Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8072Ключевые слова 19701 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Больше, чем «цель/средство»: взгляд на развитие общения в раннем детстве с точки зрения семиотики 896

Димитрова Н., научный сотрудник, Государственный университет Джорджии, США, nevena.e.dimitrova@gmail.com

Аннотация

Целенаправленное общение, в том числе первые жесты, наблюдаемые у младенцев, подразумевает наличие общих смыслов касательно того, что составляет предмет общения. Несмотря на это, целенаправленное общение в раннем детстве понимается в большинстве случаев как орудийная деятельность, состоящая в использовании других людей для достижения целей (см., например, использование социальных орудий у Бэйтса, 1976). Опираясь на инференционную модель коммуникации, автор показыва- ет, что в раннем детстве возможно коммуникативное взаимопонимание, опосредованное общими смыслами, разделяемыми ребенком и его партнером по общению. «Прагматичный подход к объектам», раз- работанный Моро и Родригез (2005) в русле концепции Выготского об опосредованном характере психических функций, позволяет рассматривать определенный тип общих смыслов, характерных для младенческого и раннего возрастов. Примеры детских жестов, приведенные в статье, помогают лучше по нять, как, благодаря наличию общих смыслов касательно использования предметов, становится возмож- ным полноценное общение.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Developmental psychologists have amply shown that the foundations of psychological development, including communication, are laid in the preverbal stage. Far from being a period of blooming and buzzing confusion, the psychological development in the preverbal years is determined by its own systematicity and regularity. Theoreticians and empirical researchers working in the domain of infant and child development highly agree that the mechanism underlying early psychological function- ing is the mean-end differentiation. As Bruner puts it "[m]uch of the cognitive processing going on in infancy appears to operate in support of goal-directed activity. From the start, the human infant is active in seeking out regularities in the world about him. The child is active in a uniquely human way, converting experience into species-typical means-end structures" (Bruner, 1983: 24). It is essentially during repetitive surefire prediction that infants construct behavioral contingencies. This in turn allows them to develop understanding of intentional, goal-directed behavior, including communicative behavior, which represents a key achievement in psychological development before the advent of speech.

Литература
  1. Austin J.L. (1962). How to do things with words. Oxford: O.U.P.
  2. Bakeman R., & Adamson L.B. (1984). Coordinating Attention to People and Objects in Mother-Infant and Peer- Infant Interaction. Child Development, 55, 1278—1289.
  3. Bates E. (1976). Language and context: The acquisition of pragmatics. New York: Academic Press.
  4. Bates E., Benigni L., Bretherton I., Camaioni L., & Volterra V. (1979). The emergence of symbols: cognition and communication in infancy. New York: Academic Press.
  5. Bloom P. (1996). Intention, history, and artifact con- cepts. Cognition, 60, 1—29.
  6. Brinck I. (2008). The role of intersubjectivity in the development of intentional communication. In J. Zlatev, T. Racine, C. Sinha, & E. Itkonen (Eds.), The Shared Mind: Perspectives on Intersubjectivity (pp. 115—140). Amsterdam: Benjamins.
  7. Bruner J.S. (1983). Child's talk: Learning to use lan- guage. New York: Norton.
  8. Bruner J.S. (1996). The culture of education. Cambridge, MA: Harvard University Press.
  9. Clark H.H. (1996). Uses of language. Cambridge: Camb- ridge University Press.
  10. Cole M. (1996). Cultural psychology: A once and future discipline. Cambridge, MA : Harvard University Press
  11. Dimitrova N. (2010). Culture in infancy. An account of a way the object "sculpts" early development. Psychology & Society, 3 (1), 77—91.
  12. Eckerman C., & Whatley T. (1977). Toys and social interaction between infant peers. Child Development, 48, 1645—1656.
  13. Ganea P.A., & Saylor M.M. (2007). Infants' use of shared linguistic information to clarify ambiguous requests for objects. Child Development, 78 (2), 493—502.
  14. Greenfield P., & Smith J. (1976). The structure of com- munication in early language development. New York: Aca- demic Press.
  15. Grice H.P. (1957). Meaning. The Philosophical Re- view, 66 (3), 377—388.
  16. Lewis M. (1969). Infants' responses to facial stimuli during the first year of life. Developmental Psychology, 1 (2), 75—86.
  17. Liebal K., Behne T., Carpenter M., & Tomasello M. (2009). Infants use shared experience to interpret pointing gestures. Developmental Science, 12 (2), 264—271.
  18. Moll H., Richter N., Carpenter M., & Tomasello M. (2008). Fourteen-month-olds know what 'we' have shared in a special way. Infancy, 13, 90—101.
  19. Moro C., & Rodriguez C. (2005). L'objet et la construc- tion de son usage chez le bebe. Une approche semiotique du developpement preverbal. Bern: Peter Lang.
  20. Piaget J. (1954). The construction of reality in the child. New York: Ballantine.
  21. Piaget J. (1970). Genetic epistemology. New York: W.W. Norton.
  22. Schiffer S. (1972). Meaning. Oxford: Clarendon Press.
  23. Searle J.R. (1975). Indirect speech. In P. Cole & J.L. Morgan (Eds.), Syntax and Semantics, vol. 3, Speech Acts (pp. 59—82). New York: Seminar Press.
  24. Searle J.R., & Vanderveken D. (1985). Foundations of illocutionary logic. Cambridge, England: Cambridge Univer- sity.
  25. Shannon C., & Weaver W. (1949). The mathematical theory of communication. Urbana: University of Illinois Press.
  26. Sperber D., & Wilson D. (1986). Relevance. Communi- cation and cognition. Oxford: Blackwell.
  27. Stalnaker R.C. (1978). Assertion. In P. Cole (Ed.), Syn- tax and semantics: Pragmatics (pp. 315—332). New York: Academic Press.
  28. Tomasello M. (1995). Joint attention as social cogni- tion. In C. Moore & P.J. Dunham (Eds.), Joint attention: Its origins and role in development (pp. 103—130). Hillsdale, NJ: Erlbaum.
  29. Tomasello M. (2008). Origins of Human Communica- tion. Cambridge, MA: MIT Press.
  30. Trevarthen C., & Hubley P. (1978). Secondary inter- subjectivity: Confidence, confiding and acts of meaning in the first year. In A. Lock (Ed.), Action, gesture, and symbol: The emergence of language (pp. 183—229). New York: Academic Press.
  31. Vygotsky L.S. (1935/1987). Thinking and speech. In R.W. Rieber & A.S. Carter (Eds.), The collected works of L.S. Vygotsky, Vol. 1 (pp. 39—288). New York: Plenum Press.
  32. Vygotsky L.S. (1962). Thought and language. Camb- ridge, MA: MIT Press.
  33. Wittgenstein L. (1953). Philosophical investigations. New York: MacMillan.
  34. Zlatev J. (2008). The co-evolution of intersubjectivity and bodily mimesis. In J. Zlatev, T. Racine, C. Sinha, & E. It- konen (Eds.), The Shared Mind: Perspectives on Intersubjectivity (pp. 215—244). Amsterdam: Benjamins.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика