Призмы концепций: опыт анализа исследования в области дошкольного образования с точки зрения трех различных подходов

915

Аннотация

В современных западных исследованиях сотрудничество между учеными ценится очень высоко, однако для ученых, придерживающихся различных теоретических подходов, использовать эту активно развивающуюся в последнее время практику бывает затруднительно. Тем не менее, несмотря на все сложности, попытка проанализировать данные одного и того же исследования сквозь призму нескольких концепций может оказаться весьма полезным опытом. Авторы настоящей статьи, работающие в рамках разных подхо-дов, предприняли подобную попытку с тем, чтобы узнать чуть больше о научном мировоззрении и интер-претациях друг друга, нежели для того, чтобы вмиг стать экспертами по другим подходам. Анализируемые данные представляют собой несколько интервью с родителями дошкольников, проведенных в рамках более крупного исследования, посвященного дошкольному образованию в Австралии. В статье приводится анализ фрагментов двух интервью с точки зрения трех различных подходов: феноменографии, конверсационного анализа и культурно-исторической теории. Результаты настоящей работы показывают, что использование сразу нескольких концептуальных «линз» для анализа данных позволяет не только по-разному их проинтерпретировать, но и увидеть сильные и слабые стороны этих интерпретаций, а также открывающиеся возможности. В статье утверждается, что практика сотрудничества между учеными, придерживающимися разных научных взглядов, обогащает их представления о разнообразных принципах и методах работы, расширяя возможности и повышая уровень и качество исследования.

Общая информация

Ключевые слова: дошкольный возраст, исследовательские позиции, феноменография, конверсационный анализ, культурно-историческая психология

Рубрика издания: Теория и методология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2015110307

Для цитаты: Ирвин С., Дэвидсон К., Вересов Н.Н., Адамс М., Деви А. Призмы концепций: опыт анализа исследования в области дошкольного образования с точки зрения трех различных подходов // Культурно-историческая психология. 2015. Том 11. № 3. С. 75–85. DOI: 10.17759/chp.2015110307

Фрагмент статьи

The first finding from the data sets shows that there are two different parental perspectives, which provide varied social situations for the children. Parent 1 uses the term "I" consistently and analysis supports Irvine's [12] finding that he is an individual consumer. Parent 2 consistently uses the term "we" and "community" and analysis suggests she is a social activist. These different parental perspectives afford different paths of develop­ment for each child. According to Vygotsky [26], these two situations provide different developmental trajecto­ries where development is a dialectical process, as the social becomes the individual. However, it is not possi­ble to provide a conclusion concerning all of the dynam­ic changes that occur in the child's development, as the data set is limited.

Литература

  1. Abes E. Theoretical Borderlands: Using multiple theo­retical perspectives to challenge inequitable power structures in student development theory // Journal of College Student Development. 2009. Vol. 50 (2). P. 141—156.
  2. Akerlind G.S. Variation and commonality in phenom­enographic research methods // Higher Education Research and Development. 2005. Vol. 24(4). P. 321—334.
  3. Atkinson J.M., Heritage J. Jefferson's transcript notation. In: Jaworski A., Coupland N.(eds.). The Discourse Reader. Routledge. London; New York, 1999. P. 158—166.
  4. Bowden J.A. Experience of phenomenographic research: A personal account. In: Bowden J. and Walsh. E. (eds.). Phenomenography. Melbourne: RMIT, 2000. P. 47—61.
  5. Burck C. Comparing qualitative research methodologies for systematic research: the use of grounded theory. discourse analysis and narrative analysis // Journal of Family Therapy. 2005. Vol. 27. P. 237—262.
  6. Collier D.R., Moffat L. and Perry M. Talking. wrestling. and recycling: An investigation of three analytical aProaches to qualitative data in education research // Qualitative Research. 2014. P. 1—16. DOI: 10.1177/1468794114538896.
  7. Davidson C. Transcription: Imperatives for qualitative research // International // Journal of Qualitative Methods. 2009. Vol. 88(2). P. 35—62.
  8. Garfinkel H. Studies in ethnomethodology. Toronto: Prentice-Hall, 1967. 304 p.
  9. Green J., Harker J. Multiple perspective analyses of classroom discourse. Norwood; N.J: Ablex Publishing Corporation, 1988. 360 p.
  10. Hedegaard M., Fleer M. Studying Children: A Cultural-Historical Aproach. New York: McGaw Hill Open University Press, 2008. 232 p.
  11. Honan E., Knobel M., Barker C. and Davis B. Producing possible Hannahs: theory and the subject of research // Qualitative Inquiry. 2000. Vol. 6(9). P. 9—32.
  12. Irvine S. Parent conceptions of their role in Early Childhood Education and Care: A phenomenographic study from Queensland. Australia. Doctoral thesis. Brisbane: Queensland University of Technology, 2005. 316 p.
  13. Leontev A.N. Problems in the development of the mind. Moscow. Russia: Progress, 1981. 419 p.
  14. Marton F. Phenomenography: Describing conceptions of the world around us // Instructional Science. 1981. Vol. 10. P. 177—200.
  15. Marton F. Phenomenography: A research aProach to investigating different understandings of reality // Journal of Thought. 1986. Vol. 21. P. 28—49.
  16. Marton F. The structure of awareness. In: Bowden J.A. and Walsh E. (eds.). Phenomenography. Melbourne: RMIT, 2000. P. 102—116.
  17. Marton F. Necessary conditions of learning. New York: Routledge, 2015. 324 p.
  18. Nardi B.A. Studying context: A comparison of activity theory. situated action models. and distributed cognition. In: Nardi B. (ed.). Context and consciousness: Activity theory and human-computer interaction. United States of America: Massachusetts Institute of Technology, 1996. P. 69—102.
  19. Patrick K. Exploring conceptions: Phenomenography and the object of study. In: Bowden J.A. and Walsh E. (eds.). Phenomenography Melbourne: RMIT, 2000. P. 117—136.
  20. Sacks H. Lectures on conversation / Harvey Sacks; edited by Gail Jefferson; with an introduction by Emanuel A. Schegloff. Oxford: Blackwell, 1995. 1520 p.
  21. Sacks H., Schegloff E.A., Jefferson G. A simplest sys­tematics for the organization of turn-taking for conversa­tion // Language, 1974. Vol. 50. P. 696—735.
  22. Schegloff E. Sequence organization in interaction: A primer in conversation analysis. Vol. 1. Cambridge: Camb­ridge University Press, 2007. 318 p.
  23. Schutz A. On phenomenology and social relations: Selected writing. Chicago; London: The University of Chicago Press, 1970. 366 p.
  24. Slaughter S., Dean Y., Knigh H., Krieg B. The Inevitable Pull of the River's Current: Interpretations Derived From a Single Text Using Multiple Research Traditions // Qualita­tive Health Research. 2007. Vol. 17(4). P. 548—561.
  25. Veresov N. Refocusing the lens on development: Towards genetic research methodology. In Fleer M. and Rid­gway A. (eds.). Visual Methodologies and Digital Tools for Researching with Young Children: Transforming Visuality. Switzerland: Springer, 2014. P. 129—149.
  26. Vygotsky L.S. The problem of the environment. In. van der Veer R and Valsiner J. (eds.). The Vygotsky reader. Ox­ford: Blackwell, 1994. P. 338—350.
  27. Vygotsky L.S. The collected works. Vol. 4. New York: Plenum Press, 1997. 294 p.
  28. Vygotsky L.S. The problem of age. In: Vygotsky L.S. The Collected Works. New York: Plenum Press, 1998. Vol. 5. P. 187—207.
  29. Wittgenstein L. Philosophical Investigations. Oxford: Basil Blackwell, 1968. 250 p.
  30. Zimmerman J. and Shunk D. Self regulated learning and academic achievement theory. research and practice. New York: Springer. 1989. 288 p.

Информация об авторах

Ирвин Сьюзан, кандидат психологических наук, колледж дошкольного детства, факультет образования, Квинслендский технологический университет, Австралия, e-mail: s.irvine@qut.edu.au

Дэвидсон Кристина, кандидат психологических наук, старший преподаватель, колледж образования, факультет образования, Университет Чарльза Стёрта, Австралия, e-mail: cdavidson@csu.edu.au

Вересов Николай Николаевич, кандидат психологических наук, доцент, доцент факультета образования, Университет Монаш, Мельбурн, Австралия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8714-7467, e-mail: nveresov@hotmail.com

Адамс Меган, аспирантка, Университет Монаш, Австралия, e-mail: megan.adams@monash.edu

Деви Анамика, аспирантка, кафедра дошкольного образования, Университет Монаш, Австралия, e-mail: Anamika.devi@monash.edu

Метрики

Просмотров

Всего: 2083
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 915
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0