Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8388Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Апробация опросника Г.А. Цукерман «Всегда — иногда — никогда» для диагностики метапредметных навыков учащихся пятых классов 1537

Сорокова М.Г., доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор, кафедра "Прикладная математика" факультета "Информационные технологии", ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, marsor@mail.ru

Аннотация

Переход на новые Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования придает особую актуальность проблеме разработки адекватного инструментария для психолого-педагогических измерений. В 2011/12 учебном году ПИ РАО совместно с МГППУ было проведено масштабное научное исследование на тему «Комплексный подход в диагностике метапредметных результатов начального школьного образования в соответствии с новыми образовательными стандартами» в ЦАО Москвы (руководитель — ведущий научный сотрудник И.М. Улановская). Одной из задач исследования стала апробация ряда методик оценки различных аспектов компетентности учащихся, разработанных психологами ПИ РАО на материале школьных предметов. Настоящая статья посвящена статистическому анализу данных апробации опросника Г.А.Цукерман «Всегда — иногда — никогда» на выборках пяти классников ЦАО Москвы (1398 учащихся из 40 школ, из них 702 мальчика и 696 девочек) и гимназии № 1567 ЗАО Москвы (74 учащихся, из них 46 мальчиков, 27 девочек, пол одного испытуемого не указан). Статистически доказана надежность шкал опросника и влияние факторов «пол» и «категория учащихся» на показатели по итоговым шкалам и отдельным пунктам. Определены репрезентативные нормы для итоговых шкал. Установлено, что математика лучше, чем русский язык, развивает умения классифицировать, доказывать и общую компетентность учащихся. Тем самым экспериментально подтверждена возможность использования данного опросника для оценки заявленных метапредметных навыков в генеральной совокупности пятиклассников.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Внастоящее время в отечественном образовании на всех его уровнях происходят интенсивные процессы обновления. В 2011/12 учебном году начальная школа перешла на новые Федеральные государственные образовательные стандарты, призванные предоставить школам более широкие возможности для самостоятельного формирования учебных программ, значительно модернизировать учебный процесс и демократизировать характер взаимоотношений педагогов и учащихся, школы и родителей. Новые образовательные стандарты основного общего образования для V—IX классов стартовали в режиме апробации с 1 сентября 2012 г. в ряде школ страны. Поможет ли переход на новые стандарты обеспечить высокое качество образования? Каков реальный уровень знаний, умений и навыков учащихся? Какие требования к ним можно предъявить на разных возрастных ступенях? В связи с необходимостью найти ответы на эти и другие подобные вопросы особенно актуальной стала проблема разработки адекватного инструментария для психолого-педагогических измерений.

Литература
  1. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1. М., 1982.
  2. Астанина Н.Б. Создание и апробация нового личностного опросника «Методика изучения доверия к себе» // Психологическая наука и образование. 2010. № 3. [Электронная версия] http://www.psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2010_3_Astanina.pdf 
  3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989.
  4. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1976.
  5. Митина О.В. Математические методы в психологии. М., 2009.
  6. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. СПб., 2006.
  7. Сорокова М.Г. Математические методы в психологии: непараметрическая статистика. М., 2011.
  8. Хлевная Е.А., Штроо В.А., Киселева Т.С. Экспериментальное исследование возможности развития эмоционального интеллекта // Психологическая наука и образование. 2012. № 3. [Электронная версия] http://www.psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2012_3_3018.pdf 
  9. Franke G.H. Die Symptom-Checkliste von Derogatis — Deutsche Version. Gottingen, 1995.
  10. Franke G.H. Moglichkeiten und Grenzen im Einsatz der Symptom-Checkliste SCL[1]90[1]R. // Verhaltenstherapie & Psychosoziale Praxis. 2001. № 33.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика