Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Динамика развития творческого мышления в онтогенезе 1573

Берсенева Н.В., аспирант кафедры возрастной психологии факультета психологии, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия, bersenat@mail.ru

Аннотация

Изучалась возрастная динамики развития творческого (или продуктивного) мышления. Общий уровень развития творческого мышления оценивался на основе открытых субъектом типов решения задач. В сравнительно-возрастном исследовании детям от раннего возраста до подросткового (более 200 человек) и 50 взрослым предъявлялась некоторая последовательность задач «на соображение», упорядоченных по уровню сложности их решения. Согласно полученным данным, начиная с дошкольного возраста наблюдается общее увеличение творческой продуктивности, которое имеет вид кривой с насыщением. Через анализ результатов решения задач в разных возрастных группах были выделены уровни развития творческого мышления и определены соответствующие им типы задач.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Во втором подходе творческое мышление рассматривается с точки зрения его процессуальных характеристик [3; 11]. Для исследования традиционно применяется метод проблемных ситуаций, где в ходе решения малых творческих задач, или так называемых задач «на соображение» (ЗнС), субъекту необходимо преобразовать свой опыт, открыть способ решения задачи, создать средства для нахождения ответа [1]. Предполагается, что творческие механизмы универсальны как для решения масштабных творческих задач, так и ЗнС [5]. При этом большое значение приобретают наблюдение за поведением испытуемого, анализ его действий по продвижению к цели и высказываний по ходу решения, позволяющих изучать этапы творческого процесса, механизмы и условия протекания творческой деятельности. Однако этот метод для диагностики уровня сформированности творческого мышления в онтогенезе обычно не применяется, тогда как в рамках педагогической работы с детьми дошкольного и школьного возраста задачи на смекалку, на сообразительность активно используются [6; 7]. Но без учета возрастных закономерностей развития творческого мышления такая работа носит случайный и непоследовательный характер. Чтобы восполнить имеющийся недостаток исследований в данной области, было проведено сравнительно-возрастное исследование творческого мышления на материале решения задач «на соображение» (ЗнС).

Главной целью нашего исследования стало определение уровня сформированности творческого мышления у дошкольников, младших школьников и подростков при помощи ЗнС. В основе проведенного исследования лежит предположение, что общий уровень развития творческого мышления может быть оценен на основании доступных субъекту типов решения задач «на соображение».

Определенные сложности на пути к цели исследования связаны с многообразием малых творческих задач и отсутствием их четкой систематизации. Поэтому составление системы задач, которая позволит выявить возрастные особенности творческого мышления, стало неотъемлемым этапом нашей работы. Проанализировав известные ЗнС, традиционно применяемые в рамках исследований творческого мышления, и определив их диагностическую ценность в ходе пилотажных исследований, мы ограничили свой выбор невербальными ЗнС геометрического типа, поскольку они имеют самый широкий возрастной диапазон применимости. В качестве основы для классификации были выбраны способы (принципы) решения задач, поскольку именно открытие этих способов, неизвестных субъекту ранее, и придает процессу мышления творческий характер.

Литература
  1. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М.-Л., 1956.
  2. Гальперин П. Я., Данилова В. Л. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач // Вопр. психологии. 1980. № 1.
  3. Дункер К. Подходы к исследованию продуктивного мышления // Хрестоматия по общей психологии. МГУ. 1981.
  4. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. М., Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1996 г.
  5. Леонтьев А. Н., Пономарев Я. А., Гиппенрейтер Ю. Б. Опыт экспериментального исследования мышления // Хрестоматия по общей психологии. МГУ. 1981.
  6. Малый мехмат МГУ им. М. В. Ломоносова. Официальный сайт // http://mmmf.mathmsu.su/
  7. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., 1990.
  8. Новикова Е. Р. Особенности рефлексивных механизмов мышления у школьников подросткового возраста // Вестник  Моск. Ун-та. Сер. 14, Психология. 1984. №4.
  9. Обухова Л. Ф. О закономерностях функционального и возрастного развития психики ребенка // Возрастная психология. М. 1996.
  10. Пиаже Ж. О природе креативности // Вестник  Моск. Университета. Сер.14. Психология. 1996. №3.
  11. Пономарев Я. А.  Психология творчества. М., 1976.
  12. Трик Х. Е. Основные направления экспериментального изучения творчества // Хрестоматия по общей психологии. МГУ. 1981.
  13. Mayer R. Fifty Years of Creativity Research // Ed. by R. J. Sternberg. Handbook of Creativity. Cambridge, 1999.
  14. Sternberg R., Lubart T. The Concept of Creativity: Prospects and Paradigms // Ed. by R.J. Sternberg. Handbook of Creativity. Cambridge, 1999.
  15. Torrance E. P. Torrance Tests of creative thinking: Norms Technical Manual. Princeton, New Jersey, 1966.
Статьи по теме

Петров В.Е., Кокурин А.В., Екимова В.И., Котенева А.В., Березина Т.Н.

Оценка толерантности военнослужащих к экстремистской идеологии

CrossRef doi:10.17759/psylaw.2019090205

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика