Решение задачи на смысл сновидения как метод исследования осознания жизненных смыслов

1570

Аннотация

В статье представлены результаты качественного психотехнического исследования процесса осмысления человеком своей жизни. Основное внимание в нем сосредоточивается на раскрытии рефлексивных механизмов осознания жизненных смыслов, что является конкретизацией и развитием исследований смысловых образований личности в русле культурно-деятельностного подхода. Для этого применяется метод решения задачи на смысл сновидения, являющийся операционализацией метода продуктивной амплификации сознания. Он позволяет исследовать не сложившиеся содержания жизненных смыслов, доступных для интроспективного описания, а конструктивную деятельность сознания, посредством которой жизненные смыслы конструируются. Результатом применения этого метода является построение эмпирической модели рефлексивной деятельности, осуществляемой в процессе осознания жизненных смыслов, и содержательная реконструкция рефлексивной деятельности по осмыслению человеком своей жизненной ситуации.

Общая информация

Ключевые слова: бессознательное, осознание, рефлексивная деятельность, жизненный смысл, сновидения, первичные символы, решение задачи на смысл

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2015110308

Для цитаты: Кубарев В.С. Решение задачи на смысл сновидения как метод исследования осознания жизненных смыслов // Культурно-историческая психология. 2015. Том 11. № 3. С. 86–99. DOI: 10.17759/chp.2015110308

Фрагмент статьи

В большинстве современных исследований жиз­ненных смыслов, описанных как в отечественной, так и зарубежной литературе, применяются классичес­кие психодиагностические опросники, опирающиеся на наивные представления людей о себе и своей жиз­ни, получаемые с помощью интроспективных описа­ний. В одних из них имплицитно допускается, что че­ловека достаточно только спросить и он, так сказать, бесхитростно расскажет о своих жизненных смыслах, которые для этого уже предуготовлены. В результате, последние сводятся к содержанию предметной кар­тины сознания, которая ко всему прочему перемеша­на с современным идеологическим дискурсом о гума­нистических ценностях, свободе, демократии или просто расхожими стереотипами.

Литература

  1. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы обще­психологического анализа. М: Смысл, 2001. 416 с.
  2. Бахтин М.М. К философским основам гуманитар­ных наук // Собр. соч.: в 7 т. Т. 5. Работы 1940-х — начала 1960-х гг. М.: Русские словари, 1996. С. 159—206.
  3. Буякас Т.М., Попов С.А. Феноменологический подход к пониманию сновидений // Консультативная психология и психотерапия. 2012. № 2. С. 66—110.
  4. Выготский Л.С. История развития высших психиче­ских функций // Л.С. Выготский. Психология развития человека. М.: Апрель-экспресс, Эксмо-Пресс, 2000. С. 191—532.
  5. Выготский Л.С. Исторический смысл психологичес­кого кризиса // Л.С. Выготский. Психология развития че­ловека. М.: Апрель-экспресс, Эксмо-Пресс, 2000. С. 533— 1009.
  6. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука / Под. ред. А.И. Подольского; вступ. статья А.И. Подольско­го. М.: Изд.во «Институт практической психологии», Во­ронеж; НПО «МОДЭК», 1998. 480 с.
  7. Кубарев В.С. Исследование динамики смыслобразо­вания, выраженной в сюжетах сновидений // Омский на­учный вестник (The Omsk scientific bulletin). 2013. № 1 (115). С. 116—122.
  8. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. 40 с.
  9. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строе­ние и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. 487 с.
  10. Леонтьев Д.А. Стереометрия жизни // Человек — наука — гуманизм: К 80-летию со дня рождения академи­ка И.Т. Фролова / Отв. ред. А.А. Гусейнов. М. 2009. С. 668—676.
  11. Магомед-Эминов М.Ш. Деятельностно-смысловой подход к психологической трансформации личности: дисс. … докт. психол. наук: 19.00.01. Москва, 2009.
  12. Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Сознание и сим­вол [Электронный ресурс] // Куб — электронная библиотека. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. URL: http://www. koob.ru/mamardashvili/ (дата обращения: 27.03.2013).
  13. Нидлмен Дж. Критическое Введение в экзистенци­альный психоанализ Людвига Бинсвангера // Л. Бинсван­гер. Бытие-в-мире / Пер. с англ. Е. Сурпиной «КСП+»; М.: «Ювента»; СПб (при участии психологического центра «Ленато», СПб), 1999. 300 с.
  14. Обухова Л.Ф. Психология развития в начале нового века // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 4. С. 5—14.
  15. Пузырей А.А. Психология. Психотехника. Психаго­гика. М.: Смысл, 2005. 488 с.
  16. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герме­невтике / Пер. с фр. и вступ., ст. И. Вдовиной. М.: «КА­НОН-Пресс-Ц»; «Кучково поле», 2002. 624 с.
  17. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 512 с.
  18. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 367 с.
  19. Юнг К.Г. Практическое использование анализа сно­видений [Электронный ресурс] // К.Г. Юнг. Психология переноса. К.: Рефл-Бук, Ваклер, 1998. 298 с. // Куб — эле­ктронная библиотека. URL: http://www.klex.ru/62t (дата обращения: 27.03.2013).
  20. Юнг К.Г. Психология бессознательного / Пер. с нем. В. Бакусева, А. Кричевского, Т. Ребеко. М.: ООО «Изда­тельство АСТ-ЛТД»; «Канон+», 1998. 400 с. (Классики за­рубежной психологии).
  21. Юнг К.Г. Трансцендентальная функция [Электрон­ный ресурс] // Куб — электронная библиотека. URL: http://www.klex.ru/32e (дата обращения: 27.03.2013).

Информация об авторах

Кубарев Вячеслав Сергеевич, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии труда и организационной психологии, факультета гуманитарного образования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования, Омский государственный технический университет (ФГБОУ ВО ОмГТУ), Омск, Россия, e-mail: kubiks@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4734
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 1570
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 2