Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Структурный анализ психосемантической системы семейной социально-психологической целенаправленности 1364

Нозикова Н.В., кандидат психологических наук, доцент, Дальневосточный государственный гуманитарный университет (ФГБОУ ВПО ДВГГУ), Хабаровск, Россия, nv_nozikova@bk.ru

Аннотация

Целью статьи является структурный анализ психосемантической системы семейной целенаправленности. Гипотеза исследования предполагает, что семейный семантический критерий позволит дифференцировать структурно-уровневую организацию смысловых элементов и их ассоциативных связей и раскрыть содержание объекта. В исследовании участвовали: 135 девушек и 134 юноши (15—18 лет); 150 женщин (21—64 года) и 38 мужчин (20—55 лет), состоящих в браке и воспитывающих детей. Использован модифицированный вариант методики семантического дифференциала, разработанный И.Л. Соломиным. На основе семейного семантического критерия выполнен сравнительный анализ структурно-иерархических уровней психосемантики семейной социально-психологической целенаправленности.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Исследовательский интерес к феноменам семьи, материнства и отцовства связан с фундаменталь­ной ролью семьи в воспроизведении традиционных социально-психологических основ общественной жизни и происходящими инновационными тенден­циями, которые определяют систему ценностей и идеалов ментальности человека [17; 20].

Литература
  1. Блауберг И.В., Юдин Э.Г., Садовский В.Н. Систем- ный подход // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: Канон+РООИ Реабилитация, 2009. 1248 с.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание со- чинений: в 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. 504 с.
  3. Выготский Л.С. Развитие житейских и научных по- нятий в школьном возрасте // Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
  4. Карпов, А.В. Психология сознания: Метасистемный подход. М.: РАО, 2011. 1088 с.
  5. Коул М. Александр Романович Лурия и культурная психология // Культурно-историческая психология. 2013. № 2. C. 88–98.
  6. Леонтьев А.А. Ключевые идеи Л.С. Выготского — вклад в мировую психологию XX столетия // Психологи- ческий журнал. 2001. Т. 22. № 4. С. 5—12.
  7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  8. Нозикова Н.В. Становление семейно-ориентирован- ной и материнской направленности девушек-студенток // Психологическая наука и образование. 2009. № 1. С. 90—97.
  9. Нозикова Н.В. Основные методологические подходы в исследовании социально-психологической направленности в сознании личности как системообразующего фактора социально-психологической общности // Вестник Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2011. № 4. С. 93–98.
  10. Нозикова Н.В. Отношение к будущей беременности и родам в структуре сознания девушек 15—17 лет // Пси- хическое здоровье. 2012. № 9 (76). С. 76—80.
  11. Нозикова Н.В., Сазонова Н.М. Проблемы психологи- ческого консультирования матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Психиче- ское здоровье. 2013. № 4 (83). С. 52—59.
  12. Нозикова Н.В. Особенности представлений об отце у девушек 15—17 лет // Российский психологический жур- нал. 2014. № 1. С. 40—50.
  13. Нозикова Н.В. Проблема изучения социально-психоло- гической целенаправленности как системообразующего фактора интегральных качеств семьи // Вестник Южно-Уральского университета. Серия «Психология». 2014. № 1. С. 48—58. 14.
  14. Нозикова Н.В. Психосемантический подход в ис- следованиях семейной и материнской направленности де- вушек 15—17 лет // Культурно-историческая психология. 2014. № 2. С. 69—77.
  15. Петренко В.Ф. Значение // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: Изд-во Канон-плюс, 2009. 1248 c.
  16. ПетренкоВ.Ф. Многомерное сознание: психосеман-тическая парадигма. М.: Новый хронограф, 2010. 440 с.  
  17. Психологические проблемы семьи и личности в мегаполисе / под ред. А.Л. Журавлева, А.И. Ляшенко, В.Е. Иноземцева, Д.В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. 341 с.
  18. Соломин И.Л. Методика психосемантической диагностики мотивации (ПДМ). СПб.: Изд-во Речь, 2011. 10 с.
  19. Соломин И.Л. Практикум по психодиагностике.  Психосемантические методы: учебно-методическое посо­ бие. СПб.: Петербургский гос. университет путей сообще­ния, 2013. 96 с.
  20. Социально-психологические и духовно-нравствен­ные аспекты семьи и семейного воспитания в современном мире / отв. ред. В.А. Кольцова. М.: Изд-во «Институт пси­хологии РАН», 2013. 956 с.

 

Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика