ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 68Рубрики 50Авторы 6445 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science PsycINFO EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский городской психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Место и функции социальной поддержки в структуре личностных ресурсов лиц с ограниченными возможностями здоровья 532

Леонтьев Д.А., доктор психологических наук, руководитель международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ, профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ, Москва, Россия, dleon@smysl.ru
Лебедева А.А., научный сотрудник, Международная лаборатория позитивной психологии личности и мотивации НИУ «Высшая школа экономики»; старший научный сотрудник. Городской ресурсный центр ресурсного центра по содействию инклюзивному образованию, ИПИИО МГППУ. Педагог-психолог, Центр содействия семейному воспитанию «Вера. Надежда. Любовь». , Москва, Россия, anna.alex.lebedeva@gmail.com
Силантьева Т.А., Лаборант-исследователь Института проблем инклюзивного образования ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия, tanyasilantieva@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена анализу понимания социальной поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья, описана ее роль в развитии и поддержании баланса субъективного благополучия личности людей, находящихся в ситуации инвалидности. Будучи сама особым внешним ресурсом преодоления неблагоприятных условий развития, социальная поддержка находится в непрерывной связи и взаимозависимости с психологическими ресурсами личности. Основной особенностью феномена социальной поддержки является то, что она предполагает активность самого субъекта, направленную на самостоятельное преодоление трудной жизненной ситуации. При дефиците телесных ресурсов, наблюдающемся в ситуации физических ограничений здоровья, возрастает роль макро- и микросоциальных ресурсов в поддержании психологического благополучия человека. В ситуации же дефицита и социальных, и телесных ресурсов основной «удар» принимает на себя личность. Эмпирическое исследование посвящено тому, в каких отношениях находятся микросоциальные ресурсы (поддержка близких и родственников, удовлетворенность этой поддержкой) и психологические ресурсы устойчивости и саморегуляции личности. В исследовании приняли участие 210 испытуемых (48 учащихся с ОВЗ, 162 условно здоровых учащихся). В результате исследования были найдены различия между подвыборками с низкими и высокими показателями параметров социальной поддержки, свидетельствующие главным образом о том, что оценка и восприятие поддержки вносит вклад в психологические ресурсы преодоления и саморегуляции, запуская и/или усиливая имеющийся потенциал личности.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В современной психологии и социальной работе сравнительно общепринятым является понимание социальной поддержки как доступных социальных ресурсов, предоставленных непрофессионалами в формальных группах поддержки и неофициальных помогающих отношениях [34].

Литература
  1. Александрова Л.А. Субъективная витальность как личностный ресурс [Электронный ресурс] // Психологи­ческие исследования: электрон. науч. журн. 2011. № 3(17). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 01.05.2015). doi: 0421100116/0028.
  2. Александрова Л.А. Субъективная витальность как предмет исследования // Психология. Журнал Высшей Школы Экономики. 2014. Т. 11. № 1. С. 133—163.
  3. Алехина С.В., Вачков И.В. Методологические подхо­ды к психолого-педагогическому сопровождению инклю­зивного процесса в образовании // Сибирский педагогиче­ский журнал. 2014. № 5. С. 97—104.
  4. Васильев И.А., Митина О.В., Шапкин С.А. Контроль за действием как составляющая личностного потенциа­ла // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 330—359.
  5. Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003. 654 с.
  6. Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Рассказова Е.И., Сычев О.А., Шевяхова В.Ю. Диагностика копинг-стратегий: адаптация опросника COPE // Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе. Материа­лы II Международной научно-практической конферен­ции. Кострома, 23—25 сентября 2010 / Под ред. Т.Л. Крю­ковой, М.В. Сапоровской, С.А. Хазовой. Кострома: КГУ имени Н.А. Некрасова, 2010. Т. 2, С. 195—197.
  7. Дёмин А.Н., Кожевникова Е.Ю., Седых А.Б., Се­дых Б.Р. Психологическое профилирование на рынке тру­да. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2003. 154 с.
  8. Зарецкий В.К. Зона ближайшего развития: о чем не успел написать Выготский… // Культурно-историческая психология. 2007. № 3. С. 96—104.
  9. Зинченко В.П. Наука о мышлении. Ч. 3 // Психологи­ческая наука и образование. 2002. № 3. C. 5—23.
  10. Иванова Т.Ю. Теория сохранения ресурсов как объ­яснительная модель возникновения стресса // Психоло­гия. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 3. С. 119—135.
  11. Кондратов Р.Р. Теоретические вопросы психичес­кого развития индивида в исследованиях И.А. Соколян­ского и А.И. Мещерякова // Вопросы психологии. 1982. № 2. С. 41—50.
  12. Краско М.Г. Социальная поддержка семьи в совре­менных условиях: региональный аспект: автореф. дис. … канд. социол. наук: 22.00.04. Екатеринбург: Урал. гос. ун-т имени А.М. Горького., 2009. 21 с.
  13. Лебедева А.А. Качество жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья: от средового подхода к личностному // Культурно-историческая психология. 2012. № 1. С. 83—91.
  14. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. М.: Смысл, 1992. 18 c.
  15. Леонтьев Д.А. Психологические ресурсы преодоле­ния стрессовых ситуаций: к уточнению базовых конструк­тов // Психология стресса и совладающего поведения в со­временном российском обществе. Материалы II Междуна­родной научно-практической конференции. Кострома, 23—25 сентября 2010 / Под ред. Т.Л. Крюковой, М.В. Са­поровской, С.А. Хазовой. Кострома: КГУ имени Н. А. Не­красова, 2010. Т. 2, С. 40—42.
  16. Леонтьев Д.А. Что дает психологии понятие субъек­та: субъектность как измерение личности // Эпистемоло­гия и философия науки. 2010. Т. 25. № 3. С. 136—153.
  17. Леонтьев Д.А. Факторы и психологические меха­низмы развития личности в затрудненных условиях // Инклюзивное образование: методология, практика, техно­логия. Материалы международной научно-практической конференции. 20—22 июня 2011 г. М., 2011. С. 69—70.
  18. Леонтьев Д.А. Развитие личности в норме и в за­трудненных условиях: вызовы и ресурсы // Культурно-ис­торическая психология. 2014. № 3. С. 97—106.
  19. Леонтьев Д.А., Аверина А.Ж. Феномен рефлексии в контексте проблемы саморегуляции [Электронный ре­сурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. № 2(16). URL: http://psystudy.ru (дата обра­щения: 18.11.2014). doi: 0421100116/0012.
  20. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкос­ти. М.: Смысл, 2006. 63 c.
  21. Луковицкая Е.Г. Социально-психологическое значе­ние толерантности к неопределенности: автореф. дис… канд. психол. наук. СПб., 1998. 20 c.
  22. Магомед-Эминов М.Ш. Феномен экстремальности. М.: ПАРФ, 2008. 220 c.
  23. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения. М.: Педаго­гика, 1974. 328 c.
  24. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь рус­ского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
  25. Осин Е.Н. Факторная структура руссскоязычной версии шкалы общей толерантности к неопределенности Д. Маклейна // Психологическая диагностика. 2010. № 2. С. 65—86.
  26. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благо­получия [Электронный ресурс] // Материалы III Всерос­сийского социологического конгресса. М.: Институт соци­ологии РАН, Российское общество социологов, 2008. 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
  27. Рассказова Е.И., Гордеева Т.О., Осин Е.Н. Копинг­стратегии в структуре деятельности и саморегуляции: пси­хометрические характеристики и возможности примене­ния методики COPE // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. №1. С. 82—118.
  28. Суворов А.В. Человечность как фактор саморазви­тия личности: дис. в форме науч. доклада … докт. психол. наук. М., ПИ РАО, 1996. 57 с.
  29. Суворов А.В. Духовность как психическая способ­ность и смысл жизни. 11 февраля-6 апреля 2015 [Элек­тронный ресурс] // Колонка Александра Суворова. URL: http://tovievich.ru/news/6711-kolonka-aleksandra-suvoro­va-duhovnost-kak-psihicheskaya-sposobnost-i-smysl­zhizni.html (дата обращения: 01.05.2015).
  30. Шварцер Р., Ерусалем М., Ромек В. Русская версия шкалы общей самоэффективности // Иностранная психо­логия. 1996. № 7. С. 71—76.
  31. Brown K.W., Ryan R.M. The Benefits of Being Present: Mindfulness and Its Role in Psychological Well-Being // Journal of Personality and Social Psychology. 2003. Vol. 84. № 4. Р. 822—848.
  32. Brown K.W., Ryan R.M. Fostering healthy self-regula­tion from within and without: a self-determination theory per­spective // P.A. Linley, S. Joseph (Eds.). Positive Psychology in Practice. London: Wiley, 2004. P. 105—124.
  33. Carver C.S., Scheier M.F., Weintraub J.K. Assessing cop­ing strategies: A theoretically based approach // Journal of Personalityand Social Psychology. 1989. Vol. 56. P. 267—283.
  34. Cohen S., Gottlieb B., Underwood L. Social relation­ships and health: challenges for measurement and interven­tion // Advances in mind-body medicine. 2001. Vol. 17. P. 129—141.
  35. Crumbaugh J.S., Maholick L.T. Manual of instructions for the Purpose in Life Test. Munster (Indiana), 1981.
  36. Diener E. Assessing subjective well-being: Progress and opportunities // Social Indicators Research. 1994. Vol. 31 (2). P. 103—157.
  37. Hobfoll S.E. The Influence of Culture, Community and the Nested-self in the Stress process: Advancing Conservation of Resources Theory // Applied Psychology: An International Review. 2001. Р. 327—421.
  38. Hobfoll S.E., Lerman M. Predicting Receipt of Social Support: A Longitudinal Study of Parents' Reactions to Their Child's Illness // Health Psychology. 1989. Vol. 8 (1). P. 61—77.
  39. Kef S. Psychosocial adjustment and the meaning of social support for visually impaired adolescents // Journal of Visual Impairment & Blindness. 2002. Vol. 96. P. 22—37.
  40. Lyubomirsky S., Lepper H. A measure of subjective hap­piness: Preliminary reliability and construct validation // Social Indicators Research. 1999. Vol. 46. P. 137—155.
  41. McLain D.L. The MSTAT-I: A new measure of an indi­vidual's tolerance for ambiguity // Educational and Psychological Measurement. 1993. Vol. 53 (1). P. 183—189.
  42. Perrin K.M., McDermott R.J. Instruments to measure social support and related constructs in pregnant adolescents: a review // Adolescence.1997. Vol. 32 (127). P. 533—557.
  43. Ryan R.M., Frederik C. On energy, personality, and health: Subjective vitality as a dynamic reflection of well­being // Journal of Personality. 1997. Vol. 65. P. 529—565.
  44. Sarason I.G., Levine H.M., Basham R.B., et al. Assessing social support: The Social Support Questionnaire // Journal of Personality and Social Psychology. 1983. Vol. 44. P. 127— 139.
  45. Sarason I.G, Shearin E.N., Sarason B.R., Pierce G.R. A brief measure of social support: Practical and Theoretical implications // Journal of Social and Personal Relationships. 1987. Vol. 4. P. 497—510.
Статьи по теме:
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2016 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-55675 от 09 октября 2013 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика