Тема «жизни и смерти» в словесном творчестве подростков 14—16 лет

1006

Аннотация

Статья освещает феномен использования подростками 14—16 лет в своем словесном творчестве тематики жизни и смерти. На основе проведенного экспериментального исследования авторы представляют генез этого процесса, а также стадии эволюции топика жизни и смерти как специфического новообразования подросткового словесного творчества. Объектом исследования выступили условия словесного творчества. В трех условных выборках подростков — традиционного обучения, спонтанного становления и проектной формы обучения — проводился сбор сочинений на свободную тему, которые были обработаны методом контент-анализа. Результаты показали, что топик жизни и смерти появляется в сочинениях подростков тем вероятнее, чем комфортнее в психологическом отношении референтная группа, в рамках которой осуществляется творчество. Качество литературного исполнения топика жизни и смерти статистически достоверно оказалось связанным с эффективностью освоения словесного творчества. По своему психологическому содержанию этот топик оказался вызовом, проявлением бунта подростка и юноши, важной попыткой подойти к скрытой для него границе знаемого, важным шагом инициации.

Общая информация

Ключевые слова: подростничество, словесное творчество, развитие, образование, феномен «смерти» в подростковом творчестве

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2015110403

Для цитаты: Хозиев В.Б., Васеничев С.А. Тема «жизни и смерти» в словесном творчестве подростков 14—16 лет // Культурно-историческая психология. 2015. Том 11. № 4. С. 30–43. DOI: 10.17759/chp.2015110403

Фрагмент статьи

Наше исследование началось с констатации эм­пирического факта [32; 5], знакомого, наверное, всем, кто работает со словесностью со старшими школьниками: в подростничестве, когда девушке или юноше в условиях, свободных от текущих задач и ограничений школьной жизни, предоставляется возможность размышлять, фантазировать, иссле­довать новые сюжеты, то в их словесном творчестве (далее СТ) неизбежно появляется тема жизни и смерти.

Литература

  1. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Про­гресс, 1992. 528 с.
  2. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: пер. с фр. М.: Прогресс, 1994. 616 с.
  3. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. Киев: NEXТ, 1994. 179 c.
  4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 446 с.
  5. Васеничев С.А. Роль бинарных пар в процессе ста­новления словесного творчества старших подростков // Казанская наука. 2012. № 4. С. 353—357.
  6. Выготский Л.С. Предыстория письменной речи // Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников / В.Я. Ляудис, И.П. Негурэ. М: Меж­дународная педагогическая академия, 1994. С. 115—144.
  7. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Совре­менное Слово, 1998. 480 с.
  8. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкозна­нию: пер. с нем. М.: Прогресс, 1984. 397 с.
  9. Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анна­лов». М.: Индрик, 1993. 328 с.
  10. Зеленецкий К.П. Топики // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / под ред. проф. В.П. Нерознака. М.: Academia, 1997. 320 с.
  11. Иванчихина Е.В. Развитие самосознания подростков в проектной форме обучения словесному творчеству // Психология детского словесного творчества / под ред. В.Б. Хозиева. Сургут: Дефис, 2003. С.297—359.
  12. Леви-Стросс К. Структурная антропология [Элек­тронный ресурс]. URL: http://bookred.ru/savered.php?file= 113437 (дата обращения: 15.11.2015).
  13. Лотман Ю.М. Семиотика культуры и понятие текста // Русская словесность. Антология. М.: Academia, 1997. С. 202—212.
  14. Лотман М.Ю. Смерть как проблема сюжета // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая шко­ла. М.: Гнозис, 1994. С. 417—432.
  15. Лурия А.Р. Психологическое содержание про-цесса письма [Электронный ресурс]. URL: http://www. pedlib.ru/Books/2/0031/2_0031-1.shtml (дата обращения: 15.11.2015).
  16. Ляудис В.Я., Негурэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. М.: Международная педагогическая академия, 1994. 150 с.
  17. Овсянико-Куликовский Д.Н. Лирика как особый вид творчества // Вопросы теории и психологии творчества. Т. 2. Вып. 2. СПб: Издание Суворина, 1910. С. 182—226.
  18. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2000. 508 с.
  19. Рикер П. Время и рассказ. Т. 1. Интрига и историче-ский рассказ. М; СПб: Университетская книга, 1998. 313 с.
  20. Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. Москов-ские лекции и интервью. М.: АО «КАМI», 1995. 160 с.
  21. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки по гер-меневтике. М.: Academia-Центр; Медиум, 1995. 416 с.
  22. Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искус-ство придумывания историй [Электронный ресурс]. URL: http://lib.rus.ec/b/121295 (дата обращения: 15.11.2015).
  23. Розин В.М. Смерть как феномен философского ос-мысления // Философ. науки. 1997. № 2. 24. Рыбников Н.А. Язык ребенка. М.: Гос. Изд-во, 1920. 83 с.
  24. РыбниковН.А. Методы изучения речевых реак-ций // Детская речь. М.: Ин-т эксперимент. психологии, 1927. С. 7—131. 26.
  25. Тодоров Ц. Семиотика литературы // Семиотика. Т.2. Благовещенск: БГК имени И.А. Бодуэна де Куртене, 1998. С. 377—381.
  26. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: А-саd, 1994. 406 с.
  27. Хозиев В.Б. Опосредствование в становящейся дея-тельности. Сургут: Дефис, 2000. 324 с.
  28. Хозиев В.Б. Практикум по общей психологии: учеб. пособие. М.: Издат. Центр «Академия», 2003. 272 с.
  29. Хозиев В.Б. Словесное творчество: учеб. пособие / В.Б. Хозиев, М.В. Хозиева. Сургут: Дефис, 2003. 287 с.
  30. Хозиев В.Б., Хозиева М.В. Психологический фено-мен «moralite» в детском словесном творчестве // Психо-логия в образовании. Сб. науч. трудов СурГУ. Вып. 3. Сур-гут, 1997, С. 47—54.
  31. Хозиев В.Б., Хозиева М.В., Грехова И.П., Иванчихи-на Е.В., Самойлова М.В. Психология детского словесного творчества / под ред. В.Б. Хозиева. Сургут: Дефис, 2003. 394 с.
  32. Шанский Н.М. Лингвистический анализ художе-ственного текста. Л.: Просвещение, 1990. 415 с.

Информация об авторах

Хозиев Вадим Борисович, доктор психологических наук, зав. кафедрой клинической психологии, ГБОУ ВПО «Международный университет “Дубна”», Дубна, Россия, e-mail: v_hoziev@mail.ru

Васеничев Сергей Александрович, ведущий специалист отдела оценки и тренинга, Управление развития персонала, ООО «РН-Юганснефтегаз», Нефтеюганск, Россия, e-mail: s.maharash@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 3440
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 1006
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 7