Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Научные идеи П.Я. Гальперина и их развитие в современной деятельностной теории учения 3622

Габай Т.В., доктор психологических наук, профессор кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия, tvgabay@mail.ru

Аннотация

Говорится о значимости фундаментальных положений теории поэтапного (планомерного) формирования умственных действий П.Я. Гальперина для дальнейшего развития деятельностной теории учения. Отмечаются его заслуги в отношении структурного анализа деятельности и методологическое значение введенного им понятия «субъект». Обсуждаются варианты понятия «ориентировочная основа действия». Выявляется двойственность содержания понятия «ориентировочная часть действия». Рассматриваются возможности продолжения систематизации психологических свойств человеческого действия и введения особой группы так называемых базовых характеристик. Раскрывается содержание характеристик инициативной и операционной самостоятельности предметно-специфического умения, способы их отработки, а также связи этих характеристик с актуализируемостью и прочностью. Специальное внимание уделяется выяснению характера деятельности учащегося на начальном, ознакомительном этапе усвоения: детализированный анализ его процесса позволяет сформулировать измененное понимание ее сущности на этом этапе и соотнести его с позицией самого П.Я. Гальперина.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Развивая деятельностный подход, П.Я. Гальперин преодолевал ограниченное и узкое его понимание, что нашло отражение прежде всего в характере понятий, использовавшихся им при анализе человеческой деятельности. Затронем некоторые из них. При исследовании строения человеческой деятельности П.Я. Гальперин ввел системное понятие «субъект», который является главным базовым структурным моментом деятельности. Оно предполагает как выход индивида во внешний мир и систему общественных отношений людей, так и обращение к материальному субстрату — к физиологическим и психофизиологическим механизмам реализации деятельности. Это «особым образом устроенный сложный организм», который, однако, выступает в качестве субъекта только при наличии определенного организующего начала — «верховной инстанции в психике» [3].

Литература
  1. Габай Т.В. Педагогическая психология. М., 2010.
  2. Габай Т.В., Балоян О.Н. Возможности обратной связи в совершенствовании лекционной формы обучения // Преемственность в формировании учебной деятельности в системе «школа—вуз». Орджоникидзе, 1989.
  3. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.
  4. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. 1969. №1.
  5. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М., 1966.
  6. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М., 1965.
  7. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1. М., 1959.
  8. Данилова Н.Н., Крылова A.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1997.
  9. Дымерский В.Я. О применении воображаемых действий // Вопросы психологии. 1955. № 6.
  10. Жантикеев С.К. Условия актуализации усвоенного умения: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Алматы, 2004.
  11. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1986.
  12. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956.
  13. Колесов Д.В. Уровни, виды и модальность подкрепления // Развитие личности. Проблемы бытия личности. 2002. № 2.
  14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
  15. Слободчиков В.И. Выявление и категориальный анализ нормативной структуры индивидуальной деятельности // Вопросы психологии. 2000. № 2.
  16. Судаков К.В., Урываев Ю.В. Субъективная сторона психической деятельности как объект системного анализа // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. 2004. Т. 34. № 3.
  17. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.
  18. Талызина Н.Ф. Теория планомерного формирования умственных действий сегодня // Вопросы психологии. 1993. № 1.
  19. Шишкина А.И. Виды и функции подкрепления деятельности учащегося в процессе обучения: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2009.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика