Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Психолого-педагогическая экспертиза мультфильмов для детей и подростков 4420

Смирнова Е.О., доктор психологических наук, руководитель Центра психолого-педагогической экспертизы игрушек, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, smirneo@mail.ru
Соколова М.В., кандидат психологических наук, доцент, кафедра дошкольной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, sokolovamw@mail.ru

Аннотация

В статье представлена методика возрастной психолого-педагогической экспертизы мультфильмов. Цель методики — выделение критериев для отбора образцов мультипликационных фильмов, представляющих особую ценность с точки зрения развития и воспитания детей в определенные возрастные периоды. В качестве критериев предлагаются этический, когнитивный, эмоциональный аспекты фильмов, а также поведенческие характеристики главных персонажей фильма. Представлены конкретные значения данных критериев для четырех возрастных групп: младшего и старшего дошкольного возраста, младшего школьного и подросткового возраста. Для каждой группы приведены примеры мультфильмов, отвечающих возрастным особенностям детей и имеющих высокий развивающий потенциал. В за¬ключение приводятся области применения представленной методики.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Мультфильм может обладать высоким развиваю­щим потенциалом для детей, но этот потенциал мо­жет реализоваться только в том случае, если произ­ведение отвечает возрастным особенностям ребенка. Тем не менее, при выборе мультфильмов для детей вопрос об их возрастной адресации, т.е. их соответст­вии возрасту ребенка обычно не ставится. Между тем, восприятие мультфильма и его развивающий потенциал определяются прежде всего его соответст­вием возрасту ребенка.

Литература
  1. Арсеньев А.C. Философские основания понимания личности. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 592 с.
  2. Бахтин М.М. Человек в мире слова. М.: Издательст­во «Роу», 1995. 140 с.
  3. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Лаби­ринт, 2010. 352 с.
  4. Кениг К. Три первых года ребенка. М.: Духовное по­знание, 2003. 152 с.
  5. Лемиш Д. Жертвы экрана. Влияние телевидения на развитие детей. М.: Поколение, 2007. 304 с.
  6. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. СПб.: Питер, 2003. 968 с.
  7. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н., Адаскина А.А., Кудина Г.Н., Чубук Н.Ф. Психологические основы художе­ственного развития. Москва: МГППУ, 2006. 160 с.
  8. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: учебник. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. 374 с.
  9. Пацлаф Р. Застывший взгляд. М.: Evidentis, 2003. 224 с.
  10. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник для ву­зов. СПб.: Питер, 2009. 304 с.
  11. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Психологическая экс­пертиза художественных произведений для детей // Во­просы психологии. 2012. № 6. С. 3—10.
  12. Собкин В.С., Скобельцина К.Н. Иванова А.И. Струк­тура досуга современного дошкольника: мнение родите­лей // Социология образования / Отв. ред. В.С. Собкин. М.: ЦСО РАО, 2012. С. 32—47.
  13. Собкин В.С. Мультфильм как средство социально­психологического анализа морально-нравственного разви­тия ребенка (по материалам исследования 1985 и 2006 гг.) // Социология дошкольного воспитания: Труды по социологии образования. Т. XI. Вып. XIX / Под ред. В.С. Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 2006. С. 73—101.
  14. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ред.-сост. Б.Д. Элько­нин. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 384 с.
  15.  American Academy of Pediatrics. Media violence — council on communication and media // Pediatrics. 2009. Vol. 124, No. 5, November. P. 1495—1503.
  16.  American Academy of Pediatrics. Children, Adoles­cents, and the Media // Pediatrics. 2013. Vol. 132, No. 5, November. P. 958—961. doi: 10.1542/peds.2013-2656.
  17. Spitzer M. Vorsicht Bildschirm! Elektronische Medien, Gehirnentwicklung, Gesundheit und Gesellschaft. Stuttgart: Ernst Klett Verlag, 2005.
  18. Gentile D.A., et al. Well-child visits in the video age: Pediatricians and the american academy of pediatrics' guide­lines for children's media use // Pediatrics/ 2004. Vol. 114, No. 5. P. 1235—1241. doi: 10.1542/peds.2003-1121-L.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика