Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Изучение поведения в контексте: мезогенетический подход 1316

Коул М., доктор психологических наук, профессор, Калифорнийский университет Сан-Диего, Сан-Диего, США, lchcmike@gmail.com

Аннотация

В статье прослеживается история конструирования деятельности, способствующей интеллектуальному и социальному развитию младших школьников на внешкольных занятиях. Вслед за Ури Бронфенбреннером автор выдвигает на первый план идею о том, что человеческое развитие происходит не только на различных уровнях вовлеченности и взаимообмена, но и на перемежающихся шкалах времени, которые, в свою очередь, тоже различаются по характеру и продолжительности. Проследив одну линию проектируемой деятельности в контексте образовательных учреждений на протяжении 18 лет, автор показывает, что ученые, заинтересованные в изучении процессов взаимовлияния «человек — контекст» оказываются перед сложной методологической задачей: они должны одновременно изучать и историю человека (на микрогенетической и оногенетической временных шкалах), и историю «контекстов развития», в которых оказывается человек.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Данная работа основана на заметках, которые были подготовлены в память о научном наследии Ури Бронфенбреннера, уважаемом коллеге, оказавшем значительное влияние на мое собственное профессиональное развитие. Цель — почтить его память, уделив внимание его давнему увлечению Клио — временным (temporal) характеристикам систем человек–процесс– контекст (person-process-context), которые были частым предметом его изучения и обозначались буквой «Т» в сокращенном названии его знаменитой модели РРСТ (человек–процесс–контекст–время) [4].

Литература
  1. Bremme D., Blanton W., Gallego M., Moll L.C., Rueda R., Vasquez O. The dynamics of change of children’s learning. In Cole M. (eds.) The Fifth Dimension: An after-school program based on diversity, Chapter 6. New York: Russell Sage. 2006. P. 107—128.
  2. Bronfenbrenner U. The Ecology of Human Develop­ment: Experiments by nature and design, Cambridge, Harvard University Press, 1979. 329 p.
  3. Bronfenbrenner U. The context of development and the development of context. In Lerner R.M. (ed.) Developmen­tal Psychology: Historical and Philosophical Perspectives. L. Erl­baum Associates, 1983. P. 147—184.
  4. Bronfenbrenner U. Making Human Beings Human: Bioecological perspectives on human development, Thousand Oaks (CA), Sage, 2005. 306 p.
  5. Bronfenbrenner U., Morris P.A. The ecology of de­velopmental processes. In Damon W. and Lerner R.M. (eds.) Handbook of child psychology. Vol. 1: Theoretical models of hu­man development, 5th ed. Hoboken, NJ, US: John Wiley and Sons. Inc., 1998. P. 993—1023.
  6. Bronfenbrenner U., Morris P.A. The bioecological model of human development. In Lerner R.M. (ed.) Handbook of child psychology. Vol. 1: Theoretical models of human develop­ment, 6th ed. New York: John Wiley, 2006. P. 793—828.
  7. Brown A.L. Design experiments: Theoretical and methodological challenges in creating complex interventions in classroom settings. Journal of the Learning Sciences, 1992. Vol. 2. № 2. P. 141—178.
  8. Brown K., Cole M.A Utopian methodology as a tool for cultural and critical psychologies: Toward a positive criti­cal theory. In Packer M.J. (eds.) Cultural and critical perspec­tives on human development. New York: SUNY Press, 2001. P. 41—66.
  9. Cole M. Cultural psychology: A once and future disci­pline. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1996. 400 p.
  10. Cole M. and The Distributed Literacy Consortium. The Fifth Dimension. An after-school program built on diver­sity. New York: Russell Sage, 2006. 226 p.
  11. Collins A. Toward a design science of education. In Scanlon E. (eds.). New Directions in Educational Technology. Berlin: Springer, 1992. Vol. 96. P. 15—22.
  12. Collins A., Joseph D., Bielaczyc K. Design research: Theoretical and methodological issues. Journal of the Learning Sciences, 2004. Vol. 13. № 1. P. 15—42.
  13. Cuban L. Answering tough questions about sustain-ability. Paper presented at the First Virtual Conference on Sustainability of Local Systemic Change. 2001, May.
  14. Davydov V.V., Markova A.K. (Eds.) A concept of edu­cational activity for schoolchildren. Soviet Psychology, 1982. Vol. 21. № 2. P. 50—76.
  15. Denham C., Lieberman A. (eds.). Time to learn. Wash­ington, DC: National Institute of Education, 1980. 246 p.
  16. Elder G.H. Children of the great depression. Social change in life experience. Chicago: University of Chicago Press, 1974. 444 p.
  17. Elkonin D.B. Toward the problem of stages in the men­tal development of the Child. In Cole M. (ed.) Soviet Develop­mental Psychology. White Plans. New York: M.E. Sharpe, 1977. P. 538—563.
  18. Engestrom Y.E., Sannino, A., Virkkunen, J. On the methodological demands of formative interventions. Mind, Culture, and Activity, 2014. Vol. 21. № 2. P. 118—128.
  19. Greenfield P.M. Weaving generations together: Evolv­ing creativity in the Maya of Chiapas. Santa Fe, NM: SAR Press, 2004. 200 p.
  20. Halpern R. Critical Issues in After-School Program­ming. Monographs of the Herr Research Center for Children and Social Policy, Erikson Institute Serial. 2006. Vol. 1. № 1. 140 p.
  21. Laboratory of Comparative Human Cognition (LCHC) A model system for the study of learning difficulties. Quarterly Newsletter of the Laboratory of Comparative Human Cognition, 1982. Vol. 4. № 3. P. 39—66.
  22. Lemke J. Across the Scales of Time: Artifacts, Activi­ties, and Meanings in Ecosocial Systems. Mind, Culture, and Activity, 2000. Vol. 7. № 4. P. 273—290.
  23. Luria A.R. Cognitive development: Its cultural and social formations. Cambridge, MA: Harvard University Press. 1976. 177 p.
  24. Mortimer J.T., Shanahan M.J. (eds.) Handbook of the life Course. Kluwer/Plenum. New York, 2003. 2528 p.
  25. Nelson C.A., Fox, N.A., Zeanah C.H. Romania’s aban-doned children: Deprivation, brain development, and the struggle for recovery. Cambridge, MA.: Harvard University Press, 2014. 402 p.
  26. Nicolopoulou A., Cole M. Generation and transmission of shared knowledge in the cultural of collaborative learning: The Fifth Dimension, its play-world, and its institutional con-texts. In Forman E.A. (eds.) Contexts for learning: Sociocul-tural dynamics in children’s development. New York: Oxford University Press, 1993. P. 283—314.
  27. Nocon H.D. Sustainability as Process: Community Education and Expansive Collaborative Activity. Educational Policy, 2004. Vol. 18. № 5. P. 710—732.
  28. Overton W.F. Relational developmental systems and developmental science: A focus on methodology. In Molenaar P.C. M. (eds.) Handbook of developmental systems theory and methodology. New York: NY; US: Guilford Press. P. 19—65.
  29. Penuel W. Emerging forms of intervention research in education. Mind, Culture, and Activity, 2014. Vol. 21. № 2. P. 97—117.
  30. Rogoff B. Developing destinies: A Mayan midwife and town. Oxford University Press, USA, 2011. 342 p.
  31. Saxe G. The cultural development of mathematical ideas. New York: Cambridge University Press, 2012. 362 p.
  32. Vásquez O.A. La Clase Mágica: Imagining Optimal Possibilities in a Bilingual Community of Learners. New York: Laurence Erlbaum Publishers, 2002. 237 p.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика