Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Развитие у детей в раннем детстве и дошкольном возрасте ориентировки в эмоциональных состояниях на основе овладения способами использования языковых средств 1505

Маланов С.В., доктор психологических наук, профессор кафедры психологии образования, Московский институт психоанализа (НОЧУ ВО МИП), Москва, Россия, MalanovSV@mail.ru

Аннотация

Анализируется формирование высших психических функций, которые обеспечивают регуляцию эмоциональных состояний. Эмпирически выявляются этапы овладения детьми в раннем детстве и дошкольном возрасте языковыми средствами, служащими опорой для ориентировки в эмоциональных отношениях и состояниях. Выборка: 94 ребенка раннего и дошкольного возраста от 1,8 года до 7,5 лет. Показано, что с 1,8 лет дети овладевают умениями выделять и фиксировать эмоциональные состояния и переживания в соответствии с речевыми указаниями взрослых. Выявлена общая тенденция в развитии предметной отнесенности слов: сначала дети начинают выделять эмоциональные состояния и отношения в соответствии с контекстом межсубъектных взаимодействий, затем — в соответствии с мимическими выражениями на лицах, еще позднее — на обобщенных пиктографических изображениях мимических комплексов. С возраста 2,4 года начинают формироваться умения самостоятельно использовать языковые средства для выделения и обозначения эмоций у других. На основе обобщения опыта анализа эмоций у других формируются умения с помощью языковых средств выделять и частично осознавать собственные эмоции. Такие умения обнаруживаются с возраста 3,5 лет у некоторых детей, и только к 7,5 годам начинают наблюдаться у большей части дошкольников.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Бреслав Г.М. Психология эмоций. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. 544 с.
  2. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998. 685 с.
  3. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: МГУ, 1990. 288 с.
  4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 6. Научное наследство. М.: «Педагогика», 1984. 400 с.
  5. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. М.: Книжный дом «Университет»; Высшая школа, 2002. 480 с.
  6. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. 400 с.
  7. Гущина Д.В. Включение языковых средств в организацию эмоциональных состояний у детей раннего и дошкольного возраста. Выпускная квалификационная работа. Йошкар-Ола, МарГУ, кафедра общей и прикладной психологии, 2014.
  8. Гущина Д.В. Проблема включения языковых средств в организацию эмоциональных состояний у детей раннего и дошкольного возраста // Студенческая наука и XXI век. 2014. № 11. С. 105—107.
  9. Загвоздкин В.К. Эмоциональный интеллект и его развитие // Культурно-историческая психология. 2008. № 2. C. 97—103.
  10. Запорожец А.В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка // Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. С. 216—221.
  11. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 384 с.
  12. Маланов С.В. Системно-деятельностный культурно-исторический подход к анализу и объяснению психических явлений: объяснительные принципы и теоретические положения. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. 496 с.
  13. Маланов С.В. Две альтернативные парадигмы в научно ориентированной психологии // Парадигмы в психологии: науковедческий анализ / Под ред. Т.В. Корниловой. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. С. 288—307.
  14. Маланов С.В. К вопросу о психологических механизмах развития эмоциональной регуляции у животных и человека // Вестник Марийского государственного университета. 2013. №11. С. 56—61.
  15. Нартова-Бочавер С.К., Потапова А.В. Уровень алекситимии как индикатор психологической устойчивости студентов технических и гуманитарных вузов // Психологическая наука и образование. 2012. № 3. С. 10—17.
  16. Семаго М.Я. Диагностический комплект психолога. М.: АПКиППРО, 2007. 17 с.
  17. Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие: Новый взгляд. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2006. 464 с.
  18. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 416 с.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика