Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 7106Ключевые слова 17257 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science PsycINFO EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Задачи психологической помощи тяжело больному ребенку и его родителям 1176

Буслаева А.С., научный сотрудник , Научный центр здоровья детей (ФГАУ НЦЗД Минздрава России), Москва, Россия, perepisska@yandex.ru
Венгер А.Л., доктор психологических наук, профессор кафедры психологии факультета социальных и гуманитарных наук государаственного бюджетного образовательного учреждения высшего образоввания Московской области «Университет «Дубна», Дубна, Россия, alvenger@gmail.com
Лазуренко С.Б., доктор педагогических наук, заведующая лабораторией специальной психологии и коррекционного обучения ФГБУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России, Москва, Россия, preeducation@gmail.com

Аннотация

Изучались психологические особенности 33 детей от 8 до 17 лет, страдающих тяжелыми ревматическими болезнями, и их матерей. 11 детей находились в отделении реанимации, 22 ребенка — в отделении ревматологии. Использовались: наблюдение, беседа, методики «Рисунок человека», «Три желания»; шкалы самооценки Дембо—Рубинштейн, «Родительское сочинение». По уровню психической активности дети разделились на 4 группы: «инактивные», «пассивные», «относительно активные» и «активные». Психологическая работа с «инактивными» детьми была невозможна; задача состояла в преодолении острых эмоциональных нарушений у их матерей. «Пассивным» детям оказывалась эмоциональная поддержка, их учили понимать и выражать свои потребности; родителей обучали способам общения с ребенком. Работа с «относительно активными» детьми и их родителями была нацелена на восстановление их продуктивного взаимодействия. Задачи работы с «активными» пациентами состояли в повышении их самооценки и самоуважения, поддержке интересов; родителей учили ориентироваться в возрастных и индивидуальных психологических потребностях ребенка, учитывать ограничения, вызванные болезнью.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В последние годы проведен ряд исследований, доказавших необходимость и эффективность психологической помощи тяжело больным детям и их семьям. Освещены психологические вопросы информирования детей и семей о диагнозе, прогнозе и медицинских назначениях [6]. Продемонстрированы возможности различных психотерапевтических техник коррекции психологических нарушений у детей, формы и методы психотерапевтической работы с семьями [5; 10; 11].

Литература
  1. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. М.: Владос-Пресс, 2010. 159 с.
  2. Венгер А.Л., Морозова Е.И. Клиническая психология развития: состояние и перспективы // Вопросы психоло- гии. 2007. № 5. С. 3–12.
  3. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч.: в 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. С. 243—385.
  4. Киреева И.П. Психосоциальные аспекты детской онкологии // Материалы Всероссийской конференции с международным участием «Социальные и психологиче- ские проблемы детской онкологии» (Москва, 4—6 июня 1997 г.) М.: GlaxoWelcome, 1997. С. 94—97.
  5. Киселева М.Г. Если ребенок болеет. Психологиче- ская помощь тяжелобольным детям и их семьям. М: Гене- зис, 2016. 176 с.
  6. Клипинина Н.В., Хаин А.Е., Кудрявицкий А.Р. Про- блема информирования о заболевании и лечении пациентов и их родителей/семей в детской онкологии/гематоло- гии // Консультативная психология и психотерапия. 2014. Т. 22. № 1. С. 127—155.
  7. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. М.: Изд-во МГУ, 1987. 168 с.
  8. Пахомова М.А. Психологическое состояние родите- лей детей, находящихся в отделении реанимации // Вест- ник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психо- логия. Социология. Педагогика. 2010. Вып. 1. С. 169—175.
  9. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сирот- ства. СПб.: Питер, 2007. 416 с.
  10. Федунина Н.Ю. Опыт создания поддерживающей среды в детской больнице (на материале отделения онкологии) // Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Е.В. Филипповой. М.: Юрайт, 2016. С. 403—417.
  11. Шац И.К. Психологическое сопровождение тяжело- больного ребенка. СПб.: Речь, 2010. 192 с.
  12. Шведовская А.А. Специфика позиции родителей при различных типах взаимодействия с детьми дошколь- ного и младшего школьного возраста // Психологическая наука и образование. 2006. № 1. С. 69—84.
  13. Янко Е.В., Потанина М.С. О психологическом аспек- те медико-социальной работы в детском онкологическом отделении // Социальная работа в Сибири. Кемерово: Куз- бассвузиздат, 2004. С. 133—136.
Статьи по теме:
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Индекс цитирования Яндекс.Метрика