Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Развитие личностной автономии как условие формирования ориентации подростка в моральной сфере 2070

Молчанов С.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, s-molch2001@mail.ru
Поскребышева Н.Н., кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, pskr@inbox.ru
Запуниди А.А., кандидат психологических наук, специалист по учебно-методической работе отдела аспирантуры и докторантуры факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, elenvir@gmail.com
Маркина О.С., кандидат психологических наук, психолог, ФГАО «Лечебно-реабилитационный центр» Минздрава России, Москва, Россия, olga.s.mark@gmail.com

Аннотация

В работе обсуждаются результаты исследования взаимосвязи уровня развития личностной автономии и особенностей моральной ориентации подростков, определяемой приоритетом ценности справедливости или заботы в рамках когнитивистского (Ж. Пиаже, Л. Кольберг) и эмпатийного подхода (К. Гиллиган, Н. Айзенберг). Получено подтверждение гипотезы о том, что высокий уровень автономии в когнитивном компоненте связан с высокой самооценкой подростком моральных качеств в различных контекстах общения. Показано, что низкий уровень эмоциональной автономии связан с ориентацией на ценности заботы, высокий уровень — с ориентацией на ценности справедливости. Выявлена связь уровня автономии с моральными суждениями. Подростки с низким уровнем автономии обнаруживают большую ориентировку на мнение других, стремление быть хорошим в глазах других; подростки с гетерохронностью структуры личностной автономии более ориентированы на стадию конвенционального уровня: мнение других, стремление быть хорошим в глазах других, значимость социального закона и порядка, рефлексивную эмпатическую позицию, утверждающую идею самопожертвования и защиты прав других людей.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В психологии морального развития тра­диционно выделяют два основных принципа, лежа­щих в обосновании морального выбора: принцип справедливости, ориентированный на когнитивные составляющие морального сознания, и принцип за­боты, основанный на сочувствии и сопереживании другому человеку.

Литература
  1. Байковская Н.А. Развитие идеи Л. Кольберга о меж­культурной универсальности становления моральных суждений в современных исследованиях [Электронный ре­сурс] // Психологическая наука и образование. 2013. № 2. С. 190—202. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/ n2/61344_full.shtml (дата обращения: 15.11.2015).
  2. Карабанова О.А. Понятие «социальная ситуация развития» в современной психологии [Электронный ре­сурс] // Методология и история психологии. 2007. № 4. С. 40—56. URL: http://psyjournals.ru/mip/2007/n4/43001. shtml (дата обращения: 15.11.2015).
  3. Молчанов С.В. Морально-ценностные ориентации как функция социальной ситуации развития [Электрон­ный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2007. № 1. С. 73—79. http://psyjournals.ru/kip/2007/n1/ Molchanov.shtml (дата обращения: 15.11.2015).
  4. Молчанов С.В. Мораль справедливости и мораль за­боты: зарубежные и отечественные подходы к моральному развитию // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2011. Т. 14. № 2. С. 59—72.
  5. Молчанов С.В. Условия и факторы решения мораль­ных дилемм в подростковом возрасте // Национальный психологический журнал. 2014. № 4(16). С. 42—51.
  6. Поскребышева Н.Н., Карабанова О.А. Исследование личностной автономии подростка в контексте социальной ситуации развития // Национальный психологический журнал. 2014. № 4(16). С. 34—41.
  7. Рахматуллина Е.А. Возрастная динамика деятельност­ноориентированных переживаний в подростковом возрасте // Культурно-историческая психология. 2012. № 1. С. 8—16.
  8. Рубцова О.В. Подростковый кризис и проблема ро­левой идентичности // Культурно-историческая психоло­гия. 2012. № 1. С. 2—7.
  9. Beckert, Tr. E., Fostering Autonomy in Adolescents: a Mod­el of Cognitive Autonomy and Self-Evaluation // Utah State Uni­versity Paper presented at the American Association of Behavioral and Social Sciences. Las Vegas, Nevada. 2005. February 16.
  10. Steinberg, L., Silverberg, S.B. The Vicissitudes of Auton­omy in Early Adolescence/ / Child Development. 1986. № 57. P. 841—851.
  11. Zimmer-Gembeck M.J., Collins W.A. Autonomy Develop­ment during Adolescence // Blackwell Handbook of Adolescence edited by G.R. Adams, M.D. Berzonsky. 2003. P. 175—204.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика