Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8224Ключевые слова 20166 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Причины проявления агрессии в детском возрасте 2914

Фомиченко А.С., кандидат психологических наук, доцент, Оренбургский государственный университет, Оренбург , Россия, anzitadel@mail.ru

Аннотация

Статья посвящается анализу возможных причин проявления детской агрессии. Рассматривается влияние семейных, индивидуальных, школьных факторов. Выделяются условия семейного воспитания, которые способствуют возникновению и закреплению агрессивных проявлений. Значимыми оказываются следующие моменты: снисходительное отношение родителей к проявлениям агрессивности своих детей и строгость наказания. Выявляется взаимосвязь между просмотром сцен насилия, жестокости и эротики на телеэкране и агрессивного поведения детей. Рассматриваются характеристики личности ребенка, которые определяют вероятность того, станут ли определенные дети агрессорами или жертвами. Особое внимание уделяется влиянию школы на становление детской агрессивности. Подчеркивается актуальность и важность изучения данного вопроса, возможность применения знаний для прогнозирования и своевременной коррекции агрессивного поведения на ранних этапах онтогенеза.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В последнее время современные исследователи, обсуждая вопросы школьных конфликтов, акцентируют свое внимание на взаимоотношениях учителя, ученика и родителей. Сравнительно меньше информации можно найти о конфликтах между учениками.

Более тщательное изучение конфликтов между учителем, учеником и родителями, по нашему мнению, диктуется самой практикой повседневной жизни. Зачастую родители очень эмоционально реагируют на страдания собственного ребенка, и в большинстве случаев винят школу. Они критикуют стиль преподавания учителя, его несправедливое отношение к ученикам, состав класса, требуют улучшение морального климата в школе и ужесточения наказания. Кроме того, очень часто родители, с головой уходят в работу и свое невнимание к детям компенсируют лишь материально, потакая любым «манипуляциям».

Учителя, подобно родителям, также исходят из объяснений, наиболее удобных для себя. По их мнению, причины агрессивного поведения детей, как правило, заключаются не в погрешностях преподавания или неустойчивости порядка в школе, а во влиянии на детей улицы или семьи, а также в неконтролируемом просмотре телевизионных программ. Учителя отвергают родительские обвинения в собственной некомпетентности, требуя вначале изменить подход к воспитанию.

В то же время, все чаще можно услышать о жестокости со стороны учителя. Особенно отмечают проблему психологического давления на ребенка, ведь дети беззащитны перед агрессией взрослого, они не обладают достаточным жизненным опытом и способностью к деловому осмыслению ситуации. Кроме того, их ролевое положение в системе школьного образования по сравнению с учителями далеко не равное.

Литература
  1. Агрессия у детей и подростков: Учебное издание / Под ред. Н. М. Платоновой. СПб., 2006.
  2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М., 2000.
  3. Берковиц Л. Влияние сцен насилия на зрителей // «Общественное животное. Исследования» / Под  ред. Э. Аронсона.  СПб., 2003.
  4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 2001.
  5. Дышлевой А. Ю. Агрессия как форма противоправного сексуального поведения // Международный медицинский журнал. 2002. Т. 8. № 4.
  6. Ениколопов С. Н., Широкова О. Малолетние преступники. Электронная версия: http://www.svobodanews.ru/articlete.aspx?exactdate=20061103140014387.
  7. Жамкочьян М.  Агрессия не исчезает и не появляется. Электронная версия: http://www.follow.ru/article/316.
  8. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. СПб., 2003.
  9. Смирнова Е. О., Хузеева Г. Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности. // Вопросы психологии. 2002. №1.
  10. Собкин В. С., Глухова Т. В. Насилие и эротика на телеэкране глазами подростка // Телефорум. 2001. № 12.
  11. Фурманов И. А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. СПб., 2007. 
  12. Хорсанд Д. Причины детской агрессивности. Электронная версия: http://adalin.mospsy.ru/l_02_00/l_02_09e.shtml.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика