Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 90Рубрики 51Авторы 7777Ключевые слова 18863 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science Scopus PsycINFO EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Опыт и перспективы исследования детской игры в рамках культурно-исторической психологии 1752

Эльконинова Л.И., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО, член Международной психологической организации ISSBD, доцент кафедры возрастной психологии МГППУ, Москва, Россия, milaelk@gmail.com
Григорьев И.С., аспирант кафедры возрастной психологии факультета психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета, grinnydizer@rambler.ru

Аннотация

В статье восстановлена история проблемы психического развития на материале детской игры. Показано, как исследователи школы культурно-исторической психологии определяли развивающую функцию игры, фиксировали качественный скачок в ее развитии и пытались воссоздать его — начиная работами Л.С. Выготского, далее, его сторонников (деятельностный подход к трактовке сюжетно-ролевой игры: А.Н. Леоньтев, Д.Б. Эльконин, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова и другие) и, наконец, исследователей, изучавших собственно акт развития в игре (Л.И. Эльконинова, Т.В. Бажанова, К.О. Юрьева). Высказано мнение, что концепция культурной формы игры, содержащей Вызов (обусловленный границами возможностей действия, риском) и Ответ на него, является основанием не только сюжетно-ролевой игры, но и игр с правилами, а также компьютерных игр. Вызов сопряжен с действием, меняющим ситуацию действования; он характерен для всех игровых форм, которые и призваны связывать в смысловой узел то, что в повседневном поведении ребенка разобщено.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Как указанные теоретические положения «жили» в исследованиях игры самого Л.С. Выготского? По­скольку в центре его внимания было строение созна­ния, он связывал качественный скачок в развитии дошкольника с появлением мнимой ситуации (рас­хождением видимого и смыслового поля, что карди­нально меняет структуру восприятия). Следователь­но, когда ребенок руководствуется непосредствен­ным восприятием вещи или непосредственно дейст­вующей на него ситуацией — это стихийное, «нату­ральное» поведение; если он действует в ситуации, которая не видится, а только мыслится, его поведе­ние можно назвать культурным. «Действие в вообра­жаемом поле позволяет ребенку определиться в сво­ем повелении смыслом воспринимаемой ситуации» [2]. «…Действие в игре впервые приобретает смысл, т.е. осознается» [9, с. 294].

Литература
  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2 (504 с.), Т. 4 (433 с.), Т. 6 (377 с.). М.: Педагогика, 1982—1984.
  2. Выготский Л.С. Игра и ее значение в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62—76.
  3. Григорьев И.С. Экспериментальное исследование игр современных подростков // Молодые ученые — столично­му образованию. Материалы XIV Городской научно-прак­тической конференции с международным участием. Т. I. М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. С. 25—27.
  4. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // А.Н. Леонтьев. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1972. 575 с.
  5.  Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогиче­ский аспект / Под. ред. Н.Н. Поддьякова, Н.Я. Михайлен­ко. М.: Педагогика, 1987. 192 с.
  6. Смирнова Е.О., Радева Р.Е. Психологические особен­ности компьютерных игр: новый контекст детской суб­культуры // Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образо­вания. Т. V. Вып. VII / Под. ред. В.С. Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 2000. С. 330—369.
  7. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994. 168 с.
  8. Эльконин Б.Д. Событие действия (Заметки о разви­тии предметных действий II) // Культурно-историческая психология. 2014. № 1. С. 11—19.
  9. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 304 с.
  10. Эльконинова Л.И., Эльконин Б.Д. Знаковое опосред­ствование, волшебная сказка и субъектность действия // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1993. № 2. С. 62—70.
  11. Эльконинова Л.И. О предметности детской игры // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 2000. № 2. С. 50—65.
  12. Эльконинова Л.И., Бажанова Т.В. Развитие формы сюжетно-ролевой игры // Культурно-историческая психо­логия. 2007. № 2. С. 2—10.
  13. Эльконинова Л.И. Полнота развития сюжетно-роле­вой игры // Культурно-историческая психология. 2014. № 1. С. 54—61.
  14. Юрьева К.О. Опыт формирования сюжетно-роле­вой игры в условиях инклюзивной группы детского са­да // Молодые ученые столичному образованию. Матери­алы XII городской научно-практической конференции с международным участием (ГБОУ ВПО МГППУ). М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. С. 96—98.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика