Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8451Ключевые слова 20578 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Возрастные преобразования познавательных функций у детей в возрасте от 5 до 7 лет: нейропсихологический анализ * 1351

Семенова О.А., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Институт возрастной физиологии РАО, Москва, Россия, semenova_neuro@yahoo.com
Мачинская Р.И., доктор биологических наук, старший научный сотрудник, зав. лабораторией, Институт возрастной физиологии РАО, Москва, Россия, regina_machinskaya@yahoo.com

Аннотация

Цель исследования состояла в выявлении возрастных преобразований познавательных функций у детей в период от 5 до 7 лет. В исследовании приняли участие 15 детей 5—6 лет и 27 детей 6—7 лет с нормальным статусом. Все дети прошли полное нейропсихологическое обследование по классической схеме А.Р. Лурии, адаптированной для детей 6—9 лет Т.В. Ахутиной с соавторами и модифицированной в целях настоящего исследования. Исследование показало, что у детей без когнитивных и/или поведенческих трудностей при переходе от 5—6 к 6—7 годам происходят существенные изменения познавательной сферы, которые касаются как произвольной регуляции деятельности, так и процессов обработки вербальной и зрительно-пространственной информации. Отмечается улучшение возможностей усвоения инструкций и алгоритмов деятельности. В сфере обработки зрительной информации повышаются возможности синтеза целостного образа и восприятия структурно-топологических отношений и пропорций, а также эффективность зрительного запоминания. В речевой сфере наблюдаются прогрессивные изменения преимущественно лексических и семантических аспектов речи. Показано, что возрастные изменения отдельных компонентов произвольной регуляции деятельности, зрительного восприятия и речевых функций взаимосвязаны. По другим компонентам когнитивной деятельности значимых возрастных изменений при переходе от 5—6 к 6—7 годам обнаружено не было, что говорит о гетерохронном созревании различных составляющих когнитивной деятельности на данном этапе онтогенеза. Взаимосвязанность прогрессивных изменений познавательных функций может быть обусловлена наличием общих факторов, определяющих их развитие.

Рубрика: Памятные даты

Тип: научная статья

* Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант № 10-06-00693а).

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Алферова В.В. Отражение возрастных особенностей функциональной организации мозга в электроэнцефалограмме покоя // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга / Д.А. Фарбер, Л.К. Семенова,В.В. Алферова и др. Л., 1990.
  2. Безруких М.М., Теребова Н.Н.  Зрительное восприятие как интегративная характеристика познавательногоразвития детей 5—7 лет // Альманах «Новые исследования». 2008. № 1.
  3. Бетелева Т.Г. Системная организация процесса восприятия // Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / Под ред. Д.А. Фарбер,М.М. Безруких. М., 2009.
  4. Дети с СДВГ: причины, диагностика, комплексная помощь: Учеб. пособие / Под ред. М.М. Безруких. М., 2009.
  5. Дубровинская Н.В. Развитие речи и организация вербальной деятельности // Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / Под ред. Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. М., 2009.
  6. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. I. Психическое развитие ребенка. М., 1986.
  7. Крупская Е.В., Мачинская Р.И. Возрастные изменения параметров распознавания иерархических стимулов в условиях направленного внимания у детей от 5 до 10 лет // ЖВНД. 2010. Т. 60. № 6.
  8. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.
  9. Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д. Хомской. М., 1979.
  10. Манелис Н.Г.  Развитие оптико-пространственных функций в онтогенезе // Школа здоровья. 1997. № 3.
  11. Мачинская Р.И. Нейрофизиологические механизмы произвольного внимания (аналитический обзор) // ЖВНД. 2003. Т. 53. № 2.
  12. Мачинская Р.И. Функциональное созревание мозга и формирование нейрофизиологических механизмов избирательного произвольного внимания у детей младшего школьного возраста // Физиология человека. 2006. Т. 32. № 1.
  13. Мачинская Р.И., Лукашевич И.П., Фишман М.Н. Динамика электрической активности мозга у детей 5—8 летнего возраста в норме и при трудностях обучения // Физиология человека. 1997. Т. 23. № 5.
  14. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Под ред. Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. М., 2008. 15.  15.
  15. Фарбер Д.А., Мачинская Р.И. Функциональная организация мозга в онтогенезе и ее отражение в электроэнцефалограмме покоя // Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / Под ред. Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. М., 2009.
  16. Фарбер Д.А., Петренко Н.Е. Нейрофизиологические механизмы опознания фрагментарных изображений в 5—6-летнем возрасте // Физиология человека. 2011. Т. 37. № 6.
  17. Цехмистренко Т.А., Васильева В.А., Шумейко Н.С., Черных Н.А. Структурные преобразования коры большого мозга и мозжечка человека в постнатальном онтогенезе // Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / Под ред. Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. М., 2009.
  18. Chugani H.T. A Critical Period of Brain Development: Studies of Cerebral Glucose Utilization with PET // Preventive medicine. 1998. Vol. 27.
  19. Hanania R., Smith L.B. Selective Attention and Attention Switching: Toward a Unified Developmental Approach // Dev. Sci. 2010. Vol. 13. № 4.
  20. Huttenlocher P.R. Synaptic Density in Human Frontal Cortex — Developmental Changes and Effects of Aging // Brain Res. 1979. Vol. 163.
  21. Poirel N., Mellet E., Houde’ O., Pineau A. First Came the Trees, Then the Forest: Developmental Changes During Childhood in the Processing of Visual Local-Global Patterns According to the Meaningfulness of the Stimuli. Developmental Psychology. 2008. Vol. 44.
  22. Poirel N., Simon G., Cassotti M., Leroux G., Perchey G., et al. The Shift from Local to Global Visual Processing in 6-Year-Old Children is Associated with Grey Matter Loss // PLoS ONE. June 2011. Vol. 6. № 6.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика