Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8382Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

К проблеме воли в трудах Л.С. Выготского 1375

Селау Б., Professor, Universidade Federal do Pampa
Боэссио К., доктор, профессор факультета литературы и испанского языкаи Федерального университета пампы, Бразилия, cristinapdb@hotmail.com

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, ставившего своей целью проследить теоретические понятия, разработанные Л.С. Выготским применительно к проблеме воли, и рассмотреть их в контексте других работ, выполненных в рамках культурно-исторического подхода. Исследование было выполнено с опорой на библиографический метод. Полученные результаты свидетельствуют о том, что Выготский уделял особое внимание человеческой способности к произвольной регуляции высших психических функций. Будучи существом социальным, человек испытывает на себе влияние других людей через отношения, опосредованные языком. Речь же, согласно Выготскому, является одним из наиболее мощных средств воздействия на поведение других людей, равно как и средством организации собственного пове- дения человека. Таким образом, речь человека выступает фундаментальным психологическим орудием, опосредующим его волю. Особо подчеркивается, что понятие воли предполагает наличие у человека свободы как осознанной необходимости выбора между различными возможностями, открывающимися перед ним. Вспомогательные мотивы, формирующиеся под воздействием культуры, помогают человеку совершать выбор. В основе воли лежат воображение и способность к творчеству, однако социальная среда, внутри которой живет и действует человек, оказывается не менее значимым компонентом человеческой воли.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

If  the psychological studies developed by L.S. Vygotsky at the beginning of the last century are carefully observed, we see that one of his main contributions, both to the area of Psychology and to Education, are the investigations regarding the thematic of will as a constitutive psychological factor of the human psyche. Vygotsky devoted himself especially to the study in respect of the problem of will; therefore, nowadays, the results of his researches must be taken as important theoretical references in cultural-historical studies related to freedom in the human activity and the constitution of conscience in different steps of the human development in several contexts.

Литература
  1. Bardin L. Analise de conteudo. Lisboa, 2009.
  2. Damasio A. O erro de Descartes. S.P., 1996.
  3. Damiani M.F. Como jovens de classe trabalhadora expli- cam seu sucesso escolar? Projeto de pesquisa "Estudo Longitudinal dos Nascidos em 1982 em Pelotas (RS): acom- panhamento educacional". Pelotas, 2009.
  4. Derry J. The unity of intellect and will: Vygotsky and Spinoza // Educational Review. Vol. 56. № 2. 2004.
  5. Kozulin A. La psicologia de Vygotski: biografia de unas ideas. Madrid, 1994.
  6. Leontiev  A.N.  Actividad,  Conciencia  y  Personalidad. Mexico, 1984.
  7. Leontiev A.N. Will. Journal of Russian and East European Psychology // Vol. 43. № 4. 2005.
  8. Lima T.C.S., Mioto R.C.T. Procedimentos metodolo - gicos na construc~ao do conhecimento cientifico: a pesquisa bibliografica // Rev. Katal. Vol. 10. № esp. 2007.
  9. Lordelo L.R., Tenorio R.M. A consciencia na  obra de L.S. Vigotski:  analise  do  conceito  e  implicacoes  para  a
  10. Dranka R.A.P. Linguagem como mediac,ao entre a vontade do eu e do outro // Linguagem em (Dis)curso. Vol. 1.№ 2. 2001.
  11. Jantzen W. The problem of the will in the late work of Vygotsky and Leont'ev's solution to this problem // human_ontogenetics, Vol. 3, Issue 2, jul. 2009.
  12. Psicologia e a Educac,ao // Revista Semestral da Associac,ao Brasileira de Psicologia Escolar e Educacional. Vol. 14. № 1. 2010.
  13. Luria A.R. Epilogo. In: Vygotsky L.S. Obras Escogidas. Vol. 2. Madrid, 1993.
  14. Moraes R. Uma tempestade de luz: a compreens~ao pos- sibilitada pela analise textual discursiva // Ciencia & Educacao. Vol. 9. № 2. 2003.
  15. Rivie`re A. La psicologia de Vygotsky. Madrid, 2002.
  16. Salvador A.D. Metodos e tecnicas de  pesquisa bibliografica. P.A., 1982.
  17. Spinoza B. Etica. B.H., 2007.
  18. Van Der Veer R., Valsiner J. Vygotsky: uma sintese. S.P., 2006.
  19. Vygotsky L.S. Obras Escogidas.Vol.1. Madrid, 1997.
  20. Vygotsky L.S. Obras Escogidas. Vol. 2. Madrid, 1993.
  21. Vygotsky L.S. Obras Escogidas. Vol. 3. Madrid, 1995.
  22. Sawaia B.B. A emoc,ao como locus de produc,ao do con- hecimento — Uma reflex~ao inspirada em Vygotsky e no seudialogo com Espinosa // III Conferencia De Pesquisa Socio- Cultural. Campinas, Brazil. Ed. 3. 2000.
  23. Sawaia B.B. Psicologia e desigualdade social: uma reflex~ao sobre liberdade e tranformac~ao social // Psicol. Soc. Vol. 21. № 3. 2009.
  24. Shotter J. Vygotsky and consciousness as con-scientia, as witnessable knowing along with others // Theory & Psy- chology. Vol. 16. № 1. 2006.
  25. Vygotsky L.S. Obras Escogidas. Vol. 4. Boadilla del Monte, 2006.
  26. Vygotsky L.S. The collected works of L.S. Vygotsky. Vol. 6. N.Y. 1999.
  27. Vygotsky L.S. Psicologia Pedagogica. P. A., 2003.
  28. Wertsch J.V. Vygotsky y la formacion social de la mente. Barcelona, 1988.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика