Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8060Ключевые слова 19701 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Исследования зоны ближайшего развития ребенка в отечественной и зарубежной психологии 1779

Башмакова С.Е., sonyabash@yandex.ru

Аннотация

Статья представляет собой аналитический обзор исследований зоны ближайшего развития (ЗБР). Выделены основные направления отечественных и зарубежных исследований, проведен анализ концепции скаффолдинга — американского воплощения идеи ЗБР. Показано, что несмотря на тесную связь ЗБР и скаффолдинга, эти понятия нельзя считать идентичными: скаффолдинг — зона инициативы взрослого, его обучающего воздействия, подстроенного под индивидуальные возможности ребенка, ЗБР — пространство сотрудничества ребенка и взрослого, созданное инициативой ребенка с помощью взрослого. В статье делается вывод, что при всей широте и глубине имеющихся исследований проблема взаимосвязи индивидуальных стратегий деятельности ребенка в ЗБР с развитием его интеллектуальных способностей остается малоизученной. Именно эта проблема является наиболее важным аспектом дальнейшего изучения ЗБР не только с точки зрения видов помощи, оказываемой взрослым ребенку, но с точки зрения типов стратегий освоения ЗБР ребенком.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Белопольская Н. Л. Компоненты зоны ближайшего развития у детей // Вопросы психологии. 1997. № 1.
  2. Выготский Л. С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М., 2006.
  3. Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1983.
  4. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982.
  5. Выготский Л. С. Проблема возраста // Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М., 2006.
  6. Варданян Г. А. К вопросу о критерии оценки «зоны ближайшего развития» // Научное творчество Л. С. Выготского и современность. М., 1981.
  7. Гальперин П. Я. Лекции по психологии. М., 2005.
  8. Гальперин П. Я., Эльконин Д. Б. К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления. Послесловие к кн.: Дж. Х. Флейвелл. Генетическая психология Жана Пиаже. М., 1967.
  9. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  10. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. 3е изд., дополн. М., 1999.
  11. Зарецкий В. К. Зона ближайшего развития: о чем не успел написать Выготский… // Культурноисторическая психология. 2007. № 3.
  12. Зинченко В. П., Мещеряков Б. Г. Совокупная деятельность как генетически исходная единица психического развития // Психологическая наука и образование. 2002. № 2.
  13. Иванова А. Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М., 1976.
  14. Корепанова И. А. Структура и содержание зоны ближайшего развития ребенка в процессе становления предметного действия: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2004.
  15. Корепанова И. А., Сафронова М. А. Три понятия о реальности детского развития: обучаемость, зона ближайшего развития и скаффолдинг// Культурноисторическая психология. 2011. № 2.
  16. Кравцова Е. Е. Культурноисторические основания зоны ближайшего развития // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 4.
  17. Обухова Л. Ф., Корепанова И. А. Зона ближайшего развития: пространственновременная модель // Вопросы психологии. 2005. № 6.
  18. Цукерман Г. А. Взаимодействие ребенка и взрослого, творящее зону ближайшего развития // Культурно-историческая психология. 2006. № 4.
  19. Шопина Ж. П. Психологические закономерности формирования и актуализации зоны ближайшего развития: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2002.
  20. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4.
  21. Ярошевский М. Г. Лев Выготский. М., 1989.
  22. Abbot D. The zone of proximal development: an inquiry into its nature and metaphor experiment, 1996.
  23. Bodrova E., Leong D. J. Scaffolding emergent writing in the zone of proximal development // Literacy Teaching and Learning. 1998. Vol. 3. № 2.
  24. Burch J. R. A study of examining the impact of scaf folding young children's acquisition of literacy in primary grade: A dissertation for the degree of doctor of philosophy / J. R. Burch. Louisiana State University, 2007.
  25. Chaiklin S. The zone of proximal development in Vygotsky's analysis of learning and instruction. Cambridge University Press, 2003.
  26. Chak A. Adult sensitivity to children's learning in ZPD / A. Chak // Journal for the Theory of Social Behaviour. 2001. Vol. 31. № 4.
  27. Cheyne J. A. Dialogue, Difference, and the «third voice» in the ZPD / J. A. Cheyne, D. Tarulli // Theory and Psychology. 1999. № 9.
  28. Cole M., Nicolopoulou A. Activiting the zoped: activity systems and development // Finland, 1999.
  29. Fabes R., & Martin C. L. Exploring development through childhood. Boston, 2001.
  30. Goldstein L. S. The relation zone: the role of caring relationships in the coconstruction of mind/ L. S. Goldstein// American Educational research Journal. 1999. Vol. 36. № 3.
  31. Jacobs G. Providing the scaffold: a model for early childhood/primary teacher preparation // Early Childhood Education Journal. 2001. Vol. 29. № 2.
  32. Krause K., Bocher S. & Duchense S. Educational Psychology for Learning and Teaching. Australia, 2003.
  33. McDevitt T. M. & Ormrod J. E. Child Development and Education. N. J., 2002.
  34. Mercer N. Developing dialogues // Wells G., Claxton G. (Еd.) Learning for life in the C21st: sociocultural perspectives on the future of education. Oxford: Blackwell, 2002.
  35. Newman D., Griffin P., Cole M. The Construction Zone: Working for Cognitive in School. Cambridge University Press, 1989.
  36. Rogoff B. Apprenticeship in thinking: cognitive development in social context. N.Y., 1990.
  37. Tzuriel D. Dynamic assessment of young children: educational and intervention perspectives // Educational Psychology Review. 2000. Vol. 12. № 4.
  38. Valsiner J., Van der Veer R. The encoding of distance: the concept of the zone of proximal development and its interpretation // Cocking R. R., Renninger K. A. (eds.). The Development and Meaning of Psychological Distances. Hillsdale, N. J., 1993.
  39. Verenikina I. Understanding Scaffolding and the ZPD in Educational Research / Conference papers, International Education Research Conference. Auckland, New Zealand, 2003 / Australian Association for Research in Education [site] http://www.aare.edu.au/03pap/ver03682.pdf.
  40. Wood D., Bruner J., Ross G. The role of tutoring in problem solving // Journal of Child Psychology and Child Psychiatry. 1976. № 17.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика