Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 92Рубрики 51Авторы 7899Ключевые слова 19143 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Роль идей Л.С. Выготского для становления парадигмы социального познания в современной психологии: обзор зарубежных исследований и обсуждение перспектив 1646

Холмогорова А.Б., доктор психологических наук, профессор, заведующая, лаборатория клинической психологии и психотерапии ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, декан факультета консультативной и клинической психологии ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия, kholmogorova@yandex.ru

Аннотация

В статье дается анализ причин повышенного интереса к культурно-исторической теории развития психики Л.С. Выготского у ряда современных зарубежных исследователей социального познания в свете имеющихся методологических противоречий и последних эмпирических данных современной науки. Анализируются основные идеи и понятия культурно-исторической концепции, на которые опираются в своих исследованиях зарубежные последователи Л.С. Выготского, в том числе известные эксперты в области изучения процессов социального познания в фило-антропо- и онтогенезе M. Tomasello и Ch. Fernyhough. Приводится описание концептуального аппарата и моделей развития социального познания в фило-ант¬ропо- и онтогенезе, разработанных этими учеными в опоре на положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Особое внимание уделяется положению о диалогической природе человеческого мышления как основы развития социального познания в онтогенезе. Рассмотрены механизмы зарождения диалогического мышления из эгоцентрической речи, описанные в оригинальной модели становления социального познания в онтогенезе Ch. Fernyhough. Анализируются положения и понятия культурно-исторической концепции и ведущихся на ее основе разработок отечественных авторов, обладающие эвристическим потенциалом для дальнейшего становления парадигмы социального познания.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

.В. Лурия был уверен, что идеи Л.С. Выготского значительно опережают современную ему психоло­гию. Анализируя источники кризиса в психологии начала ХХ в., Л.С. Выготский усматривал его в раз­рыве между описательной и объяснительной психо­логией, который отражал методологический разрыв в возможностях изучения сложных и элементарных психических процессов: «Пропасть между физиоло­гическими объяснениями элементарных актов и менталистическими описаниями сложных психичес­ких процессов будет сохраняться до тех пор, пока мы не сможем понять, каким образом естественные про­цессы, как, например, физическое созревание и сен­сорные механизмы, взаимодействуют с процессами, определяемыми культурой; именно это взаимодейст­вие и создает психическую деятельность взрослого человека. Нам нужно выйти за пределы организма, чтобы обнаружить источники специфически челове­ческих форм психологической деятельности» [19].

Литература
  1. Алексеев Н.Г. Проектирование условий развития ре­флексивного мышления: автореф. дисс… докт. психол. на­ук. М., 2002. 45 с.
  2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Ки­ев: Next, 1994. 511 с.
  3. Боулби Д. Привязанность. М.: Гардарика, 2003. 480 с.
  4. Боулби Д. Создание и разрушение эмоциональных связей. М.: Академический проект, 2004. 232 с.
  5. Бурменская Г.В. Проблемы онто- и филогенеза привя­занности к матери в теории Джона Боулби: предисловие // Д. Боулби. Привязанность. М.: Гардарики. 2003. С. 212.
  6. Выготский Л.С. Исторический смысл психологичес­кого кризиса: Собр. соч.: в 6 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. С. 291—436.
  7. Выготский Л.С. Развитие высших психических функ­ций: Собр. соч.: в 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1984. С. 133—163.
  8. Выготский Л.С. Принципы социального воспитания глухонемых детей: Собр. соч.: в 6 т. Т. 5 М.: Педагогика 1983. С. 101—115.
  9. Выготский Л.С. Проблемы детской (возрастной психо­логии): Собр.соч.: в 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. С. 243—432.
  10. Выготский Л.С. Проблема высших интеллектуаль­ных функций в системе психотехнического исследова­ния // Культурно-историческая психология. 2007. № 3. С. 105—111.
  11. Давыдов В.В., Рубцов В.В., ред. Развитие рефлексив­ных процессов младших школьников в учебной деятельно­сти. Новосибирск, 1995. 226 c.
  12. Зарецкий В.К. Зона ближайшего развития: о чем не успел написать Выготский // Культурно-историческая психология. 2007. № 3. С. 96—104.
  13. Зарецкий В.К. Эвристический потенциал понятия «зона ближайшего развития» // Вопросы психологии. 2008. № 6. С. 13—26.
  14. Зарецкий В.К. Становление и сущность рефлексив­но-деятельностного подхода в оказании консультативной психолого-педагогической помощи // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 2. С. 8—37.
  15. Зарецкий Ю.В., Зарецкий В.К., Кулагина И.Ю. Мето­дика исследования субъектной позиции учащихся // Пси­хологическая наука и образование. 2014. № 1. С. 98—109.
  16. Коул М. Переплетение филогенетической и куль­турной истории в онтогенезе. Культурно-историческая психология. 2007. № 3. С. 3—16.
  17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 253 с.
  18. Леонтьев А.А. Лев Семенович Выготский. М.: Про­свещение, 1990. 158 с.
  19. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М.: Изд-во МГУ, 1982. 388 с.
  20. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
  21. Рычкова О.В., Холмогорова А.Б. Концепция «соци­ального мозга» как основы социального познания и его нарушений при психической патологии. Часть I. Концеп­ция «социальный мозг» — продукт современной нейрона­уки // Культурно-историческая психология. 2012 (а). № 3. С. 86—94.
  22. Рычкова О.В., Холмогорова А.Б. Концепция «соци­ального мозга» как основы социального познания и его на­рушений при психической патологии. Часть II. Концепция «социальный мозг» — структурные компоненты и связь с психопатологией // Культурно-историческая психология. 2012 (б). № 4. С. 86—95.
  23. Рычкова О.В., Холмогорова А.Б. Социальная ангедо­ния и нарушения социальной направленности при шизо­френии // Сб. материалов науч. конф. «Теоретические и прикладные проблемы медицинской (клинической) пси­хологии». ФГБУ «Научный центр психического здоро­вья» РАМН, М.: МГППУ, 2013. С. 92—93.
  24. Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Прусакова О.А. Мо­дель психического в онтогенезе человека. М.: Институт психологии РАН, 2009. 412 с.
  25. Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопросы психологии, 1995. № 3. С. 149.
  26. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личнос­ти при пограничных расстройствах и соматических забо­леваниях. М.: SVR-Аргус, 1995. 359 с.
  27. Холмогорова А.Б. Нарушения рефлексивной регуля­ции познавательной деятельности при шизофрении: авто­реф. дис. … канд. психол. наук. М., 1983. 38 с.
  28. Холмогорова А.Б. Обострение борьбы парадигм в науках о психическом здоровье: в поисках выхода // Соци­альная и клиническая психиатрия. 2014. № 4. С. 53—61.
  29. Холмогорова А.Б. Природа нарушений социального познания при психической патологии // Консультативная психология и психотерапия. 2014. № 4. С. 8—26.
  30. Холмогорова А.Б., Воликова С.В., Пуговкина ОД. Со­циальное познание и его нарушения в процессе онтогенеза. Часть 1: История и современное состояние проблемы // Вопросы психологии. 2015 (а). № 5. С. 1—11.
  31. Холмогорова А.Б., Воликова С.В., Пуговкина О.Д. Со­циальное познание и его нарушения в процессе онтогенеза. Часть 2: Модели и методы исследования // Вопросы пси­хологии. 2015 (б). № 6. (В печати).
  32. Холмогорова А.Б., Зарецкий В.К. Может ли быть по­лезна российская психология в решении проблем совре­менной психотерапии: размышления после ХХ конгресса интернациональной федерации психотерапии (IFP). [Эле­ктронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. № 4. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения 8. 11. 2010).
  33. Холмогорова А.Б., Зарецкий В.К. Может ли культур­но-историческая концепция Л.С.Выготского помочь нам лучше понять, что мы делаем как психотерапевты // Куль­турно-историческая психология. 2011. № 1. С. 108—118.
  34. Холмогорова А.Б., Минакова К.Ю. Социальная анге­дония, депрессия и социальный интеллект у больных ши­зофренией: существует ли связь? // Психическое здоро­вье. 2014. № 12. С. 52—69.
  35. Эфроимсон В.П. Родословная альтруизма // Новый мир. 1971. № 10.
  36. Юханссон И. Особое детство. М.: Теревинф, 2010. 86—98.
  37. Adolphs R. The neurobiology of social cognition // Curr. Opin. Neurobiol. 2001. Vol. 11 (2). P. 231—239.
  38. Astington J.W., Jenkins J.M. Theory of mind develop­ment and social understanding // Cognition and Emotions. 1995. Vol. 9. P. 151—165.
  39. Astington J., Baird J. Why language matters for theory of mind. Oxford: Oxford University Press, 2005. 355 p.
  40. Baron-Cohen S., Leslie A.M., Frith U. Does the autistic child have a 'theory of mind' // Cognition. 1985. Vol. 21.P. 37—46.
  41. Baron-Cohen S., Wheelwright S., Hill J., Raste Y., Plumb I. The «Reading the Mind in the Eyes» Test Revised Version: A Study with Normal Adults, and Adults with Asperger Syndrome or High-functioning Autism // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2001. Vol. 42 (2). P. 241—251.
  42. Bateman A., Fonagy P. Psychotherapy for borderline personality disorder. Mentalization-based treatment. Oxford: Oxford university press, 2003. 381 p.
  43. Bohl V. We read minds to shape relationships // Philosophical Psychology. 2014. Vol. 3. P. 347—351.
  44. Bohl V., Fiske A.P. In and Out of Each Other's Bodies: Theory of Mind, Evolution, Truth, and the Nature of the Social. Maurice Bloch. Boulder, CO: Paradigm, 2012. 161 p.
  45. Brothers L. The social brain: A project for integrating primate behaviour and neurophysiology in a new domain // Concepts Neurosciense. 1990. Vol. 1. P. 227—251.
  46. Burns J. The social brain hypothesis of schizophrenia // World psychiatry. 2006. Vol. 5(2). P. 77—81.
  47. Carpendale J., Lewis C. How children develop social understanding. Oxford: Blackwell, 2006. P. 1239—1247.
  48. Crawford M. The cooperative solving of problems by young chimpanzees // Comparative psychology monographs. 1937. Vol. 14. P. 1—88.
  49. Cuthbert B.N. The RDoC framework: facilitating tran­sition from ICD/DSM to dimensional approaches that inte­grate neuroscience and psychopathology // World Psychiat­ry. 2014. № 13. P. 28—35.
  50. Cutting A.L., Dunn J. Theory of mind, emotion under­standing, language, and family background: individual differ­ences and interrelation // Child Development. 1999. Vol. 70. P. 853—865.
  51. Dorris L., Espie C.A. Knott F., Salt J. Mind-reading diffi­culties in the siblings of peoples with Asperger's syndrome: evidence for a genetic influence in the abnormal development of a specific cognitive domain // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2004. Vol. 45. P. 412—418.
  52. Dunn J., Brown J., Bearsdall L. Family talk about feeling states and children's later understanding of others emotions // Developmental Psychology. 1991. Vol. 27. P. 448—455.
  53. Eley T.C., Stirling L., Ehlers A., Clark D.M. Attentional biases and childhood anxiety: a pilot study. Кesented at the British Psychological Society Developmental Section Annual Conference, University of Sussex, 2002.
  54. Fernyhough C. Getting Vygotskian about theory of mind: Mediation, dialogue, and the development of social understanding // Developmental Review. 2009. Vol. 28. P. 225—262.
  55. Fernyhough C., Meins E. Private speech and theory of mind: Evidence for developing interfunctional relations // Private speech, executive functioning, and the development of verbal self-regulation / A. Winsler, C. Fernyhough & I. Mon-tero. Cambridge: Cambridge University Press, 2009. P. 315—329.
  56. Fonagy P., Gergely G., Jurist E.L., Target M. Affect reg­ulation, mentalization, and the development of self. N. Y.: Other Press, 2002. P. 579.
  57. Fonagy P., Gergely G., Jurist E.L., Terget M. Affect regu­lation, mentalization, and the development of self. N. Y.: Other Press. 2003. P. 592.
  58. Fonagy P., Steele H., Moran G., Steele M., Higgit A. The capacity for understanding mental states: the reflective self in parent and child and its significansce for security of attach­ment // Infant Mental Health Journal. 1991. Vol. 12. P. 201—218.
  59. Frances A. RDoC is necessary, but very oversold // World Psychiatry. 2014. № 13. P. 48—49.
  60. Frith C. The cognitive neuropsychology of schizophre­nia. N. J., 1992. P. 167.
  61. Hughes C., Cutting A.L. Nature, nurture, and individual differences in early understanding of mind // Psychological Science. 1999. Vol. 10. P. 429—432.
  62. Hughes C., Jaffee S.R., Happe F., Taylor A., Caspi A., Moffitt T.E. Origins of individual differences in theory of mind: from nature to nurture? // Child Development. 2005. Vol. 76. P. 356—370.
  63. Meins E. Security of attachment and the social devel­opment of cognition. Hove: Psychology Press, 1997. P. 187.
  64. Meins E., Fernyhough C., Wainwright R., Clark-Car­ter D., Das Gupta M., Fradley E., Tuckey M. Pathways to understanding mind: Construct validity and predictive validi­ty of maternal mind-mindedness // Child Development. 2003. Vol. 74. P. 1194—1211.
  65. Nelson K. Towards a collaborative community of minds (Commentary on Carpendale & Lewis) // Behavioral and Brain Sciences. 2004. Vol. 27. P. 119—120.
  66. Perner J., Ruffman T., Leekam S.R. Theory of mind is contagious: you catch it from your sibs // Child Development. 1994. Vol. 65. P. 1228—1238.
  67.  Phillips M.R. Will RDoC hasten the decline of America's global leadership role in mental health? // World Psychiatry. 2014. № 13. P. 40—41.
  68. Richerson P., Boyd R. Not by Genes alone. Chicago: The university of Chicago press, 2005. P. 342.
  69. Symons, D.K. (). Mental state discourse, theory of mind, and the internalization of self-other understanding // Developmental Review. 2004. Vol. 24. 159—188.
  70. Shaked M., Gmliel I., Yirmiya N. Theory of mind in young siblings of children with autism // Autism. 2006. Vol. 10. P. 173—187.
  71. Sharp K., Fonagy P., Goodyer I.M. Imaging your child's mind: psychosocial adjustment and mother's ability to predict their children's attributional response styles // British Journal of Developmental Psychology. 2006. Vol. 24. P. 197—214.
  72. Sharp K., Fonagy P., Goodyer I. (Eds.) Social cognition and developmental psychopathology. N. Y.: Oxford University Press, 2008. P. 1—28.
  73. Sharp K., Fonagy P., Goodyer I. Introduction // Social cognition and developmental psychopathology / K. Sharp, P. Fonagy, I. Goodyer. Introduction (Eds.). N. Y.: Oxford University Press, 2008. P. 1—28.
  74. Sharp K., Fonagy P., Goodyer I. (Eds.) Social cognition and developmental psychopathology. N. Y.: Oxford University Press, 2008. P. 498.
  75. Suddendorf T., Fletcher-Flinn C.M. Theory of mind and the origins of divergent thinking // Journal of Creative Behaviour. 1997. Vol. 31. P. 169—179.
  76. Sutton J. ToM goes to school: social cognition and social values in bulling // In Individual differences in theory of mind: implications for typical and atypical development / B. Repacholi, V. Slaughter (Eds.) N. Y.: Psychology Press, 2003. P. 99—120.
  77. Taylor M., Carlson S.M. The relation between individ­ual differences in fantasy and theory of mind // Child Development. 1997. Vol. 68. P. 436—455.
  78. Tomasello M. The Cultural Origins of Human Cogni­tion. Cambridge: Harvard University Press, 1999. P. 256.
  79. Tomasello M. A Natural History of Human Thinking. Cambridge: Harvard University Press, 2014. P. 192.
  80. Van Hooren S., Versmissen D., Janssen J. et al. Social cognition and neurocognition as independent domains in psy­chosis // Schizophrenia Research. 2008. Vol. 103. P. 257—265.
  81. Wakefield Jerome C. Wittgenstein's nightmare: why the RDoC grid needs a conceptual dimension // World Psychiatry. 2014. № 13. P. 38—39.
  82. Wertsch J.V. The regulation of human action and the given-new organization of private speech // G. Zivin (ed.). The development of self-regulation through private speech. N. Y.: Wiley, 1979. P. 79—98.
  83. Wertsch J.V. From social Interaction to Higher Psychological Processes. A Clarification and Application of Vygotsky's Theory // Human Development. 2008. Vol. 51. P. 66—79.
  84. Wertsch J., Stone C. The concept of internalization in Vygotsky's account of the genesis of the higher mental func­tions // J.V. Wertsch (ed.). Culture, communication and cog­nition: Vygotskian perspectives. Cambridge: Cambridge University Press, 1985. P. 162—179.
  85. Wilde-Astington J. Sometimes necessary, never suffi­cient: false-belief understanding and social competence // Individual differences in theory of mind: implications for typ­ical and atypical development / B. Repacholi, V. Slaughter (Eds.). N. Y.: Psychology Press. 2003. P. 13—38.

 

Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика