Культурно-историческая психология
2015. Том 11. № 4. С. 30–43
doi:10.17759/chp.2015110403
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Тема «жизни и смерти» в словесном творчестве подростков 14—16 лет
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: подростничество, словесное творчество, развитие, образование, феномен «смерти» в подростковом творчестве
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2015110403
Для цитаты: Хозиев В.Б., Васеничев С.А. Тема «жизни и смерти» в словесном творчестве подростков 14—16 лет // Культурно-историческая психология. 2015. Том 11. № 4. С. 30–43. DOI: 10.17759/chp.2015110403
Фрагмент статьи
Наше исследование началось с констатации эмпирического факта [32; 5], знакомого, наверное, всем, кто работает со словесностью со старшими школьниками: в подростничестве, когда девушке или юноше в условиях, свободных от текущих задач и ограничений школьной жизни, предоставляется возможность размышлять, фантазировать, исследовать новые сюжеты, то в их словесном творчестве (далее СТ) неизбежно появляется тема жизни и смерти.
Литература
- Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Прогресс, 1992. 528 с.
- Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: пер. с фр. М.: Прогресс, 1994. 616 с.
- Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. Киев: NEXТ, 1994. 179 c.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 446 с.
- Васеничев С.А. Роль бинарных пар в процессе становления словесного творчества старших подростков // Казанская наука. 2012. № 4. С. 353—357.
- Выготский Л.С. Предыстория письменной речи // Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников / В.Я. Ляудис, И.П. Негурэ. М: Международная педагогическая академия, 1994. С. 115—144.
- Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Современное Слово, 1998. 480 с.
- Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию: пер. с нем. М.: Прогресс, 1984. 397 с.
- Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М.: Индрик, 1993. 328 с.
- Зеленецкий К.П. Топики // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / под ред. проф. В.П. Нерознака. М.: Academia, 1997. 320 с.
- Иванчихина Е.В. Развитие самосознания подростков в проектной форме обучения словесному творчеству // Психология детского словесного творчества / под ред. В.Б. Хозиева. Сургут: Дефис, 2003. С.297—359.
- Леви-Стросс К. Структурная антропология [Электронный ресурс]. URL: http://bookred.ru/savered.php?file= 113437 (дата обращения: 15.11.2015).
- Лотман Ю.М. Семиотика культуры и понятие текста // Русская словесность. Антология. М.: Academia, 1997. С. 202—212.
- Лотман М.Ю. Смерть как проблема сюжета // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994. С. 417—432.
- Лурия А.Р. Психологическое содержание про-цесса письма [Электронный ресурс]. URL: http://www. pedlib.ru/Books/2/0031/2_0031-1.shtml (дата обращения: 15.11.2015).
- Ляудис В.Я., Негурэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. М.: Международная педагогическая академия, 1994. 150 с.
- Овсянико-Куликовский Д.Н. Лирика как особый вид творчества // Вопросы теории и психологии творчества. Т. 2. Вып. 2. СПб: Издание Суворина, 1910. С. 182—226.
- Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2000. 508 с.
- Рикер П. Время и рассказ. Т. 1. Интрига и историче-ский рассказ. М; СПб: Университетская книга, 1998. 313 с.
- Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. Москов-ские лекции и интервью. М.: АО «КАМI», 1995. 160 с.
- Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки по гер-меневтике. М.: Academia-Центр; Медиум, 1995. 416 с.
- Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искус-ство придумывания историй [Электронный ресурс]. URL: http://lib.rus.ec/b/121295 (дата обращения: 15.11.2015).
- Розин В.М. Смерть как феномен философского ос-мысления // Философ. науки. 1997. № 2. 24. Рыбников Н.А. Язык ребенка. М.: Гос. Изд-во, 1920. 83 с.
- РыбниковН.А. Методы изучения речевых реак-ций // Детская речь. М.: Ин-т эксперимент. психологии, 1927. С. 7—131. 26.
- Тодоров Ц. Семиотика литературы // Семиотика. Т.2. Благовещенск: БГК имени И.А. Бодуэна де Куртене, 1998. С. 377—381.
- Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: А-саd, 1994. 406 с.
- Хозиев В.Б. Опосредствование в становящейся дея-тельности. Сургут: Дефис, 2000. 324 с.
- Хозиев В.Б. Практикум по общей психологии: учеб. пособие. М.: Издат. Центр «Академия», 2003. 272 с.
- Хозиев В.Б. Словесное творчество: учеб. пособие / В.Б. Хозиев, М.В. Хозиева. Сургут: Дефис, 2003. 287 с.
- Хозиев В.Б., Хозиева М.В. Психологический фено-мен «moralite» в детском словесном творчестве // Психо-логия в образовании. Сб. науч. трудов СурГУ. Вып. 3. Сур-гут, 1997, С. 47—54.
- Хозиев В.Б., Хозиева М.В., Грехова И.П., Иванчихи-на Е.В., Самойлова М.В. Психология детского словесного творчества / под ред. В.Б. Хозиева. Сургут: Дефис, 2003. 394 с.
- Шанский Н.М. Лингвистический анализ художе-ственного текста. Л.: Просвещение, 1990. 415 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3440
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 11
Скачиваний
Всего: 1006
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 7