Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Развитие письменной речи младших школьников средствами обучения 2926

Цукерман Г.А., доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник, ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия, galina.zuckerman@gmail.com
Обухова О.Л., научный сотрудник лаборатории психологии младшего школьника, Психологический институт имени Л.Г. Щукиной (ФГБНУ ПИ РАО), Москва, Россия, a.prokhorov@inbox.ru

Аннотация

Мысль Д.Б. Эльконина, что мышление гораздо более тесно связано с письменной речью, чем с устной, легла в основу нашего трехлетнего формирующего эксперимента в начальной школе. Небольшая часть учебной работы во вторых-четвертых классах проводилась в форме письменного обмена мнениями между учениками и учителем. Ядерной характеристикой письменных заданий, использованных в обучении, была необходимость при их выполнении осуществить прямой и обратный перевод с языка моделей на язык словесных определений. Все задания строились на материале понятий, уже открытых детьми в устной учебной дискуссии при решении учебных задач. Использовались понятия из курсов математики, естествознания, русского языка, без специализации на каком-либо одном учебном предмете. Итоговая диагностика четвероклассников показала, что организация письменных форм учебной коммуникации в начальной школе способствует формированию метапредметных умений младших школьников. В первую очередь это относится к читательской грамотности, связанной с пониманием избыточного или недоопределенного, противоречивого понятийного содержания вербальных и графических текстов.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Книга Д.Б. Эльконина «Развитие устной и пись- менной речи учащихся», подготовленная к печати еще в 1940 году, впервые увидела свет лишь в 1998 году. Мысли молодого Д.Б. Эльконина об условиях разви- тия письменной речи младших школьников могут и сейчас служить конструктивным основанием новых педагогических практик. В нашем исследовании сдела- на попытка в реальной работе с учениками начальной школы воплотить замечательную догадку Д.Б. Элько- нина об истоках мотивации письменной речи: Исследование мотивов письменной речи со всей ос5 тротой поставило перед нами чрезвычайно важный вопрос о взаимоотношении между развитием ребенка как «читателя» и развитием его как «писателя».

Литература
  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Пе- дагогика, 1991. 480 с.
  2. Выготский Л.С. Предыстория письменной речи // Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников / Под ред. В.Я. Ляудис, И.П. Негу- рэ. М.: Международная педагогическая академия, 1994. С. 115—144.
  3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 542 с.
  4. Денисов А.Ф., Дорофеев Е.Д. Культурно-свобод- ный тест интеллекта Р. Кеттелла. СПб.: ИМАТОН, 1997. 17 с.
  5. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит. М.: Педагогика, 1988. 192 с.
  6. Григоренко Е.Л., Эллиот Дж. Чтение о чтении. Воро- неж: АИСТ, 2012. 416 c.
  7. Кузнецова М.И. Сильные и слабые стороны читатель- ской деятельности выпускников российской начальной школы по результатам PIRLS 2006 // Вопросы образова- ния. 2009. №1. С. 107—136.
  8. Кудина Г.Н. Диагностика читательской деятельности школьников. М.: Международный образовательный и пси- хологический колледж, 1996. 118 с.
  9. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Психолого-педагогиче- ские принципы преподавания литературы в начальной школе // Вопросы психологии. 1989. № 4. С. 59—66.
  10. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. М., Воронеж: НПО «МО- ДЭК», 2001. 448 с.
  11. Ляудис В.Я., Негурэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. М.: Международная педагогическая академия, 1994. 150 с.
  12. Методы оценки метапредметных результатов на- чального школьного образования // И.М. Улановская (ред.). М., 2013. 180 с.
  13. Новлянская З.Н. Учение и творчество. М., Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010. 111 с.
  14. Новый взгляд на грамотность. По результатам меж- дународного исследования PISA 2000 // Г.С. Ковалева (ред.). М.: Логос, 2004. 282 с.
  15. Новые требования к содержанию и методике обуче- ния в российской школе в контексте результатов междуна- родного исследования PISA 2000 // К.Н. Поливанова (ред.). М.: «Университетская книга», 2005. 128 с.
  16. Пинская М.А. Анализ учебных пособий для началь- ной школы // Вопросы образования. 2009. № 1. С. 137—161.
  17. Соболева О.В. Беседы о чтении или как научить ре- бенка понимать текст. Пособие для учителя начальной школы. М.: Баласс, 2009. 144 с.
  18. Старагина И.П. Возрастные возможности младших школьников в построении письменного высказывания // Вопросы психологии. 2004. № 4. С. 48—58.
  19. Чудинова Е.В., Букварева Е.Н. Окружающий мир. Учебники-тетради для четырехлетней начальной школы. М.: Вита-Пресс, 2002. 96 с.
  20. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. М.: ИНТОР, 1998. 111 с.
  21. Brown A.L., Campione J.C., Reeve R.A., Ferrara R.A., Palincsar A.S. Interactive learning and individual understand- ing: The case of reading and mathematics // In Landsmann L.T.  (Ed.).  Culture,  schooling,  and  psychological  develop- ment. Norwood, NJ: Ablex Publishing Co, 1991. Р. 136—170.
  22. Cole M. Cultural psychology: A once and future disci- pline. Cambridge, MA: Belknap Press of Harvard University Press, 1996. 360 р.
  23. Kintsch W. Comprehension: A paradigm for cognition. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1998. 461 р.
  24. Mullis I.V.S., Martin M.O., Kennedy A.M., Trong K.L., Sainsbury M. PIRLS 2011. Assessment Framework. Chestnut Hill, MA: TIMSS & PIRLS International Study Center, Boston College, 2009. 162 р.
  25. OECD. PISA 2009 Framework: Key competencies in reading, mathematics and science. Paris, France: OECD Publications, 2010. 290 р.
  26. Polman J.L., Pea R.D. Transformative Communication as a Cultural Tool for Guiding Inquiry Science // Science Education. 2001. № 85. Р. 223—238.
  27. Rogoff B. Developing understanding of the idea of communities of learners // Mind, Culture, and Activity. 1994.№ 1(4). Р. 209—229.
  28. Wertsch J.V. Voices of the mind: A sociocultural approach to mediated action. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1991. 172 р.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика