Проблемы изучения поколений в психологии

3266

Аннотация

Многие задачи, стоящие перед современной психологической наукой, требуют изучения социально-психологических характеристик представителей разных поколений современного общества. При этом в науке до сих пор нет единой концепции поколений, что осложняет изучение данного вопроса. В статье рассматриваются основные проблемы изучения поколений в современной психологической науке. На основе анализа отечественных и зарубежных литературных источников автор приходит к выводу, что перед современными исследователями поколений встают три основные проблемы: 1) проблема дефиниции понятия «поколение»; 2) проблема определения количественных и качественных характеристик поколения; 3) проблема дифференциации поколений. Решению данных проблем, на взгляд автора, может способствовать построение комплексной социально-психологической концепции поколений, в рамках которой поколение будет рассматриваться как относительно автономная социальная общность людей, объединенных общей культурно-исторической локализацией и соответственно общим опытом. В основе дифференциации функционирующих в обществе поколений, по мнению автора, должны лежать следующие критерии: историческая эпоха, возраст, семейная роль и идентификация с тем или иным поколением.

Общая информация

Ключевые слова: проблемы изучения поколений, дифференциация поколений, дефиниция понятия

Рубрика издания: Дискуссии и дискурсы

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2015110210

Для цитаты: Сиврикова Н.В. Проблемы изучения поколений в психологии // Культурно-историческая психология. 2015. Том 11. № 2. С. 100–107. DOI: 10.17759/chp.2015110210

Полный текст

Введение

Актуальность изучения поколений как больших социальных групп обосновывается необходимостью решения следующих научных задач: углубленное изучение структуры общества и динамики социальных изменений; поиск механизмов и причин трансформации ментальности в современном обществе; разрешение социальной проблемы конфликта поколений и разработка инструментов управления сознанием и поведением людей. При этом в науке до сих пор нет единой концепции поколений, что существенно затрудняет сравнительные исследования социально-психологических характеристик поколения.

Противоречие между острой необходимостью изучения социально-психологических характеристик поколений и недостаточной теоретической разработкой проблемы поколений привело к необходимости анализа проблем изучения поколений в психологии. Анализ литературы позволил выделить три основные проблемы, встающие перед исследователями поколений:

1.    Проблема дефиниции понятия «поколение».

2.    Проблема определения количественных и качественных характеристик поколения.

3.    Проблема дифференциации поколений.

Проблема дефиниции понятия «поколение»

Одной из основных проблем изучения поколений можно считать проблему дефиниции термина «поколение». Конкретное содержательно-психологическое его наполнение остается весьма неопределенным, поскольку поколения рассматриваются в рамках разных наук, на разных уровнях и с точки зрения разных подходов.

Так, Ю.Г. Грязнова отмечает, что при изучении понятия «поколение» в западной социальной теории выделяются несколько направлений [6]. Сторонники биолого-генетического направления рассматривают поколение как звено в цепи происхождения от общего предка. Приверженцы позитивистско-натуралистического направления стремятся выделить структурные аспекты поколенной общности и придать самому термину пространственно-хронологическую определенность. Те, кто придерживается романтически-гуманитарного направления, напротив, подчеркивают внутреннее, духовное единство поколения, общность идей и деятельности. Поборники историко-политического направления рассматривают поколение как временно господствующую общность.

В отечественной литературе в настоящий момент накопилось большое количество определений понятия «поколение». Одни авторы трактуют поколение как звено генеалогической цепи [14; 26], другие — как жизненный этап [12] или как этап исторического периода [13; 27], третьи — как социально-возрастную когорту [7; 18; 19] и т.д.

В.Т. Лисовский в связи с этим выделяет разные типы определений понятия «поколение»: демографическое, антропологическое, историческое, хронологическое, символическое [11]. В.И. Пищик [17], предлагая в качестве единиц анализа поколения его ценностно-смысловую совмещенность на уровне ментальности, наметила аксиологический подход к определению понятия «поколение».

В отечественной психологии в последнее время приобретает популярность социокультурный подход к анализу поколений, в рамках которого поколение определяется как группа людей, ограниченная рамками возраста, живущая в определенный исторический период, в определенном социокультурном контексте, объединенная общими ценностями [17; 19]. Для этих людей характерна общая картина мира, схожий образ жизни и репертуар коммуникативных стратегий, общий стиль мышления и общая культурно-историческая ситуация развития. Поколения выступают в качестве относительно автономных социальных общностей, объединенных общей исторической локализацией и соответственно общим историческим опытом [24]. Вместе с тем авторы говорят о внутренней дифференцированности поколений, составляющих агрегированную группу (например, выделяются ядро поколения и аутсайдеры, культурные и политические союзы внутри поколений) [33, с. 287—289].

Однако развитие исследований в данной области тормозится междисциплинарной разрозненностью и отсутствием единого понятийного аппарата, что требует дальнейшей теоретической и экспериментальной разработки социально-психологической концепции поколений. Несмотря на недостаточную теоретическую разработанность понятия «поколение» методы поколенного анализа широко применяются в общественных науках, философии, истории, психологии, социологии. В последнее время разные авторы все чаще применяют знания о поколениях в прикладных исследованиях. Глубинные ценности поколений рассматриваются как ориентиры для разработки маркетинговых стратегий [8], стратегий подбора персонала [23; 39], формирования социальной и корпоративной политики [33], оптимизации взаимодействия между поколениями [7; 37; 38], построения процесса обучения и взаимодействия между преподавателями и учащимися [17; 34].

Таким образом, анализ литературных источников позволяет отметить, что, во-первых, в дефиниции поколения намечается общая тенденция акцентировать ценностно-смысловую совмещенность как результат общности исторического опыта включенных в него людей; во-вторых, утверждаются различные подходы к анализу поколений, наиболее устоявшимися выступает социокультурный подход; в-третьих, все более осознается практическая востребованность сравнительных исследований поколений, функционирующих в современном обществе.

Проблема определения количественных
и качественных характеристик поколения

При изучении поколений перед исследователями встает вопрос о выделении количественных и качественных их характеристик. В литературе выделяются следующие количественные признаки поколения: «длина», численность и число функционирующих в обществе поколений.

Французская школа связывала поколение с биологическим циклом развития человека и определенным временным периодом. Н. Хоув (N. Howe) и В. Штраус (W. Strauss) считают, что продолжительность одного поколения составляет около 20 лет [36].

В отечественной психологии одни авторы выделяют равные временные промежутки рождения представителей одного поколения (например, М.И. Постникова [19] считает, что временной промежуток между поколениями составляет 14—16 лет, а А.В. Толстых [27] — 27 лет), другие — разные временные промежутки, которые определяются сменой ментальности, обусловленной существенными историческими изменениями в стране [17; 20].

М.И. Постникова вводит термин «возраст поколения» — это период, в течение которого в определенных социокультурных условиях оформляется поколение [17]. Возраст поколения может меняться в разные исторические эпохи, соответственно меняется и количество одновременно функционирующих в обществе поколений. Динамика и скорость общественных изменений, которые наблюдаются в современной России, снижают возраст поколений.

Немецкая школа отвергала исключительно количественный взгляд на поколения и ввела их качественные признаки (единство времени детства, ключевые достижения и т. д.) [17].

В современных исследованиях качественные признаки поколений воплощаются в габитусе (который обнаруживается в единстве социально-психологических характеристик поколения) и в структуре (в рамках одного поколения выделяются несколько когорт, «ядро» и «периферия») [20].

При изучении социально-психологических характеристик разных поколений исследователи концентрируются на типах ментальности [17], особенностях ценностно-смысловой сферы [2; 4; 21; 25], социальных установках [25], стратегиях поведения [35] и стилях отношения к жизни [29; 30], восприятии представителей других поколений [39], отношении к компьютерным технологиям [34] и др.

Выбор изучаемых характеристик часто зависит от профессиональных интересов исследователя. На наш взгляд, при систематизации изучаемых социально-психологических характеристик поколений можно выделить три основные группы: когнитивные, аксиологические и поведенческие.

К когнитивным характеристикам можно отнести такие особенности поколений, как: образ Мира, или внутренняя картина Мира, социальные представления, особенности восприятия и т.д.

К аксиологическим характеристикам поколения относятся ценностные и смысложизненные ориентации, особенности отношения к объектам и субъектам окружающего мира.

Поведенческими характеристиками поколения можно считать стиль жизни, стратегии поведения, особенности взаимодействия с людьми, социальные установки и т.д.

Системообразующим элементом в структуре социально-психологических характеристик поколения, на наш взгляд, выступают ценностные и смыс­ложизненные ориентации.

Таким образом, для описания особенностей разных поколений используются количественные и качественные характеристики. К количественным характеристикам относятся: длина, численность и число функционирующих в обществе поколений. К качественным характеристикам поколения относятся социально-психологические (когнитивные, аксиологические, поведенческие) особенности поколения и структура поколения.

Проблема дифференциации поколений

В социально-психологических исследованиях проблема определения понятия «поколение» тесно переплетается с проблемой выделения критериев дифференциации поколений. Достаточно сложно установить формальные границы постоянно сменяющихся поколений, а также соотнести межпоколенче­ские различия с другими видами социальных дифференциаций.

Поэтому возникает идея выделения нескольких критериев для дифференциации поколений. При этом взгляды исследователей расходятся при определении основных (доминирующих, ядер- ных) признаков поколений. Так, например, Х. Ор­тега-и-Гассет считал, что поколению присущи два признака: единство возраста и наличие жизненных контактов [15].

В.М. Воронков в качестве дифференцирующего критерия поколений рассматривал совместную деятельность [5], в связи с чем, определял поколение как общность людей, которая: 1) разделяет определенные культурные ценности и реализует их в своих культурных практиках; 2) создает поле коммуникации и взаимосвязей; 3) члены которой сами себя идентифицируют как составной элемент поколения, приписывая себе отличия от других современников.

М.И. Постникова указывает, что границы поколений могут быть установлены лишь через одновременное, неформализованное применение сразу трех критериев: 1) историческая эпоха, повлиявшая на становление самосознания; 2) возрастной период; 3) социальная роль в семье. Среди этих критериев именно возраст автор рассматривает как ядро характеристики поколения [19].

О роли возраста в дифференциации поколений говорят и другие авторы. А.И. Афанасьева определяет поколение как «объективно складывающуюся конкретно-историческую совокупность близких по возрасту и сформировавшихся в один и тот же исторический период людей» [3, с. 21]. А.В. Толстых под поколением понимает «интервал времени между средним возрастом родителей и их детей» [27, c. 107].

В противоположность этой точке зрения американские социологи Н. Хоув и У. Штраус на основании изучения ценностей среднего класса приходят к выводу, что важнейшими факторами, определяющими мышление, действия поколений, являются не возраст, а среда, в которой человек рос и нормы воспитания в семье, т.е. историческая эпоха взросления [9]. К.А. Алпатова, Т.А. Семенихина также считают, что только общность опыта, переживаний создает идейно-психологический, нравственный облик «поколения». Но они отмечают, что в нашей стране средний класс еще не сформировался. Поэтому, анализируя российскую действительность, авторы предлагают ориентироваться в дифференциации поколений на наиболее типичных представителей разных возрастов [1].

Следует отметить, что, учитывая специфику формирования и развития России, кажется неправомерным простой перенос типологии поколений, принятой в зарубежных исследованиях, который демонстрируют в своих работах К.А. Алпатова и Т.А. Семе­нихина [1], Н.В. Самоукина [23] и другие. Тем более подобная практика опасна при решении прикладных задач. Однако вопрос о типологии поколений современного Российского общества остается открытым и вызывает массу дискуссий.

В проблеме определения критериев дифференциации поколений можно выделить и еще один важный аспект: определение параметров. Наиболее четко определены параметры таких критериев, как социальная роль в семье и историческая эпоха. Меньше всего согласия наблюдается в отношении возрастных параметров поколения.

Многие авторы справедливо отмечает, что широко распространено трехчленное разделение поколений в соответствии с их ролью в семье: бабушка (дедушка), мама (папа), дети (внуки) [7; 22; 18; 19; 37]. Следует отметить, что анализ семейных ролей в психологии ориентирован в основном на изучение проблемы межпоколенческого взаимодействия.

При выделении эпохальных периодов в истории России, сыгравших свою роль в формировании поколений нашего общества, можно встретить разные типологии поколений. В.И. Пищик, например, констатирует, что в России эпоха социализма сменилась постсоветской эпохой, благодаря чему произошла смена социокультурного контекста. В своих исследованиях автор рассматривает три поколения в современной России: советское, постсоветское и переходное [17].

Ю.А. Левада выделил следующие, переломные для российской истории моменты: 1905—1930-е гг. — революционный перелом; 1930—1941-е гг. — «сталинская» мобилизационная система; 1941 — 1953 гг. — военный и послевоенный периоды; 1953— 1964-е гг. — «оттепель»; 1964—1985-е гг. — «застой»; 1985—1999-е гг. — «перестройка» [10]. М.И. Постни­кова добавляет еще один исторический период к данной классификации — период стабилизации экономики. В результате применения данной типологии в современной России выделяются 5 поколений: довоенное и военное; поколение «шестидесятников», поколение «застоя»; поколение «перестройки»; постсоветское поколение; поколение путинской стабилизации [19].

При анализе параметров возрастного критерия дифференциации поколений возникает больше всего вопросов. В современной возрастной психологии существуют различные подходы к определению периодов возрастного развития и их границ. Обобщая отечественные взгляды на периодизацию развития, можно выделить следующие возрастные эпохи: детство, юность (молодость), взрослость (зрелость), старость.

В рамках эмпирических исследований важным, на наш взгляд, является критерий идентификации личности с тем или иным поколением. Значимым является не только возраст, семейная роль и культурно­исторические условия воспитания. При исследовании поколений особую роль приобретает вопрос о разделении человеком ценностей своего поколения. Выяснить этот вопрос можно через изучение того, с каким именно поколением отождествляет себя человек, ценности какого поколения он принимает.

Таким образом, можно сделать вывод, что проблема дифференциации поколений в современной России связана с отсутствием единства мнений о количестве критериев и определении системообразующего критерия. Недостаточно разработаны и вопросы определения параметров каждого из трех, наиболее часто упоминаемых, критериев (историческая эпоха, возраст и семейная роль). Подобное разнообразие мнений затрудняет процесс сопоставления результатов различных исследований.

На фоне определенной изученности проблемы поколений к настоящему времени все очевиднее обозначается следующая группа противоречий между: 1) наличием высокого уровня востребованности изучения поколений в современном обществе и недостаточной изученностью данной проблемы; 2) многочисленными указаниями необходимости учета социально-психологических характеристик поколений в практике взаимодействия между людьми и отсутствием фундаментальных исследований данных характеристик.

Поэтому, исходя из описанных выше взглядов на критерии дифференциации поколений и их параметры, мы попытались обозначить общий срез основных поколенческих рядов в современной России.

На рисунке представлена система координат, заданная тремя критериями: историческая эпоха, возраст и семейная роль.

Эти критерии и их параметры уже обсуждались выше. На наш взгляд, наиболее активными в настоящее время в Российском обществе являются три поколения, которые, с точки зрения исторической эпохи взросления, могут быть разделены на: советское, переходное и постсоветское поколения. С точки зрения возраста, этим поколениям соответствуют следующие периоды развития: юность, молодость и зрелость. Выполняемые разными поколениями семейные роли позволяют разделить их на: детей, отцов (матерей), дедушек (бабушек).


Рис. Типология поколений в современной России

 

Место каждого из трех наиболее активных в настоящее время в России поколений обозначено в виде куба.

Поколение бабушек и дедушек представлено зрелыми людьми, воспитывающимися в эпоху СССР. Это поколение реально управляет обществом, организуя его, стабилизируя, передавая опыт, завоевания, выступая носителем структурированных традиций, отношений, нравственных норм, что и определяет его (данного поколения) большой положительный потенциал, значимую действенность. Будучи воспитанными на старых отношениях и традициях, они в то же время, пользуясь имеющимся новым багажом и новыми возможностями, разрывают эти традиции, расстаются с ними, осваивая новые формы и способы действия. Они разрушают прежние традиции, в том числе и в силу того, что они практически находятся у главных экономических и политических рычагов [29].

Поколение родителей составляют молодые люди, взросление которых происходило в переходный период (времена перестройки). В настоящее время эти люди достигли возраста 25—39 лет. Для данного поколения характерен наибольший разброс: от приверженности инерционным моментам, обеспечивающим сохранение имеющихся структур, до активного перехода к формированию принципиально новых [29].

Поколение детей представлено девушками и юношами, родившимися и выросшими после распада СССР. Для них характерна максимальная мобильность и изначальная готовность к новым отношениям. Люди в возрасте от 17 до 25 лет, которые ныне, находясь в состоянии неустроенности, в поиске, используют опыт старших поколений, отбирают важное, но руководствуются при этом новыми принципами жизни, пытаясь более активно осмыслить действительность. А. Литвинова считает, что данное поколение выполняет функцию оживляющего посредника в социальной жизни [12].

Таким образом, представленный анализ показал, что при изучении поколений исследователь неизбежно сталкивается с рядом проблем, которые могут быть обозначены следующим образом.

1.    Проблема дефиниции понятия «поколение»;

2.    Проблема определения количественных и качественных характеристик поколения;

3.    Проблема дифференциации поколений, которая подразделяется на проблему выделения критериев и проблему параметров выделения поколений.

Решению данных проблем, на наш взгляд, может способствовать построение комплексной социально­психологической концепции поколений, в рамках которой поколение будет рассматриваться как относительно автономная социальная общность людей, объединенных общей культурно-исторической локализацией и соответственно общим опытом. В основе дифференциации функционирующих в обществе поколений должны лежать следующие критерии: историческая эпоха, возраст, семейная роль и идентификация с тем или иным поколением.

 

Литература

  1. Алпатова К.А., Семенихина Т.А. Роль ценностей в формировании смыслового поля социализации «Я» и «другого» (на примере теории поколений) // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 6. С. 238—243.
  2. Артюхина Л.В. Жизненные и профессиональные ценности поколений — основа корпоративной культуры компании в условиях кризисов и конкуренции // Современные гуманитарные исследования. 2011. № 5. С. 179—183.
  3. Афанасьева А.Н. Исторический процесс и смена поколений // Преемственность поколений как социологическая проблема / Под ред. Л.Н. Москвичева. М.: Академия, 1973. С. 20—24.
  4. Василевская Е.Ю., Молчанова О.Н. Особенности проживания периода юности: возраст и социально-исторический контекст // Культурно-историческая психология. 2013. № 1. C. 52—60.
  5. Воронков В.М. Проект «шестидесятников»: движение протеста в СССР // Отцы и дети. Поколенческий анализ современной России / Сост. Ю. Левада, Т. Шанин. М.: Новое литературное обозрение, 2005. С. 168—200.
  6. Грязнова Ю.Г. Теоретико-методологические аспекты культурфилософского анализа понятия «поколение» // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 6. С. 255—262.
  7. Ермолаева М.В. Опосредствование в диалоге через поколение между детьми и пожилыми людьми // Культурно-историческая психология. 2012. № 2. C. 55—59.
  8. Ерохин А. «Теория поколений» для мультибренда [Электронный ресурс] // Shoes Report shoes-report.ru 2008. № 60 URL: http://www.shoes-report.ru/articles/98/2018/ (дата обращения: 15.02.2014).
  9. Исаева М.А. Поколения кризиса и подъема в теории В. Штрауса и Н. Хоува // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 3. С. 290—295.
  10. Левада Ю.А. Сочинения: избранное: социологические очерки, 2000—2005 / Сост. Т.В. Левада. М.: Издатель Карпов Е.В., 2011. 507 с.
  11. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб.: СПбГУП, 2000. 508 с.
  12. Литвинова А. Анализ молодежных субкультур в образовательной среде колледжей // Biosocial characteristics of the modern human psychology. Materials digest of the LIX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in psychological sciences. London: IASHE, 2013. С 30—33.
  13. Маховская О.И. Поколение как предмет исторической психологии // 125 лет Московскому психологическому обществу. Юбилейный сборник РПО: в 4 т: Т. 1 М.: МАКС Пресс, 2011. С.137—138.
  14. Нилова К. Коммуникативный аспект межпоколенного конфликта // Ways of solving crisis phenomena in pedagogics, psychology and linguistics: materials digest of the XXXI International Scientific and Practical Conference. London: IASHE, 2012. С. 156—161.
  15. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991. С. 331.
  16. Павлова А.Е. Особенности применения дистанционного обучения с учетом теории поколений // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2012. № 23. С. 64—68.
  17. Пищик В.И. Поколения: социально-психологический анализ ментальности // Социальная психология и общество. 2011. №2. C. 80—88.
  18. Постникова М.И. Межпоколенные отношения в контексте культурно-исторической концепции // Мир науки, культуры и образования. 2010. № 4(23). С. 125—128.
  19. Постникова М.И. Психология отношений между поколениями в современной России: автореф. дис. … докт. психол. наук.— СПб., 2011. 53 с.
  20. Пушина Л.Ю. Социальная ответственность поколений современного российского общества: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Нижний Новгород, 2012. 32 с.
  21. Садыкова Х.Н., Хаматханова М.А. Поколенческие изменения ценностных ориентаций: методика и результаты исследования // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2013. № 1. С. 58—61.
  22. Сайко Э.В. Поколенное измерение жизненных пространств человека // Мир психологии. 2009. № 3(59). С. 167—176.
  23. Самоукина Н.В. Теория поколений и управление персоналом в условиях кризиса // Мотивация и оплата труда. 2009. № 2. С. 94—101.
  24. Семенова В.В. Дифференциация и консолидация поколений в условиях трансформирующегося общества // Россия: трансформирующееся общество / Под ред. В.А. Ядова. М.: Издательство «КАНОН-ПРЕСС-Ц», 2001. C. 256—271.
  25. Сиврикова Н.В. Семейные ценности и установки поколения Y // «The person in conditions of the interpersonal relationships intensification», «Technologies of globalization of the XXI century: evolution or setback?»: Materials digest of the XLVII and the XLVIII International Research and Practice Conferences (London, March 28 — April 02, 2013). London: IASHE, 2013. С. 106—108.
  26. Ситько Р.М. Идея преемственности поколений в историко-культурном наследии // «Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности». Материалы 6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений. Екатеринбург, 2009. С. 7—12.
  27. Толстых А.В. Опыт конкретно-исторической психологии личности. СПб.: «Алетейя», 2000. 288 с.
  28. Фельдштейн Д.И. Человек в современном мире: тенденции и потенциальные возможности развития // Человек и образование. 2009. № 3 (20). С. 10—16.
  29. Chang Edward C., Sanna Lawrence J. Affectivity and psychological adjustment across two adult generations: Does pessimistic explanatory style still matter? // Personality and Individual Differences. 2007. Vol. 43, Issue 5, October. P. 1149—1159.
  30. Isaacowitz Derek M. Correlates of well-being in adulthood and old age: A tale of two optimisms // Journal of Research in Personality. 2005. Vol. 39, Issue 2, April. P. 224—244.
  31. Jean M. Twenge, Stacy M. Campbell. «Generational differences in psychological traits and their impact on the workplace» // Journal of Managerial Psychology. 2008. Vol. 23, Iss: 8. P. 862—877.
  32. Joshi A., Dencker John C., Franz G. Generations in organizations // Research in Organizational Behavior. 2011. Vol. 31. P. 177—205.
  33. Mannheim K. The Problem of Generations. Essays on the Sociology of Knowledge. London: Routledge and Kenan, 1952.
  34. Salajana Florin D., Schonwetterb Dieter J., Cleghornc Blaine M. Student and faculty inter-generational digital divide: Fact or fiction? // Computers & Education. 2010. Vol. 55, Issue 3, November. P. 1393—1403.
  35. Shapiro J., Douglas K., de la Rocha O., Radecki S., Vu C., Dinh T. Generational Differences in Psychosocial Adaptation and Predictors of Psychological Distress in a Population of Recent Vietnamese Immigrants // Journal of Community Health. 1999. Vol. 24. № 2, April. P. 95—113(19).
  36. Strauss W., Howe N. The Fourth Turning: An American Prophecy -What the Cycles of History Tell Us About America's Next Rendezvous with Destiny. N.Y.: Broadway Books, 1997.
  37. Wernera P., Buchbinderb E., Lowensteina A., Livnib T. Mediation across generations: A tri-generational perspective // Journal of Aging Studies. 2005. Vol . 19, Issue 4, December. P. 489—502.
  38. Zeldin S., Christens Brian D., Powers Jane L. The Psychology and Practice of Youth-Adult Partnership: Bridging Generations for Youth Development and Community Change // American Journal of Community Psychology. 2013. Vol. 51, Issue 3—4. P. 385—397.
  39. Zopiatis A., Krambia-Kapardis M., Varnavas A. Y-ers, X-ers and Boomers: Investigating the multigenerational (mis)perceptions in the hospitality workplace // Tourism and Hospitality Research. 2012. Vol. 12. №. 2. P. 101—121.

Информация об авторах

Сиврикова Надежда Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» (ФГБОУ ВО ЮУрГГПУ), Челябинск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9757-8113, e-mail: bobnv79@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3650
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 3266
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 2