Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 78Рубрики 51Авторы 6841Ключевые слова 16158 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science PsycINFO EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Проблемы изучения поколений в психологии 1185

Сиврикова Н.В., Старший преподаватель кафедры социальной работы, педагогики и психологии, Челябинский государственный педагогический университет, Bobnv79@mail.ru

Аннотация

Многие задачи, стоящие перед современной психологической наукой, требуют изучения социально-психологических характеристик представителей разных поколений современного общества. При этом в науке до сих пор нет единой концепции поколений, что осложняет изучение данного вопроса. В статье рассматриваются основные проблемы изучения поколений в современной психологической науке. На основе анализа отечественных и зарубежных литературных источников автор приходит к выводу, что перед современными исследователями поколений встают три основные проблемы: 1) проблема дефиниции понятия «поколение»; 2) проблема определения количественных и качественных характеристик поколения; 3) проблема дифференциации поколений. Решению данных проблем, на взгляд автора, может способствовать построение комплексной социально-психологической концепции поколений, в рамках которой поколение будет рассматриваться как относительно автономная социальная общность людей, объединенных общей культурно-исторической локализацией и соответственно общим опытом. В основе дифференциации функционирующих в обществе поколений, по мнению автора, должны лежать следующие критерии: историческая эпоха, возраст, семейная роль и идентификация с тем или иным поколением.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Алпатова К.А., Семенихина Т.А. Роль ценностей в формировании смыслового поля социализации «Я» и «другого» (на примере теории поколений) // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 6. С. 238—243.
  2. Артюхина Л.В. Жизненные и профессиональные ценности поколений — основа корпоративной культуры компании в условиях кризисов и конкуренции // Современные гуманитарные исследования. 2011. № 5. С. 179—183.
  3. Афанасьева А.Н. Исторический процесс и смена поколений // Преемственность поколений как социологическая проблема / Под ред. Л.Н. Москвичева. М.: Академия, 1973. С. 20—24.
  4. Василевская Е.Ю., Молчанова О.Н. Особенности проживания периода юности: возраст и социально-исторический контекст // Культурно-историческая психология. 2013. № 1. C. 52—60.
  5. Воронков В.М. Проект «шестидесятников»: движение протеста в СССР // Отцы и дети. Поколенческий анализ современной России / Сост. Ю. Левада, Т. Шанин. М.: Новое литературное обозрение, 2005. С. 168—200.
  6. Грязнова Ю.Г. Теоретико-методологические аспекты культурфилософского анализа понятия «поколение» // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 6. С. 255—262.
  7. Ермолаева М.В. Опосредствование в диалоге через поколение между детьми и пожилыми людьми // Культурно-историческая психология. 2012. № 2. C. 55—59.
  8. Ерохин А. «Теория поколений» для мультибренда [Электронный ресурс] // Shoes Report shoes-report.ru 2008. № 60 URL: http://www.shoes-report.ru/articles/98/2018/ (дата обращения: 15.02.2014).
  9. Исаева М.А. Поколения кризиса и подъема в теории В. Штрауса и Н. Хоува // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 3. С. 290—295.
  10. Левада Ю.А. Сочинения: избранное: социологические очерки, 2000—2005 / Сост. Т.В. Левада. М.: Издатель Карпов Е.В., 2011. 507 с.
  11. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб.: СПбГУП, 2000. 508 с.
  12. Литвинова А. Анализ молодежных субкультур в образовательной среде колледжей // Biosocial characteristics of the modern human psychology. Materials digest of the LIX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in psychological sciences. London: IASHE, 2013. С 30—33.
  13. Маховская О.И. Поколение как предмет исторической психологии // 125 лет Московскому психологическому обществу. Юбилейный сборник РПО: в 4 т: Т. 1 М.: МАКС Пресс, 2011. С.137—138.
  14. Нилова К. Коммуникативный аспект межпоколенного конфликта // Ways of solving crisis phenomena in pedagogics, psychology and linguistics: materials digest of the XXXI International Scientific and Practical Conference. London: IASHE, 2012. С. 156—161.
  15. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991. С. 331.
  16. Павлова А.Е. Особенности применения дистанционного обучения с учетом теории поколений // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2012. № 23. С. 64—68.
  17. Пищик В.И. Поколения: социально-психологический анализ ментальности // Социальная психология и общество. 2011. №2. C. 80—88.
  18. Постникова М.И. Межпоколенные отношения в контексте культурно-исторической концепции // Мир науки, культуры и образования. 2010. № 4(23). С. 125—128.
  19. Постникова М.И. Психология отношений между поколениями в современной России: автореф. дис. … докт. психол. наук.— СПб., 2011. 53 с.
  20. Пушина Л.Ю. Социальная ответственность поколений современного российского общества: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Нижний Новгород, 2012. 32 с.
  21. Садыкова Х.Н., Хаматханова М.А. Поколенческие изменения ценностных ориентаций: методика и результаты исследования // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2013. № 1. С. 58—61.
  22. Сайко Э.В. Поколенное измерение жизненных пространств человека // Мир психологии. 2009. № 3(59). С. 167—176.
  23. Самоукина Н.В. Теория поколений и управление персоналом в условиях кризиса // Мотивация и оплата труда. 2009. № 2. С. 94—101.
  24. Семенова В.В. Дифференциация и консолидация поколений в условиях трансформирующегося общества // Россия: трансформирующееся общество / Под ред. В.А. Ядова. М.: Издательство «КАНОН-ПРЕСС-Ц», 2001. C. 256—271.
  25. Сиврикова Н.В. Семейные ценности и установки поколения Y // «The person in conditions of the interpersonal relationships intensification», «Technologies of globalization of the XXI century: evolution or setback?»: Materials digest of the XLVII and the XLVIII International Research and Practice Conferences (London, March 28 — April 02, 2013). London: IASHE, 2013. С. 106—108.
  26. Ситько Р.М. Идея преемственности поколений в историко-культурном наследии // «Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности». Материалы 6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений. Екатеринбург, 2009. С. 7—12.
  27. Толстых А.В. Опыт конкретно-исторической психологии личности. СПб.: «Алетейя», 2000. 288 с.
  28. Фельдштейн Д.И. Человек в современном мире: тенденции и потенциальные возможности развития // Человек и образование. 2009. № 3 (20). С. 10—16.
  29. Chang Edward C., Sanna Lawrence J. Affectivity and psychological adjustment across two adult generations: Does pessimistic explanatory style still matter? // Personality and Individual Differences. 2007. Vol. 43, Issue 5, October. P. 1149—1159.
  30. Isaacowitz Derek M. Correlates of well-being in adulthood and old age: A tale of two optimisms // Journal of Research in Personality. 2005. Vol. 39, Issue 2, April. P. 224—244.
  31. Jean M. Twenge, Stacy M. Campbell. «Generational differences in psychological traits and their impact on the workplace» // Journal of Managerial Psychology. 2008. Vol. 23, Iss: 8. P. 862—877.
  32. Joshi A., Dencker John C., Franz G. Generations in organizations // Research in Organizational Behavior. 2011. Vol. 31. P. 177—205.
  33. Mannheim K. The Problem of Generations. Essays on the Sociology of Knowledge. London: Routledge and Kenan, 1952.
  34. Salajana Florin D., Schonwetterb Dieter J., Cleghornc Blaine M. Student and faculty inter-generational digital divide: Fact or fiction? // Computers & Education. 2010. Vol. 55, Issue 3, November. P. 1393—1403.
  35. Shapiro J., Douglas K., de la Rocha O., Radecki S., Vu C., Dinh T. Generational Differences in Psychosocial Adaptation and Predictors of Psychological Distress in a Population of Recent Vietnamese Immigrants // Journal of Community Health. 1999. Vol. 24. № 2, April. P. 95—113(19).
  36. Strauss W., Howe N. The Fourth Turning: An American Prophecy -What the Cycles of History Tell Us About America's Next Rendezvous with Destiny. N.Y.: Broadway Books, 1997.
  37. Wernera P., Buchbinderb E., Lowensteina A., Livnib T. Mediation across generations: A tri-generational perspective // Journal of Aging Studies. 2005. Vol . 19, Issue 4, December. P. 489—502.
  38. Zeldin S., Christens Brian D., Powers Jane L. The Psychology and Practice of Youth-Adult Partnership: Bridging Generations for Youth Development and Community Change // American Journal of Community Psychology. 2013. Vol. 51, Issue 3—4. P. 385—397.
  39. Zopiatis A., Krambia-Kapardis M., Varnavas A. Y-ers, X-ers and Boomers: Investigating the multigenerational (mis)perceptions in the hospitality workplace // Tourism and Hospitality Research. 2012. Vol. 12. №. 2. P. 101—121.
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика