Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8105Ключевые слова 19767 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Социальная депривация и дизонтогенез как условия развития личности подростка 1997

Кулагина И.Ю., кандидат психологических наук, профессор, кафедра возрастной психологии имени проф. Л.Ф. Обуховой, Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, dissovetmgppu@mail.ru
Поляков Е.А., кандидат психологических наук, доцент факультета экстремальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия

Аннотация

В статье представлены результаты исследования личностных особенностей подростков — воспитанников детских домов с нормативным развитием и проблемами в развитии (задержкой психического развития, умственной отсталостью — т. е. отставанием в развитии как формой дизонтогенеза). При сравнении с подростками, воспитывающимися в семьях, выявлена специфика становления в подростковом возрасте мотивации, ценностных ориентаций, восприятия времени и агрессивности социальных сирот. Показано, что при нормативном развитии и ЗПР в условиях закрытого образовательного учреждения интенсивно развивается гедонистическая мотивация, подчиненная принципу удовольствия, повышается агрессивность в ситуациях фрустрации и снижается субъективная скорость воспринимаемого времени. Личностное развитие умственно отсталых подростков, отличающихся повышенной конформностью, при отсутствии внешних асоциальных влияний оказывается более близким к нормативному. Предполагается, что воспитательный эффект в коррекционном интернате VIII вида ситуативен. В статье обсуждаются вопросы роли условий воспитания и дизонтогенеза в развитии личности.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб., 2001.
  2. Асеев В. Г. Феномен неоднозначности воздействий: мотивационные механизмы // Мотивация в современном мире. М., 2011.
  3. Боташева А. М. Психологические особенности под­ростков в разных типах образовательных и социальных уч­реждений: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Ставро­поль, 2004.
  4. Братусь Б. С. Личностные смыслы по А. Н. Леонтье­ву и проблема вертикали сознания // Традиции и перспек­тивы деятельностного подхода в психологии: школа А. Н. Леонтьева. М., 1999.
  5. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. СПб., 2006.
  6. Выготский Л. С. Диагностика развития и педологиче­ская клиника трудного детства // Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. М., 1983.
  7. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев, 1984.
  8. Головко Н. В. Специфика формирования эго-защит­ных механизмов и состояние здоровья у детей, воспитыва­ющихся в детских домах: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. СПб., 2004.
  9. Грибанова Г. В. Психологическая характеристика личности подростков с задержкой психического разви­тия // Психология детей с задержкой психического разви­тия: Хрестоматия. СПб., 2004.
  10. Дзугкоева Е. Г. Особенности личности и их проявле­ния в поведении подростков с задержкой психического раз­вития: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2000.
  11. Дьяконова Т. И. Особенности характера и познава­тельных способностей подростков-воспитанников детских домов: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. СПб., 2000.
  12. Егорова М. А. Особенности психологических ново­образований подростков в школе-интернате // Дефекто­логия. 2006. № 1.
  13. Ермолаева­Томина Л. Б., Бенедиктова Г. Ф. Принци­пы индивидуализации обучения // Научно-методические основы и опыт организации психологической службы. Ч. 1. Ташкент, 1988.
  14. Зарецкий В. К., Дубровская М. А., Ослон В. Н., Холмо­горова А. Б. Пути решения проблемы сиротства в России. М., 2002.
  15. Инденбаум Е. Л. Психосоциальное развитие подро­стков с легкими формами интеллектуальной недостаточ­ности в разных образовательных средах // Дефектология. 2011. № 2.
  16. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подро­стков. СПБ., 2007.
  17. Комплексная помощь семье с приемным ребенком / Под ред. А. М. Щербаковой. М., 2002.
  18. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосозна­ние. М., 1984.
  19. Кондратьев М. Ю. Социальная психология в обра­зовании. М., 2008.
  20. Коробейников И. А., Инденбаум Е. Л. Проблемы диа­гностики, коррекции и прогноза при организации сопро­вождения детей с легким психическим недоразвитием // Дефектология. 2009. № 5.
  21. Кравчино Е. О. Особенности авторитета педагога для разновозрастных и разностатусных воспитанников за­крытых образовательных учреждений: Автореф. дисс… канд. психол. наук. М., 2004.
  22. Круглов Б. С. Формирование ценностных ориента­ций личности // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987.
  23. Кулагина И. Ю. Проблемы доминирующей мотива­ции в контексте теории деятельности А. Н. Леонтьева // Московская психологическая школа. История и современ­ность. Т. 4 / Под ред. В. В. Рубцова. М., 2007.
  24. Лебединская К. С. Клинико-психологический ана­лиз нарушений поведения у подростков: синдром психиче­ской неустойчивости // Дефектология. 1980. № 5.
  25. Лебединский В. В. Нарушение психического разви­тия в детском возрасте. М., 2006.
  26. Левин К. Динамическая психология. Избранные труды. М., 2001.
  27. Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб., 2007.
  28. Методики оценки уровня психологического здоро­вья у детей школьного возраста: Учебно-методическое посо­бие / Под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. М., 2007.
  29. Мухина В. С. Психологическая помощь детям, вос­питывающимся в учреждениях интернатного типа // Во­просы психологии. 1989. № 1.
  30. Мэй Р. Любовь и воля. М., 1997.
  31. Неймарк М. С. Направленность личности и аффект неадекватности у подростков // Изучение мотивации по­ведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. М., 1972.
  32. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива бу­дущего. М., 2004.
  33. Обсуждение доклада Г. С. Костюка «О роли наслед­ственности, среды и воспитания в психическом развитии ребенка» // Вопросы психологии. 1990. № 1.
  34. Павлычева Т. Н. Социально-психологические аспек­ты адаптированности выпускников интернатных сирот­ских учреждений в открытом социуме: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2010.
  35. Петрова В. Г. Умственно отсталые дети // Специ­альная психология / Под ред. В. И. Лубовского. М., 2006.
  36. Петровский В. А. Логика «Я». М.; Тула, 2008.
  37. Поляков Е. А. Развитие личности подростков в усло­виях социальной депривации и дизонтогенеза: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2009.
  38. Поппе Г. К. Нарушения поведения у олигофренов // Биологические и социальные факторы нарушения поведе­ния у детей и подростков: Сб. научных трудов. Л., 1989.
  39. Постоева В. А. Ценностно-потребностная сфера личности социально-депривированных подростков: Авто­реф. дисс. … канд. психол. наук. Томск, 2004.
  40. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сирот­ства. СПб., 2005.
  41. Психическое развитие воспитанников детского до­ма / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. М., 1990.
  42. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.
  43. Смирнова Е. О., Лагутина А. Е. Осознание своего опыта детьми в семье и детском доме // Вопросы психоло­гии. 1991. № 6.
  44. Толстых Н. Н. Некоторые особенности мотивации и временной перспективы детей-сирот из учреждений // Психологическая наука и образование. 2009. № 3.
  45. Толстых Н. Н. Хронотоп: культура и онтогенез. М.; Смоленск, 2010.
  46. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  47. Черепанова У. Г. Психологический анализ особен­ностей общения педагогов и подростков с задержкой пси­хического развития, воспитывающихся в учреждениях ин­тернатного типа // Актуальные проблемы воспитания и образования. Вып. 4. Самара, 2004.
  48. Чупрова М. А. Нарушения интерперсональных от­ношений и эмоционального развития у детей-сирот без опыта жизни в семье: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2007.
  49. Шипицына Л. М. Психология детей-сирот. СПб., 2005.
  50. Wallach M. A., Green L. R. On age and the subjective speed of time // Journal of Gerontology. 1961. Vol. 16.
Статьи по теме

Клиническая психология  |  Бочавер К.А., Данилов А.Б., Нартова-Бочавер С.К., Квитчастый А.В., Гаврилова О.Я., Зязина Н.А.

Перспективы салютогенного подхода к профилактике синдрома выгорания у российских врачей

CrossRef doi:10.17759/cpse.2019080104

 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика