология никогда не была психолингвистикой в том смысле, что ей необходимо было доказывать психологическую реальность лингвистических теорий и моделей.

Литература
  1. Ananjew B. G. Psychologie der sinnlichen Erkenntnis. Berlin, 1963.
  2. Anderson J. R. Kognitive Psychologie. Heidelberg;Berlin, 2001.
  3. Budilowa E. A. Die Entwicklung theoretischer Prinzipien in der sowjetischen Psychologie und das Problem des Denkens // Budilowa E. A. (hrsg.). Untersuchungen des Denkens in der sowjetischen Psychologie. Berlin, 1967.
  4. Chaiklin S. (ed.) The Theory and Practice of Cultural Historical Psychology. Aarhus, 2001.
  5. Cutler A. (ed.) Twenty-First Century Psycholinguistics: Four Cornerstones. Mahwah, N. J., 2005.
  6. Galperin P. Die Entwicklung der Untersuchungen uber die Bildung geistiger Operationen // Hiebsch H.: Ergebnisse der sowjetischen Psychologie. Berlin, 1967.
  7. Galperin P. Die Psychologie des Denkens und die Lehre von der etappenweisen Ausbildung geistiger Handlungen //Budilowa E. A. Untersuchungen des Denkens in der sowjetischen Psychologie. Berlin, 1967.
  8. Galperin P. J. Die geistige Handlung als Grundlage fur die Bildung von Gedanken und Vorstellungen // Galperin P. J., Leontjew A. N. Probleme der Lerntheorie. Berlin,1972.
  9. Hiebsch H. Ergebnisse der sowjetischen Psychologie.Berlin, 1967.
  10. Hormann H. Meinen und Verstehen. Frankfurt am Main, 1976.
  11. Kegel G. Gegenstand und Aufgaben der Psycholinguistik // Forschungsberichte des Instituts fur Phonetik und Sprachliche Kommunikation der Universitat Munchen, 1977.
  12. Keiler P. Feuerbach, Wygotski & Co. Berlin; Hamburg, 1977.
  13. Keiler P. Lev Vygotskij — ein Leben fur die Psychologie. Weinheim und Basel,2002.
  14. Luria A. R. Sprache und Bewubtsein. Berlin, 1982.
  15. Luria A. R. Language and Cognition. N. Y., 1982.
  16. Luria A. R. Das Gehirn in Aktion — Einfuhrung in die Neuropsychologie. Reinbek bei Hamburg, 1992.
  17. Luria A. R., Judowitsch F. Y. Funktionen der Sprache in der geistigen Entwicklung des Kindes, Sprache und Lernen.Band 2; Internationale Studien zur padagogischen Psychologie. Dusseldorf, 1970.
  18. Matthaus W. Sowjetische Denkpsychologie. Gottingen, 1988.
  19. Mead G. H. Mind, Self and Society. Chicago, 1967.
  20. Mead G. H. Geist, Identitat und Gesellschaft. Frankfurt am Main, 1968.
  21. Sokolov A. N. 'Internal speech and thought'. International Journal of Psychology. 1971. 6.
  22. Sokolov A. N. Inner Speech and Thought. N. Y., 1972.
  23. Vygotsky L. S. Thought and Language. Cambridge (Mass.), 1986.
  24. Vygotskij L. S. Denken und Sprechen. Weinheim und Basel, 2002.
  25. Werani A. Die kulturhistorische Schule der sowjetischen Psychologie // Werani A., Bertau M.C., Kegel G. (hrsg.). Psycholinguistische Studien 1. Aachen, 2003.
  26. Werani A. Innere Sprache und Aphasie // Werani A., Bertau M.C., Kegel G. (hrsg.). Psycholinguistische Studien 1.Aachen, 2003.
  27. Werani A. (in preparation). Inneres Sprechen. Eine Suche nach Indizien zur Funktion und Struktur inneren Sprechens beim Problemlosen.
  28. Wertsch J. V. Voices of the Mind. A Sociocultural Approach to Mediated Action. Cambridge, 1991.
  29. Wertsch J. 'Vygotskij und die gesellschaftliche Bildung des Bewusstseins', Internationale Studien zur Tatigkeitstheorie 2 (hrsg. G. Ruckriem). Marburg, 1988.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика