Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Рейтинг Science Index РИНЦ 2017 15 место — направление «Психология» 1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 0,854 — двухлетний импакт-фактор Культурно-историческая психология Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1816-5435 ISSN (online): 2224-8935 DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2005 года Периодичность: 4 номера в год Доступ к электронным архивам: открытый Аффилирован ISCAR EN In English |
Культурно-историческая психология Опыт и перспективы исследования детской игры в рамках культурно-исторической психологии 2114
Эльконинова Л.И., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Институт дошкольного образования и семейного воспитания РАО, Москва, Россия, milaelk@gmail.com
Григорьев И.С., аспирант кафедры возрастной психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, i.grigoryev@mailvg.ru АннотацияВ статье восстановлена история проблемы психического развития на материале детской игры. Показано, как исследователи школы культурно-исторической психологии определяли развивающую функцию игры, фиксировали качественный скачок в ее развитии и пытались воссоздать его — начиная работами Л.С. Выготского, далее, его сторонников (деятельностный подход к трактовке сюжетно-ролевой игры: А.Н. Леоньтев, Д.Б. Эльконин, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова и другие) и, наконец, исследователей, изучавших собственно акт развития в игре (Л.И. Эльконинова, Т.В. Бажанова, К.О. Юрьева). Высказано мнение, что концепция культурной формы игры, содержащей Вызов (обусловленный границами возможностей действия, риском) и Ответ на него, является основанием не только сюжетно-ролевой игры, но и игр с правилами, а также компьютерных игр. Вызов сопряжен с действием, меняющим ситуацию действования; он характерен для всех игровых форм, которые и призваны связывать в смысловой узел то, что в повседневном поведении ребенка разобщено. Ключевые слова: история изучения детской игры, идеальная культурная форма, сюжетно-ролевая игра, акт развития в игре, вызов в игре, компьютерная игра Рубрика: Изучая культурно-историческую психологию и деятельностный подход Тип: научная статья Фрагмент статьи Как указанные теоретические положения «жили» в исследованиях игры самого Л.С. Выготского? Поскольку в центре его внимания было строение сознания, он связывал качественный скачок в развитии дошкольника с появлением мнимой ситуации (расхождением видимого и смыслового поля, что кардинально меняет структуру восприятия). Следовательно, когда ребенок руководствуется непосредственным восприятием вещи или непосредственно действующей на него ситуацией — это стихийное, «натуральное» поведение; если он действует в ситуации, которая не видится, а только мыслится, его поведение можно назвать культурным. «Действие в воображаемом поле позволяет ребенку определиться в своем повелении смыслом воспринимаемой ситуации» [2]. «…Действие в игре впервые приобретает смысл, т.е. осознается» [9, с. 294]. Литература
Статьи по теме
Инклюзивное образование, Психология здоровья | Станевский А.Г., Храпылина Л.П., Винокуров А.С. Механизм развития высшего инклюзивного образования для лиц с нарушением слуха Инклюзивное образование, Психология здоровья | Одинцова М.А., Александрова Л.А., Кузьмина Е.И., Лазарева В.М. Специальная психология | Выгодская И.Г., Субботина Е.В. Сюжетно-ролевая игра на занятиях в группе подготовки к школе Психология развития | Эльконинова Л.И. Математические методы в психологии и смежных науках, Организационная психология | Рубцова О.В., Панфилова А.С., Артеменков С.Л. |
© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ |