Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 90Рубрики 51Авторы 7777Ключевые слова 18863 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science Scopus PsycINFO EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Патриотизм и национализм в России: механизмы влияния на экономическую самостоятельность * 1438

Григорян Л.К., научный сотрудник Международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Москва, Россия, lgrigoryan@hse.ru

Аннотация

В статье анализируются данные исследования, целью котого была проверка двухфакторной модели гражданской идентичности на российской выборке и тестирование модели прямого и опосредованного отношением к иммигрантам влияния двух форм гражданской идентичности (патриотизма и национализма) на установку на экономическую самостоятельность. Модель была протестирована на выборке русских (N = 856) из четырех регионов России (медиана по возрасту — 36 лет, 51 % женщин) с помощью метода опроса. Шкалы для измерения национализма, патриотизма и отношения к иммигрантам были адаптированы из опросника International Social Survey Program (ISSP) 2003 г. Для измерения установ- ки на экономическую самостоятельность респондентов просили оценить степень своего согласия с утверждением: «Я знаю, что мое благосостояние зависит в основном от моих усилий». Было обнаружено, что гражданская идентичность в России представлена не в двух, а в трех измерениях: национализм, гор- дость достижениями нации и гордость социально-политической системой в стране. Было выявлено, что гордость достижениями нации не связана с отношением к иммигрантам, гордость социально-политической системой страны ведет к позитивным установкам по отношению к иммигрантам, тогда как нацио- нализм — к негативным. Было доказано, что патриотизм, выраженный в гордости социально-политической системой в стране, напрямую позитивно влияет на установку на экономическую самостоятельность, а позитивное влияние национализма на эту установку опосредовано негативными установками по отношению к иммигрантам.

Ключевые слова: гражданская идентичность, патриотизм, национализм, предубеждения, установки по отношению к иммигрантам, экономические установки, экономическая самостоятельность

Рубрика: Эмпирические исследования

Тип: научная статья

* Исследование осуществлено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2013 г.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Экономические установки стали предметом изу- чения в психологии не так давно. Известные работы Канемана и Тверски [19], которые эмпирически доказали огромную роль иррациональных психологических процессов в принятии экономи- ческих решений, привлекли внимание социальных наук к вопросу влияния экономических установок и представлений на экономическое поведение людей [17]. Установка на экономическую самостоятельность, противопоставляемая установке на экономический патернализм, является одной из самых значимых и в то же время одной из самых малоизученных установок в экономической психологии. Здесь мы понима- ем установку на экономическую самостоятельность как готовность брать на себя ответственность за свое экономическое благополучие в противоположность установке на экономический патернализм, который выражается в возложении ответственности за свое экономическое благополучие на государство и другие внешние факторы.

Литература
  1. Adorno T.W. et al. The Authoritarian Personality. New York: Harper. 1950.
  2. Akhter S.H. Globalization, expectations model of eco- nomic nationalism, and consumer behavior // Journal of Consumer Marketing. 2007. Vol. 24/3. P. 142—150.
  3. Asari E. M., Halikiopoulou D., Mock S. British National Identity and the Dilemmas of Multiculturalism // Nationa- lism and Ethnic Politics. 2008. Vol. 14. P. 1—28.
  4. Baughn C.C., Yaprak A. Economic nationalism: concep- tual and empirical development // Political Psychology. 1996. Vol. 17. P. 759—778.
  5. Billiet J., Maddens B., Beerten R. National identity and attitude toward foreigners in a multinational state: a replica- tion // Political Psychology. 2003. Vol. 24. P. 241—257.
  6. Blank T. and Schmidt P. Konstruktiver Patriotismus im vereinigten Deutschland? Ergebnisse einer reprasentativen Studie [Constructive patriotism in the reunified Germany? Results of a representative study] // Mummendey, A. and Simon, B. (Eds.), Identitat und Verschiedenheit. Zur Sozialpsychologie der Identitat in komplexe Gesellschaften [Identity and Difference. Social Psychology of Identities in Complex Societies]. Bern, Switzerland: Huber, 1997. P. 127—148.
  7. Blank T. and Schmidt P. National identity in a united Germany: nationalism or patriotism? An empirical test with representative data // Political Psychology. 2003. Vol. 24, P. 259—288.
  8. Blank T. and Schmidt P. Verletzte oder verletzende Nation? Empirische Befunde zum Stolz auf Deutschland [Injured or violating nation? Empirical results to national pride] // Journal fur Sozialforschung. 1993. Vol. 33. P. 391—415.
  9. Bond R., McCrone D., Brown A. National identity and economic development: reiteration, recapture, reinterpreta- tion and repudiation // Nations and Nationalism. July 2003. Vol. 9. Is. 3. P. 371—391.
  10. Citrin J., Wong C. and Duff B. The meaning of American national identity: patterns of ethnic conflict and consensus // Ashmore R.D., Jussim L. and Wilder D. (Eds.), Social Identity, Intergroup Conflict, and Conflict Reduction. New York: Oxford University Press, 2001, P. 71—100.
  11. Cohrs C. J., Dimitrova D., Kalchevska T., et al. Ist patri- otischer Nationalstolz wunschenswert? Eine differenzierte Analyse seiner psychologischen Bedeutung [Is patriotic national pride desirable? A differentiated analysis of its psy- chological meaning] // Zeitschrift fur Sozialpsychologie. 2004. Vol. 35. P. 201—215.
  12. De Figueiredo R. J. P.Jr and Elkins Z. Are patriots bigots? An inquiry into the vices of ingroup pride // American Journal of Political Science. 2003/ July 2003.Vol. 47. P. 171—188.
  13. Glowik M., Smyczek S. Ethnocentrism of Polish con- sumers as a result of the global economic crisis // Journal of Customer Behaviour. 2011. Vol. 10. № 2. P. 99—118.
  14. Heyder A. and Schmidt P. Deutscher Stolz. Patriotis- mus ware besser. [German proud. Patriotism w..ould be bet- ter] // In Heitmeyer, W. (Ed.). Deutsche Zustande, Folge 1 [German States, sequel 1]. Frankfurt, Germany: Suhrkamp, 2002. P. 71—82.
  15. Karasawa M. Patriotism, nationalism, and internation- alism among Japanese citizens: an eticemic approach // Political Psychology. 2002. Vol. 23. P. 645—666.
  16. Kosterman R., Feshbach S. Toward measure of patriotic and nationalistic attitudes. Political Psychology. 1989. Vol. 10. № 2. P. 257—274.
  17. Soper J.C., Walstad W.B. On measuring economic atti- tudes // Journal of Economic Education. 1983. №14. P. 4—17.
  18. Tajfel H., Turner J.C. The Social Identity Theory of Intergroup Behavior // Psychology of Intergroup Relations / S. Worchel, W.G. Austin (Eds.). Chicago, 1986. P. 33—47.
  19. Tversky A., Kahneman D. Judgment under uncertainty: Heuristics and biases // Science. 27 September 1974. Vol. 185. No. 4157. p. 1124—1131.
  20. Wagner U., Becker J.C., Christ O., Pettigrew T.F., Schmidt P. (2012) A longitudinal test of the relation between German nationalism, patriotism, and outgroup derogation // European Sociological Review. 28, 319—332.
  21. Weiss H. A cross-national comparison of nationalism in Austria, the Czech and Slovac Republics, Hungary, and Poland // Political Psychology. 2003. Vol. 24. P. 377—401.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика