Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Онтогенез и история: осмысляя передовые теории 1126

Остердихофф Г.В., Habilitation for sociology, Dr.soz.wiss., Dr. phil. Universities of Karlsruhe, of Bremen, of Duisburg, Oesterdiekhoff@t-online.de

Аннотация

В период между 1800 и 1945 или 1970 годами ведущие ученые из разных областей науки опирались в своих теоретических моделях общественной эволюции на сопоставление онтогенеза с историей и детского развития с развитием примитивного человека. Несмотря на то что современные передовые взгляды почти повсеместно вытеснили устаревшие подходы, некоторые авторы полагают, что прежние теории, доминировавшие на протяжении более 150 лет и имевшие в числе своих сторонников огромное число замечательных ученых, уважаемых и в наши дни, более уместны, нежели современные теории, блокирующие развитие науки. В тот же самый период времени, когда взгляды, которые признаются ведущими сегодня, сражались за свое место под солнцем, эмпирические исследования, по сути, подкрепляли когнитивно-эволюционные теории, одновременно доказывая ложность релятивизма и универсализма. На мой взгляд, возрождение гуманитарных и общественных наук должно быть основано на адекватных подходах к развитию. В данной статье представлены ведущие ученые, которым удалось наиболее полно обозначить узловые точки дискуссий, и тем самым открывается возможность поразмышлять над историей психологии развития.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

The comparison between ontogenetic and historical developments goes back at least to scholars from the period of enlightenment. Georg W.F. Hegel resumed this idea in his "phenomenology", and one his most famous disciples, Ludwig Feuerbach (1985), in 1841 built his well-known theory of religion on it, maintaining that a childlike psyche, characterizing all pre-modern peoples, may have caused religion, whereas the industrialized populations surmount religion and establish the atheistic worldview due to their anthropological maturation and their entering of the stage of psychological adulthood.

Литература
  1. Baldwin J.M. Genetic theory of reality. N. Y., 1915.
  2. Comte A. Cours de philosophie positive. Paris, 1840.
  3. Dasen P. Piagetian cross-cultural psychology. N. Y.,1977.
  4. Dasen P., John W.B. (Eds.) Culture and cognition. Readings in cross-cultural psychology. London, 1974.
  5. Eckensberger L. et al. (Hrsg.) Cross-cultural contributions to psychology. Amsterdam, 1979.
  6. Feuerbach L. The essence of Christianity. N. Y., 1985.
  7. Flynn J. What is intelligence? Cambridge, 2007.
  8. Flynn J.R. Lurija und das Paradox massiver IQ-Gewinne langs der Zeit. In Georg W. Oesterdiekhoff, Heiner Rindermann (Hrsg.), Kultur und Kognition (111—132). Hamburg; Munster, 2008.
  9. Gellathy A.R.H. Acquisition of a concept of logical necessity // Human development. 1987. № 30.
  10. Habermas J. Zur Rekonstruktion des Historischen Materialismus. Frankfurt am Main, 1976.
  11. Hallpike C. Foundations of primitive thought. Oxford, 1979.
  12. Hallpike C. The evolution of moral understanding. London, 2004.
  13. Ibarra L. Creencias, mitos y rituales en el mundo prehispanico. Guadalajara, 2007.
  14. Jahoda G. Piaget and Levy-Bruhl // History of Psychology. 2000. № 3.
  15. Lurija A.R. Cognitive development. Its cultural and social foundations. Harvard, 1982.
  16. Maistriaux R. La sous-evolution des noirs d’Afrique. Sanature, ses causes, ses remedes // Revue de psychologie des peuples. 1955. № 10.
  17. Mogdil S., Celia M. Piagetian research. Vol. 1—8. London, 1976.
  18. Oesterdiekhoff G.W. Kulturelle Bedingungen kognitiver Entwicklung. Der strukturgenetische Ansatz in der Soziologie. Frankfurt am Main, 1997.
  19. Oesterdiekhoff G.W. Zivilisation und Strukturgenese. Norbert Elias und Jean Piaget im Vergleich. Frankfurt am Main, 2000.
  20. Oesterdiekhoff G.W. The spread of AIDS in developing countries. A psycho-cultural approach. (zusammen mit Heiner Rindermann) // The journal of social, political, and economic studies. 2007а. Vol. 32. № 2.
  21. Oesterdiekhoff G.W. Ancient sun cults: Understanding religious rites in terms of developmental psychology // The mankind quarterly. 2007b. № 48.
  22. Oesterdiekhoff G.W. Mental growth of humankind in history. Norderstedt, 2009a.
  23. Oesterdiekhoff G.W. Trials against animals. A contribution to the developmental theory of mind and rationality // The mankind quarterly. 2009b. № 3 / 4.
  24. Oesterdiekhoff G.W. The steps of man towards civilization. The key to disclose the riddle of history. Norderstedt, 2011a.
  25. Oesterdiekhoff G.W. La sociologia genetico-estructural como heredera de la sociologia clasica y de la teoria de la civilizacion. // V. Weiler (directora academica), Norbert Elias y el problema del desarrollo humano. Bogota, Colombia, 2011b.
  26. Oesterdiekhoff G.W. Die geistige Entwicklung der Menschheit. Weilerswist, 2012a.
  27. Oesterdiekhoff G.W. Die Entwicklung der Menschheit von der Kindheitsphase zur Erwachsenenreife. Wiesbaden, 2012b.
  28. Oesterdiekhoff G.W. Traumzeit der Menschheit. Wesen, Ursprung und Untergang der Religion (forthcoming), 2013.
  29. Piaget J. The moral judgment of the child. N. Y., 1932.
  30. Piaget J. The child’s conception of the world. N. Y., 1959.
  31. Piaget J. The child’s conception of physical causality. Totowa; New Jersey, 1969.
  32. Piaget J. Need and significance of cross-cultural studies in genetic psychology // P. Dasen, J. Berry (Eds.), Culture and cognition. London, 1974.
  33. Piaget J. Gesammelte Werke. Zehn Bande. (vol. 8—10: Original: Piaget J. Introduction a l’epistemologie genetique. Vol. 1: La pensee mathematique, vol. 2: La pensee physique, vol. 3: La pensee biologique, la pensee psychologique, la pensee sociologique. Paris, 1950). Stuttgart, 1975a.
  34. Piaget J. The origin of the idea of chance in children. N. Y., 1975b.
  35. Piaget J., Rolando G. Psychogenesis and the history of sciences. N. Y., 1989.
  36. Poortinga Y.H. Basic problems in cross-cultural psychology. Amsterdam; Lisse, 1977.
  37. Porteus S.D. Primitive intelligence. N. Y., 1937.
  38. Rindermann H. Wechselwirkungen zwischen Intelligenz und Gesellschaft aus Perspektive der psychometrischen Intelligenzforschung // Oesterdiekhoff G.W., Rindermann H. (Hrsg.) Kultur und Kognition. Hamburg; Munster, 2008.
  39. Schroder E. Vom konkreten zum formalen Denken. Bern, 1989.
  40. Vernon P.E. Intelligence and cultural environment. London, 1969.
  41. Werner H. Einfuhrung in die Entwicklungspsychologie. (English: Comparative psychology of mental development. N. Y., 1948). Munchen, 1959.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика