Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Прототипы субъектного действия 905

Медведев А.М., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Волгоградского государственного педагогического университета, Волгоград, Россия, al.medvedeff2009@yandex.ru
Жуланова И.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Волгоградского государственного педагогического университета, Волгоград, Россия, irina.julanova2010@yandex.ru

Аннотация

В статье обсуждаются возможности определения такого действия, которое могло бы быть представлено как единица человеческой субъектности. Явление субъектности рассматривается как культурно опосредствованное действие, в котором человек обнаруживает и строит ресурсы саморазвития. Субъектность соотносится с близкими по внешним проявлениям, но не соответствующим по исходным основаниям формам человеческой активности. В качестве прототипов такого действия рассматриваются внешнее предметное действие (А. Н. Леонтьев), нередуцированная форма трудового акта (К. Маркс), эстетическое действие (М. М. Бахтин, Л. С. Выготский, В. Б. Шкловский), игровое действие (Д. Б. Эльконин, Л. И. Эльконинова), учебное действие (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов). В качестве искомого прототипа полагается такое действие, в котором, во-первых, акцентирована смысловая сторона, во-вторых, предполагается инициация другого действия, что делает эти действия «открытыми» (Б. Д. Эльконин). Такие действия содержат средства самообнаружения субъекта и средства его «собирания» (М. К. Мамардашвили).

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Человек — участник многих видов активности, включающих как творческие преобразования, так и редуцированные, стереотипные формы поведения. Задача статьи — реконструкция тех культурных прототипов человеческой активности, в которых представлена человеческая субъектность, чтобы в последующем перейти к их психологической транскрипции.

Субъектность — это явление, которое не возникает естественным образом, а лишь в определенных культурных контекстах при определенных условиях, и предполагает определенные культурные опосредствования. К этому неоднократно обращался в своих лекциях-беседах М. К. Мамардашвили. В его «Картезианских размышлениях» данная тема представлена, в частности, следующим образом: человек, чтобы поступать собственно человеческим образом, не реактивно, не стереотипно, а осознанно, должен предпринять определенные усилия по «собиранию себя». Явление человека как «собранного субъекта» предполагает «… сосредоточение и координированное держание условий своего собственного воспроизводства и пребывания в качестве актуального состояния» [18, с. 141]. Для явления субъекта, для этого особого акта «собирания сознания» в человеческой культуре выработаны специальные средства — знак, символ, миф, драма, молитва и многое другое.

Литература
  1. Арсеньев А. С. Переход от старой теории к новой как превращение понятия (К анализу принципа соответствия в физике) // Анализ развивающегося понятия. М., 1967.
  2. Арсеньев А. С. Философские основания понимания личности. М., 2001.
  3. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
  4. Берлянд И. Е. Игра как феномен сознания. Кемерово, 1992.
  5. Библер В. С. Предметная деятельность в концепции Маркса и самодетерминация индивида. М., 1978.
  6. Библер В. С. Диалог культур и школа XXI века //Школа диалога культур. Кемерово, 1993.
  7. Брушлинский А. В. Психология субъекта. М., 2003.
  8. Венгер А. Л., Слободчиков В. И., Эльконин Б. Д. Проблемы детской психологии и научное творчество // Вопросы психологии. 1988. № 3.
  9. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 6. М.,1984.
  10. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1987.
  11. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения.М., 1986.
  12. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М., 2000.
  13. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994.
  14. Зинченко В. П. Шепот раньше губ, или Что предшествует эксплозии детского языка // Культурно-историческая психология. 2008. № 2.
  15. Кант И. Критика чистого разума. М., 1994.
  16. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.,1981.
  17. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 2. М., 1983.
  18. Мамардашвили М. К. Картезианские размышления.М., 1993.
  19. Мамардашвили М. К. Необходимость себя. М., 1996.
  20. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Т. 42.
  21. Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. Томск,1993.
  22. Шкловский В. Б. Искусство как прием // О теории прозы. М., 1983.
  23. Эльконин Б. Д. Психология развития. М., 2001.
  24. Эльконин Б. Д. Действие как единица развития //Вопросы психологии. 2004. № 1.
  25. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды.М., 1989.
  26. Эльконинова Л. И. О единице сюжетно-ролевой игры // Вопросы психологии. 2004. № 1.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика