Опыт и перспективы исследования детской игры в рамках культурно-исторической психологии

1908

Аннотация

В статье восстановлена история проблемы психического развития на материале детской игры. Показано, как исследователи школы культурно-исторической психологии определяли развивающую функцию игры, фиксировали качественный скачок в ее развитии и пытались воссоздать его — начиная работами Л.С. Выготского, далее, его сторонников (деятельностный подход к трактовке сюжетно-ролевой игры: А.Н. Леоньтев, Д.Б. Эльконин, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова и другие) и, наконец, исследователей, изучавших собственно акт развития в игре (Л.И. Эльконинова, Т.В. Бажанова, К.О. Юрьева). Высказано мнение, что концепция культурной формы игры, содержащей Вызов (обусловленный границами возможностей действия, риском) и Ответ на него, является основанием не только сюжетно-ролевой игры, но и игр с правилами, а также компьютерных игр. Вызов сопряжен с действием, меняющим ситуацию действования; он характерен для всех игровых форм, которые и призваны связывать в смысловой узел то, что в повседневном поведении ребенка разобщено.

Общая информация

Ключевые слова: история изучения детской игры, идеальная культурная форма, сюжетно-ролевая игра, акт развития в игре, вызов в игре, компьютерная игра

Рубрика издания: Проблемы культурно-исторической и деятельностной психологии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2015110303

Для цитаты: Эльконинова Л.И., Григорьев И.С. Опыт и перспективы исследования детской игры в рамках культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология. 2015. Том 11. № 3. С. 16–24. DOI: 10.17759/chp.2015110303

Фрагмент статьи

Как указанные теоретические положения «жили» в исследованиях игры самого Л.С. Выготского? По­скольку в центре его внимания было строение созна­ния, он связывал качественный скачок в развитии дошкольника с появлением мнимой ситуации (рас­хождением видимого и смыслового поля, что карди­нально меняет структуру восприятия). Следователь­но, когда ребенок руководствуется непосредствен­ным восприятием вещи или непосредственно дейст­вующей на него ситуацией — это стихийное, «нату­ральное» поведение; если он действует в ситуации, которая не видится, а только мыслится, его поведе­ние можно назвать культурным. «Действие в вообра­жаемом поле позволяет ребенку определиться в сво­ем повелении смыслом воспринимаемой ситуации» [2]. «…Действие в игре впервые приобретает смысл, т.е. осознается» [9, с. 294].

Литература

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2 (504 с.), Т. 4 (433 с.), Т. 6 (377 с.). М.: Педагогика, 1982—1984.
  2. Выготский Л.С. Игра и ее значение в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62—76.
  3. Григорьев И.С. Экспериментальное исследование игр современных подростков // Молодые ученые — столично­му образованию. Материалы XIV Городской научно-прак­тической конференции с международным участием. Т. I. М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. С. 25—27.
  4. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // А.Н. Леонтьев. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1972. 575 с.
  5.  Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогиче­ский аспект / Под. ред. Н.Н. Поддьякова, Н.Я. Михайлен­ко. М.: Педагогика, 1987. 192 с.
  6. Смирнова Е.О., Радева Р.Е. Психологические особен­ности компьютерных игр: новый контекст детской суб­культуры // Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образо­вания. Т. V. Вып. VII / Под. ред. В.С. Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 2000. С. 330—369.
  7. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994. 168 с.
  8. Эльконин Б.Д. Событие действия (Заметки о разви­тии предметных действий II) // Культурно-историческая психология. 2014. № 1. С. 11—19.
  9. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 304 с.
  10. Эльконинова Л.И., Эльконин Б.Д. Знаковое опосред­ствование, волшебная сказка и субъектность действия // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1993. № 2. С. 62—70.
  11. Эльконинова Л.И. О предметности детской игры // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 2000. № 2. С. 50—65.
  12. Эльконинова Л.И., Бажанова Т.В. Развитие формы сюжетно-ролевой игры // Культурно-историческая психо­логия. 2007. № 2. С. 2—10.
  13. Эльконинова Л.И. Полнота развития сюжетно-роле­вой игры // Культурно-историческая психология. 2014. № 1. С. 54—61.
  14. Юрьева К.О. Опыт формирования сюжетно-роле­вой игры в условиях инклюзивной группы детского са­да // Молодые ученые столичному образованию. Матери­алы XII городской научно-практической конференции с международным участием (ГБОУ ВПО МГППУ). М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. С. 96—98.

Информация об авторах

Эльконинова Людмила Иосифовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Московская высшая школа социальных и экономических наук (ОАНО МВШСЭН), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8257-7871, e-mail: milaelk@gmail.com

Григорьев Игорь Сергеевич, аспирант кафедры возрастной психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: i.grigoryev@mailvg.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4104
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 1908
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 1