Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 90Рубрики 51Авторы 7777Ключевые слова 18863 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science Scopus PsycINFO EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Призмы концепций: опыт анализа исследования в области дошкольного образования с точки зрения трех различных подходов 1070

Ирвин C., Квинслендский технологический университет, Австралия, s.irvine@qut.edu.au
Дэвидсон К., Университет Чарльза Стёрта, Австралия, cdavidson@csu.edu.au
Вересов Н.Н., кандидат психологических наук, профессор, университет Монаша, Австралия, nikolai.veresov@oulu.fi
Адамс М., Университет Монаш, Австралия, megan.adams@monash.edu
Деви А., Университет Монаш, Австралия , Anamika.devi@monash.edu

Аннотация

В современных западных исследованиях сотрудничество между учеными ценится очень высоко, однако для ученых, придерживающихся различных теоретических подходов, использовать эту активно развивающуюся в последнее время практику бывает затруднительно. Тем не менее, несмотря на все сложности, попытка проанализировать данные одного и того же исследования сквозь призму нескольких концепций может оказаться весьма полезным опытом. Авторы настоящей статьи, работающие в рамках разных подхо-дов, предприняли подобную попытку с тем, чтобы узнать чуть больше о научном мировоззрении и интер-претациях друг друга, нежели для того, чтобы вмиг стать экспертами по другим подходам. Анализируемые данные представляют собой несколько интервью с родителями дошкольников, проведенных в рамках более крупного исследования, посвященного дошкольному образованию в Австралии. В статье приводится анализ фрагментов двух интервью с точки зрения трех различных подходов: феноменографии, конверсационного анализа и культурно-исторической теории. Результаты настоящей работы показывают, что использование сразу нескольких концептуальных «линз» для анализа данных позволяет не только по-разному их проинтерпретировать, но и увидеть сильные и слабые стороны этих интерпретаций, а также открывающиеся возможности. В статье утверждается, что практика сотрудничества между учеными, придерживающимися разных научных взглядов, обогащает их представления о разнообразных принципах и методах работы, расширяя возможности и повышая уровень и качество исследования.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

The first finding from the data sets shows that there are two different parental perspectives, which provide varied social situations for the children. Parent 1 uses the term "I" consistently and analysis supports Irvine's [12] finding that he is an individual consumer. Parent 2 consistently uses the term "we" and "community" and analysis suggests she is a social activist. These different parental perspectives afford different paths of develop­ment for each child. According to Vygotsky [26], these two situations provide different developmental trajecto­ries where development is a dialectical process, as the social becomes the individual. However, it is not possi­ble to provide a conclusion concerning all of the dynam­ic changes that occur in the child's development, as the data set is limited.

Литература
  1. Abes E. Theoretical Borderlands: Using multiple theo­retical perspectives to challenge inequitable power structures in student development theory // Journal of College Student Development. 2009. Vol. 50 (2). P. 141—156.
  2. Akerlind G.S. Variation and commonality in phenom­enographic research methods // Higher Education Research and Development. 2005. Vol. 24(4). P. 321—334.
  3. Atkinson J.M., Heritage J. Jefferson's transcript notation. In: Jaworski A., Coupland N.(eds.). The Discourse Reader. Routledge. London; New York, 1999. P. 158—166.
  4. Bowden J.A. Experience of phenomenographic research: A personal account. In: Bowden J. and Walsh. E. (eds.). Phenomenography. Melbourne: RMIT, 2000. P. 47—61.
  5. Burck C. Comparing qualitative research methodologies for systematic research: the use of grounded theory. discourse analysis and narrative analysis // Journal of Family Therapy. 2005. Vol. 27. P. 237—262.
  6. Collier D.R., Moffat L. and Perry M. Talking. wrestling. and recycling: An investigation of three analytical aProaches to qualitative data in education research // Qualitative Research. 2014. P. 1—16. DOI: 10.1177/1468794114538896.
  7. Davidson C. Transcription: Imperatives for qualitative research // International // Journal of Qualitative Methods. 2009. Vol. 88(2). P. 35—62.
  8. Garfinkel H. Studies in ethnomethodology. Toronto: Prentice-Hall, 1967. 304 p.
  9. Green J., Harker J. Multiple perspective analyses of classroom discourse. Norwood; N.J: Ablex Publishing Corporation, 1988. 360 p.
  10. Hedegaard M., Fleer M. Studying Children: A Cultural-Historical Aproach. New York: McGaw Hill Open University Press, 2008. 232 p.
  11. Honan E., Knobel M., Barker C. and Davis B. Producing possible Hannahs: theory and the subject of research // Qualitative Inquiry. 2000. Vol. 6(9). P. 9—32.
  12. Irvine S. Parent conceptions of their role in Early Childhood Education and Care: A phenomenographic study from Queensland. Australia. Doctoral thesis. Brisbane: Queensland University of Technology, 2005. 316 p.
  13. Leontev A.N. Problems in the development of the mind. Moscow. Russia: Progress, 1981. 419 p.
  14. Marton F. Phenomenography: Describing conceptions of the world around us // Instructional Science. 1981. Vol. 10. P. 177—200.
  15. Marton F. Phenomenography: A research aProach to investigating different understandings of reality // Journal of Thought. 1986. Vol. 21. P. 28—49.
  16. Marton F. The structure of awareness. In: Bowden J.A. and Walsh E. (eds.). Phenomenography. Melbourne: RMIT, 2000. P. 102—116.
  17. Marton F. Necessary conditions of learning. New York: Routledge, 2015. 324 p.
  18. Nardi B.A. Studying context: A comparison of activity theory. situated action models. and distributed cognition. In: Nardi B. (ed.). Context and consciousness: Activity theory and human-computer interaction. United States of America: Massachusetts Institute of Technology, 1996. P. 69—102.
  19. Patrick K. Exploring conceptions: Phenomenography and the object of study. In: Bowden J.A. and Walsh E. (eds.). Phenomenography Melbourne: RMIT, 2000. P. 117—136.
  20. Sacks H. Lectures on conversation / Harvey Sacks; edited by Gail Jefferson; with an introduction by Emanuel A. Schegloff. Oxford: Blackwell, 1995. 1520 p.
  21. Sacks H., Schegloff E.A., Jefferson G. A simplest sys­tematics for the organization of turn-taking for conversa­tion // Language, 1974. Vol. 50. P. 696—735.
  22. Schegloff E. Sequence organization in interaction: A primer in conversation analysis. Vol. 1. Cambridge: Camb­ridge University Press, 2007. 318 p.
  23. Schutz A. On phenomenology and social relations: Selected writing. Chicago; London: The University of Chicago Press, 1970. 366 p.
  24. Slaughter S., Dean Y., Knigh H., Krieg B. The Inevitable Pull of the River's Current: Interpretations Derived From a Single Text Using Multiple Research Traditions // Qualita­tive Health Research. 2007. Vol. 17(4). P. 548—561.
  25. Veresov N. Refocusing the lens on development: Towards genetic research methodology. In Fleer M. and Rid­gway A. (eds.). Visual Methodologies and Digital Tools for Researching with Young Children: Transforming Visuality. Switzerland: Springer, 2014. P. 129—149.
  26. Vygotsky L.S. The problem of the environment. In. van der Veer R and Valsiner J. (eds.). The Vygotsky reader. Ox­ford: Blackwell, 1994. P. 338—350.
  27. Vygotsky L.S. The collected works. Vol. 4. New York: Plenum Press, 1997. 294 p.
  28. Vygotsky L.S. The problem of age. In: Vygotsky L.S. The Collected Works. New York: Plenum Press, 1998. Vol. 5. P. 187—207.
  29. Wittgenstein L. Philosophical Investigations. Oxford: Basil Blackwell, 1968. 250 p.
  30. Zimmerman J. and Shunk D. Self regulated learning and academic achievement theory. research and practice. New York: Springer. 1989. 288 p.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика