Место и функции социальной поддержки в структуре личностных ресурсов лиц с ограниченными возможностями здоровья

1786

Аннотация

Статья посвящена анализу понимания социальной поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья, описана ее роль в развитии и поддержании баланса субъективного благополучия личности людей, находящихся в ситуации инвалидности. Будучи сама особым внешним ресурсом преодоления неблагоприятных условий развития, социальная поддержка находится в непрерывной связи и взаимозависимости с психологическими ресурсами личности. Основной особенностью феномена социальной поддержки является то, что она предполагает активность самого субъекта, направленную на самостоятельное преодоление трудной жизненной ситуации. При дефиците телесных ресурсов, наблюдающемся в ситуации физических ограничений здоровья, возрастает роль макро- и микросоциальных ресурсов в поддержании психологического благополучия человека. В ситуации же дефицита и социальных, и телесных ресурсов основной «удар» принимает на себя личность. Эмпирическое исследование посвящено тому, в каких отношениях находятся микросоциальные ресурсы (поддержка близких и родственников, удовлетворенность этой поддержкой) и психологические ресурсы устойчивости и саморегуляции личности. В исследовании приняли участие 210 испытуемых (48 учащихся с ОВЗ, 162 условно здоровых учащихся). В результате исследования были найдены различия между подвыборками с низкими и высокими показателями параметров социальной поддержки, свидетельствующие главным образом о том, что оценка и восприятие поддержки вносит вклад в психологические ресурсы преодоления и саморегуляции, запуская и/или усиливая имеющийся потенциал личности.

Общая информация

Ключевые слова: субъективное благополучие, дети с ограниченными возможностями развития, социальная поддержка, личностные ресурсы

Рубрика издания: Возрастная психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2015110311

Для цитаты: Леонтьев Д.А., Лебедева А.А., Силантьева Т.А. Место и функции социальной поддержки в структуре личностных ресурсов лиц с ограниченными возможностями здоровья // Культурно-историческая психология. 2015. Том 11. № 3. С. 120–134. DOI: 10.17759/chp.2015110311

Фрагмент статьи

В современной психологии и социальной работе сравнительно общепринятым является понимание социальной поддержки как доступных социальных ресурсов, предоставленных непрофессионалами в формальных группах поддержки и неофициальных помогающих отношениях [34].

Литература

  1. Александрова Л.А. Субъективная витальность как личностный ресурс [Электронный ресурс] // Психологи­ческие исследования: электрон. науч. журн. 2011. № 3(17). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 01.05.2015). doi: 0421100116/0028.
  2. Александрова Л.А. Субъективная витальность как предмет исследования // Психология. Журнал Высшей Школы Экономики. 2014. Т. 11. № 1. С. 133—163.
  3. Алехина С.В., Вачков И.В. Методологические подхо­ды к психолого-педагогическому сопровождению инклю­зивного процесса в образовании // Сибирский педагогиче­ский журнал. 2014. № 5. С. 97—104.
  4. Васильев И.А., Митина О.В., Шапкин С.А. Контроль за действием как составляющая личностного потенциа­ла // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 330—359.
  5. Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003. 654 с.
  6. Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Рассказова Е.И., Сычев О.А., Шевяхова В.Ю. Диагностика копинг-стратегий: адаптация опросника COPE // Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе. Материа­лы II Международной научно-практической конферен­ции. Кострома, 23—25 сентября 2010 / Под ред. Т.Л. Крю­ковой, М.В. Сапоровской, С.А. Хазовой. Кострома: КГУ имени Н.А. Некрасова, 2010. Т. 2, С. 195—197.
  7. Дёмин А.Н., Кожевникова Е.Ю., Седых А.Б., Се­дых Б.Р. Психологическое профилирование на рынке тру­да. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2003. 154 с.
  8. Зарецкий В.К. Зона ближайшего развития: о чем не успел написать Выготский… // Культурно-историческая психология. 2007. № 3. С. 96—104.
  9. Зинченко В.П. Наука о мышлении. Ч. 3 // Психологи­ческая наука и образование. 2002. № 3. C. 5—23.
  10. Иванова Т.Ю. Теория сохранения ресурсов как объ­яснительная модель возникновения стресса // Психоло­гия. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 3. С. 119—135.
  11. Кондратов Р.Р. Теоретические вопросы психичес­кого развития индивида в исследованиях И.А. Соколян­ского и А.И. Мещерякова // Вопросы психологии. 1982. № 2. С. 41—50.
  12. Краско М.Г. Социальная поддержка семьи в совре­менных условиях: региональный аспект: автореф. дис. … канд. социол. наук: 22.00.04. Екатеринбург: Урал. гос. ун-т имени А.М. Горького., 2009. 21 с.
  13. Лебедева А.А. Качество жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья: от средового подхода к личностному // Культурно-историческая психология. 2012. № 1. С. 83—91.
  14. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. М.: Смысл, 1992. 18 c.
  15. Леонтьев Д.А. Психологические ресурсы преодоле­ния стрессовых ситуаций: к уточнению базовых конструк­тов // Психология стресса и совладающего поведения в со­временном российском обществе. Материалы II Междуна­родной научно-практической конференции. Кострома, 23—25 сентября 2010 / Под ред. Т.Л. Крюковой, М.В. Са­поровской, С.А. Хазовой. Кострома: КГУ имени Н. А. Не­красова, 2010. Т. 2, С. 40—42.
  16. Леонтьев Д.А. Что дает психологии понятие субъек­та: субъектность как измерение личности // Эпистемоло­гия и философия науки. 2010. Т. 25. № 3. С. 136—153.
  17. Леонтьев Д.А. Факторы и психологические меха­низмы развития личности в затрудненных условиях // Инклюзивное образование: методология, практика, техно­логия. Материалы международной научно-практической конференции. 20—22 июня 2011 г. М., 2011. С. 69—70.
  18. Леонтьев Д.А. Развитие личности в норме и в за­трудненных условиях: вызовы и ресурсы // Культурно-ис­торическая психология. 2014. № 3. С. 97—106.
  19. Леонтьев Д.А., Аверина А.Ж. Феномен рефлексии в контексте проблемы саморегуляции [Электронный ре­сурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. № 2(16). URL: http://psystudy.ru (дата обра­щения: 18.11.2014). doi: 0421100116/0012.
  20. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкос­ти. М.: Смысл, 2006. 63 c.
  21. Луковицкая Е.Г. Социально-психологическое значе­ние толерантности к неопределенности: автореф. дис… канд. психол. наук. СПб., 1998. 20 c.
  22. Магомед-Эминов М.Ш. Феномен экстремальности. М.: ПАРФ, 2008. 220 c.
  23. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения. М.: Педаго­гика, 1974. 328 c.
  24. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь рус­ского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
  25. Осин Е.Н. Факторная структура руссскоязычной версии шкалы общей толерантности к неопределенности Д. Маклейна // Психологическая диагностика. 2010. № 2. С. 65—86.
  26. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благо­получия [Электронный ресурс] // Материалы III Всерос­сийского социологического конгресса. М.: Институт соци­ологии РАН, Российское общество социологов, 2008. 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
  27. Рассказова Е.И., Гордеева Т.О., Осин Е.Н. Копинг­стратегии в структуре деятельности и саморегуляции: пси­хометрические характеристики и возможности примене­ния методики COPE // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. №1. С. 82—118.
  28. Суворов А.В. Человечность как фактор саморазви­тия личности: дис. в форме науч. доклада … докт. психол. наук. М., ПИ РАО, 1996. 57 с.
  29. Суворов А.В. Духовность как психическая способ­ность и смысл жизни. 11 февраля-6 апреля 2015 [Элек­тронный ресурс] // Колонка Александра Суворова. URL: http://tovievich.ru/news/6711-kolonka-aleksandra-suvoro­va-duhovnost-kak-psihicheskaya-sposobnost-i-smysl­zhizni.html (дата обращения: 01.05.2015).
  30. Шварцер Р., Ерусалем М., Ромек В. Русская версия шкалы общей самоэффективности // Иностранная психо­логия. 1996. № 7. С. 71—76.
  31. Brown K.W., Ryan R.M. The Benefits of Being Present: Mindfulness and Its Role in Psychological Well-Being // Journal of Personality and Social Psychology. 2003. Vol. 84. № 4. Р. 822—848.
  32. Brown K.W., Ryan R.M. Fostering healthy self-regula­tion from within and without: a self-determination theory per­spective // P.A. Linley, S. Joseph (Eds.). Positive Psychology in Practice. London: Wiley, 2004. P. 105—124.
  33. Carver C.S., Scheier M.F., Weintraub J.K. Assessing cop­ing strategies: A theoretically based approach // Journal of Personalityand Social Psychology. 1989. Vol. 56. P. 267—283.
  34. Cohen S., Gottlieb B., Underwood L. Social relation­ships and health: challenges for measurement and interven­tion // Advances in mind-body medicine. 2001. Vol. 17. P. 129—141.
  35. Crumbaugh J.S., Maholick L.T. Manual of instructions for the Purpose in Life Test. Munster (Indiana), 1981.
  36. Diener E. Assessing subjective well-being: Progress and opportunities // Social Indicators Research. 1994. Vol. 31 (2). P. 103—157.
  37. Hobfoll S.E. The Influence of Culture, Community and the Nested-self in the Stress process: Advancing Conservation of Resources Theory // Applied Psychology: An International Review. 2001. Р. 327—421.
  38. Hobfoll S.E., Lerman M. Predicting Receipt of Social Support: A Longitudinal Study of Parents' Reactions to Their Child's Illness // Health Psychology. 1989. Vol. 8 (1). P. 61—77.
  39. Kef S. Psychosocial adjustment and the meaning of social support for visually impaired adolescents // Journal of Visual Impairment & Blindness. 2002. Vol. 96. P. 22—37.
  40. Lyubomirsky S., Lepper H. A measure of subjective hap­piness: Preliminary reliability and construct validation // Social Indicators Research. 1999. Vol. 46. P. 137—155.
  41. McLain D.L. The MSTAT-I: A new measure of an indi­vidual's tolerance for ambiguity // Educational and Psychological Measurement. 1993. Vol. 53 (1). P. 183—189.
  42. Perrin K.M., McDermott R.J. Instruments to measure social support and related constructs in pregnant adolescents: a review // Adolescence.1997. Vol. 32 (127). P. 533—557.
  43. Ryan R.M., Frederik C. On energy, personality, and health: Subjective vitality as a dynamic reflection of well­being // Journal of Personality. 1997. Vol. 65. P. 529—565.
  44. Sarason I.G., Levine H.M., Basham R.B., et al. Assessing social support: The Social Support Questionnaire // Journal of Personality and Social Psychology. 1983. Vol. 44. P. 127— 139.
  45. Sarason I.G, Shearin E.N., Sarason B.R., Pierce G.R. A brief measure of social support: Practical and Theoretical implications // Journal of Social and Personal Relationships. 1987. Vol. 4. P. 497—510.

Информация об авторах

Леонтьев Дмитрий Алексеевич, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории сравнительных исследований качества жизни, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет» (ФГАОУ ВО ТГУ), заведующий международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации; профессор факультета социальных наук департамента психологии, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО НИУ ВШЭ), г. Москва, Томск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2252-9805, e-mail: dmleont@gmail.com

Лебедева Анна Александровна, кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории сравнительных исследований качества жизни, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет» (ФГАОУ ВО ТГУ), доцент департамента психологии факультета социальных наук; старший научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО НИУ ВШЭ), Томск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5919-5338, e-mail: anna.alex.lebedeva@gmail.com

Силантьева Татьяна А., лаборант-исследователь, Института проблем инклюзивного образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: tanyasilantieva@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3115
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 1786
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2