Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 7106Ключевые слова 17257 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science PsycINFO EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

К проблеме психологического понимания и исследования символа в психотерапии 818

Цыбуля В.И., Москва, Россия, cibulya@gmail.com

Аннотация

Существующие в психотерапии подходы к пониманию символа ограничены концептуальными рамками определенных школ и не позволяют обосновать его общепсихологическое значение в контексте целей и задач психотерапевтической практики. Предполагается, что культурно-историческая психология является продуктивным методологическим основанием для исследования символа в психотерапии, так как ее основные положения позволяют осмыслить механизм «работы» символа как психологического средства в системе отношений терапевта и клиента. Характеризуется подход к психологическому исследованию и пониманию символа, который включает соотносящиеся друг с другом общефилософский, психологический и психотехнический уровни. Этот подход позволяет рассматривать символ как средство смыслового преобразования сознания, а терапевтические техники применения символов — как способы фасилитации динамики смысловых процессов. В результате интериоризации способа действия с символом клиент формирует внутренние способы самостоятельного порождения смыслов, благодаря которым изменяется его отношение к проблемной ситуации и жизни в целом.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Существующие в психотерапии определения символов, а также приемы и методы работы с ними детерминированы теориями и концепциями школ, внутри которых они возникли. Однако, оставаясь только на уровне понимания сущности символа в той или иной школе, невозможно составить целост­ное психологическое представление о символе как явлении и средстве психотерапии.

Литература
  1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психо­логии: пер. с англ. М.: Академический Проект, 2007. 240 с.
  2. Ассаджиоли Р. Психосинтез. Принципы и техники: пер. с англ. М.: Психотерапия, 2008. 384 с.
  3. Афанасьева А.П. Символ как средство диагностики ценностно-смысловой сферы личности: Дисс. … канд. пси­хол. наук. М., 2002. 149 с.
  4. Бинсвангер Л. Бытие-в-мире: пер. с нем. М.: «КСП+»; СПб.: «Ювента», 1999. 300 с.
  5. Бочавер А.А. Метафора как способ внутренней репре­зентации жизненного пути личности: Дисс. … канд. психол. наук. М., 2010. 220 с.
  6. Буякас Т.М., Зевина О.Г. Внутренняя активность субъекта в процессе амплификации индивидуального со­знания // Вопросы психологии. 1999. №5. С. 50—61.
  7. Буякас Т.М., Зевина О.Г. Опыт утверждения общече­ловеческих ценностей — культурных символов — в инди­видуальном сознании // Вопросы психологии. 1997. №5. С. 44—56.
  8. Буякас Т.М. Инициальный путь развития личности: возможности психологической работы // Вопросы психо­логии. 2003. №5. С. 68—79.
  9. Буякас Т.М. Личностное развитие в условиях работы самопонимания, опосредованной символами // Вопросы психологии. 2000. №1. С. 96—108.
  10. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во Москов­ского университета, 1984. 330 с.
  11. Василюк Ф.Е. Модель хронотопа психотерапии // Московский психотерапевтический журнал. 2009. №4. C. 26—50.
  12. Венгер А.Л. Культуральный подход в психотера­пии // Культурно-историческая психология. 2006. №1. С. 32—39.
  13. Веракса А.Н., Горовая А.Е., Кисель А.В. Возможнос­ти использования знаковых и символических средств в обучении дошкольников (на примере освоения феномена радуги) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2014. №2. URL: http://psyjour­nals.ru/psyedu_ru/2014/n2/69248.shtml (дата обращения: 24.08.2014).
  14. Веракса А.Н. Особенности символического опо­средствования в познавательной деятельности младших школьников: Дисс. … канд. психол. наук. М., 2008. 164 c.
  15. Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Способы регуляции поведения у детей дошкольного возраста // Вопросы пси­хологии. 1996. №3. С.14—26.
  16. Волкова Д.Э., Орлов А.Б., Орлова Н.А. Знак, метафо­ра, символ — методология субъектности // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. №3. С. 89—119.
  17. Воробьева Е.В. Особенности символических пред­ставлений младших школьников об одноклассниках. Авто­реф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2010. 24 c.
  18. Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО­Пресс, 2000. 1008 с.
  19. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Лаби­ринт, 2010. 352 с.
  20. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развиваю­щийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. 304 с.
  21. Копьев А.Ф. О прототипах психотерапевтического опыта // Гуманитарные исследования в психотерапии. М.: МГППУ, ПИ РАО, 2007. С.146—156.
  22. Кравцова Е.Е. Психотерапия с позиций культурно­исторического подхода // Вестник РГГУ. 2008. №3. Серия «Психология». С. 15—32.
  23. Кулагина Н.В. Символ и символическое сознание // Культурно-историческая психология. 2006. №1. С. 3—10.
  24. Лёйнер Х. Кататимное переживание образов: пер. с нем. М.: Эйдос, 1996. 253 с.
  25. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строе­ние и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. 487 с.
  26. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое ис­кусство. М.: Искусство, 1976. 376 с.
  27. Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание. М.: Прогресс-Традиция, Фонд Мераба Мамар­дашвили, 2009. 599 с.
  28. Минделл А. Ученик создателя сновидений: пер. с англ. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. 204 с.
  29. Мэй Р. Мужество творить: пер. с англ. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2008. 160 с.
  30. Перлз Ф. Практика гештальт-терапии: пер. с англ. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2005. 408 с.
  31. Подзорова Е.Л. Эмоциональное предвосхищение ре­зультатов решения познавательных задач в дошкольном воз­расте: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2008. 193 с.
  32. Поляков А.М. Символ как условие продуктивного действия // Вопросы психологии. 2006. №1. С. 63—72.
  33. Поляков А.М. Символическая функция сознания как основа развития субъектности (Начало) // Филосо­фия и социальные науки. 2007. № 4. С. 61—69.
  34. Поляков А.М. Символическая функция сознания как основа развития субъектности (Продолжение) // Фи­лософия и социальные науки. 2008. №1. С. 76—80.
  35. Роджерс К. Консультирование и психотерапия: Но­вейшие подходы в области практической работы: пер. с англ. М.: Психотерапия, 2008. 512 с.
  36. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Изда­тельство МГУ, 1988. 288 с.
  37. Стюарт В. Работа с образами и символами в психо­логическом консультировании: пер. с англ. М.: Независи­мая фирма «Класс», 2005. 384 с.
  38. Флоренский П. Имена: Сочинения. М.: Эксмо, 2006. 896 с.
  39. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ: пер. с нем. М.: ООО «Фирма СТД», 2006. 608 с.
  40. Фрейд З. Толкование сновидений: пер. с нем. М.: АСТ; Минск: Харвест, 2005. 480 с.
  41. Холмогорова А.Б. Интегративная психотерапия расст­ройств аффективного спектра. М.: Медпрактика, 2011. 480 с.
  42. Холмогорова А.Б., Зарецкий В.К. Может ли быть полезна российская психология в решении актуальных проблем совре­менной психотерапии: размышления после XX конгресса ин­тернациональной федерации психотерапии (IFP) [Электрон­ный ресурс] // Медицинская психология в России. 2010. №4(5). URL: http://www.medpsy.ru/ mprj/archiv_glob­al/2010_4_5/nomer/nomer09.php (дата обращения: 20.08.2014 )
  43. Цветков А.В. Роль символа в развитии произволь­ной регуляции поведения личности в школьном возрасте: Дисс. … канд. психол. наук. М., 2006. 157 с.
  44. Шалина О.С. Символическое опосредствование пе­реживаний личности в критических ситуациях. Авто­реф.дисс. … канд. психол. наук. М., 2010. 27 с.
  45. Юнг К. Символическая жизнь: пер. с англ. М.: «Ко­гито-Центр», 2003. 326 с.
  46. Veraksa A.N. Symbol as cognitive tool of mental activ­ity // Psychology in Russia: State of Art. 2013. №6. P.57—65.
  47. Holzman L., Newman F. Activity and Perfomance (and their discourses) in social therapeutic methods [Электрон­ный ресурс] // Discursive perspective in therapeutic prac­tice. Oxford University Press, 2012. URL: http://loisholz­man.org/wp-content/uploads/2010/10/Activity-and­Performance.pdf (дата обращения: 20.08.2014).
  48. Quintino-Aires J. The way to inner freedom: sign as a psychological tool in psychotherapy // Знак как психологи­ческое средство: субъективная реальность культуры: Ма­териалы XII Международных чтений памяти Л.С. Выгот­ского (Москва, 14—17 ноября 2011 г.). М.: Издательский центр РГГУ, 2011. С. 65—66.
Статьи по теме:
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Индекс цитирования Яндекс.Метрика