Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8060Ключевые слова 19701 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Особенности моральных оснований у монгольских, немецких и российских подростков 1944

Сычев О.А., кандидат психологических наук, Научный сотрудник Управления научно-исследовательской деятельности, ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В. М. Шукшина», Бийск, Россия, osn1@mail.ru
Беспалов А.М., кандидат философских наук, проректор по учебной работе, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В. М. Шукшина», Бийск, Россия, bam56@mail.ru
Прудникова М.М., социолог, ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В. М. Шукшина» , Бийск, Россия, mimosa.95@mail.ru
Власов М.С., кандидат филологических наук, начальник научно-исследовательского отдела, доцент кафедры русского языка и литературы, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В. М. Шукшина», Бийск, Россия, vlasov_mikhailo@mail.ru

Аннотация

Известно, что взрослые люди, проживающие в западных и восточных странах, демонстрируют предсказуемые различия в моральных основаниях, однако данных о подобных различиях у подростков недостаточно. В нашем исследовании была проверена гипотеза о наличии особенностей моральных оснований у подростков, проживающих в Монголии, России и Германии. В качестве теоретической основы исследования использовалась теория моральных оснований, в рамках которой были описаны пять наиболее существенных измерений морального домена, включая заботу/вред, справедливость/ взаимность, лояльность/коллективизм, уважение/власть и чистоту/святость. Выборку нашего иссле- дования составили 446 монгольских, 450 российских и 117 немецких подростков в возрасте от 12 до 16 лет. Для диагностики использовались три версии методики Moral Foundations Questionnaire (MFQ) на разных языках. Результаты статистического анализа показали, что, несмотря на проблемы с воспроизведением факторной структуры методики MFQ, обобщенный анализ показателей по шкалам является допустимым. Обнаружено, что наиболее традиционные моральные основания присущи монгольским подросткам. Близкие особенности моральных оснований характерны для российских подростков, проживающих в республике Алтай, в то время как немецкие подростки демонстрируют существенно отличающиеся, типичные для западных обществ индивидуалистические моральные основания.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Хотя вопросы морали и нравственности привлекали к себе внимание мыслителей с древности, эмпирические исследования в этой области начались сравнительно недавно — лишь со второй половины двадцатого столетия. Наиболее влиятельным направлением в этой области до настоящего времени остается концепция стадий морального развития Л. Кольберга [14], базирующаяся на теории когнитивного развития Ж. Пиаже.

Литература
  1. Выготский Л.С. История развития высших психи- ческих функций // Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. Про- блемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. С. 5—328.
  2. де Вааль Ф. Истоки морали: В поисках человеческо- го у приматов. М.: Альпина нон-фикшн, 2014. 376 с.
  3. Bespalov  A.M.,  Nikitina  I.V.,  Vlasov   M.S.,   Prudniko- va M.M., Odonchimeg T., Nyamdorj B. Youth Value Orienta- tion: A Field Study in Western Mongolia // Central Asian Journal of Basic and Applied Research. 2014. Vol. 2. P. 30—47.
  4. Borg I., Groenen P.J., Mair P. Applied multidimensional scaling. Springer Science & Business Media, 2012. 122 p.
  5. Cohen J. Statistical Power Analysis for the Behavioral Sciences. N. Y.: Lawrence Erlbaum Associates, 1988. 590 p.
  6. Disgust as Embodied Moral Judgment / S. Schnall, J.  Haidt,  G.L.  Clore,  A.H.  Jordan  //   Personality   &   so- cial psychology bulletin. 2008. Vol. 34(8). P. 1096—1109. doi:10.1177/0146167208317771
  7. Eisenberg N. Emotion, regulation, and moral devel- opment // Annual review of psychology. 2000. Vol. 51(1). P. 665—697. doi: 10.1146/annurev.psych.51.1.665
  8. Gilligan C. In a different voice: Women’s conceptions of self and of morality // Harvard educational review. 1977/ Vol. 47(4). P. 481—517. doi: 10.17763/haer.47.4.g6167429416hg5l0
  9. Haidt J. The emotional dog and its rational tail: a so- cial intuitionist approach to moral judgment // Psychological review. 2001. Vol. 108 (4). P. 814—834. doi: 10.1037/0033- 295X.108.4.814
  10. Hu L., Bentler P.M. Cutoff criteria for fit indexes in covariance structure analysis: Conventional criteria ver- sus new alternatives // Structural equation  modeling: a multidisciplinary journal. 1999/ Vol. 6 (1). P. 1—55. doi: 10.1080/10705519909540118
  11. Hutcherson C.A., Gross J.J. The moral emotions: A social- functionalist account of anger, disgust, and contempt // Jour- nal of personality and social psychology. 2011. Vol. 100 4). P. 719—737. doi: 10.1037/a0022408
  12. Jaffee S., Hyde J.S. Gender differences in moral orienta- tion: A meta-analysis // Psychological Bulletin. 2000. Vol. 126 (5). P. 703—726. doi: 10.1037/0033-2909.126.5.703
  13. Joeckel S., Bowman N.D., Dogruel L. The Influence of Adolescents’ Moral Salience on Actions and Entertainment Experience in Interactive // Journal of Children and Media. 2013. Vol. 7. P. 480—506. doi: 10.1080/17482798.2013.781513
  14. Kohlberg L. The philosophy of moral development: moral stages and the idea of justice (Essays on Moral Develop- ment. Vol. 1). Harper & Row, 1981. 441 p.
  15. Mapping the moral domain / J. Graham, B.A. Nosek, J. Haidt, R. Iyer, S. Koleva, P.H. Ditto // Journal of personal- ity and social psychology. 2011. Vol. 101(2). P. 366—385. doi: 10.1037/a0021847
  16. Moral foundations theory: The pragmatic validity of moral pluralism / J. Graham, J. Haidt, S. Koleva, M. Motyl, R. Iyer, S. Wojcik, P.H. Ditto // Advances in experimental social psychology. 2013. Vol. 47. P. 55—130. doi: 10.1016/B978-0- 12-407236-7.00002-4
  17. Tracing the threads: How five moral concerns (espe- cially Purity) help explain culture war attitudes / S.P. Koleva, J. Graham, R. Iyer, P.H. Ditto, J. Haidt // Journal of Research in Personality. 2012. Vol. 46 (2). P. 184—194. doi:10.1016/j. jrp.2012.01.006
  18. Turiel E. The development of social knowledge: Moral- ity and convention. Cambridge: Cambridge University Press, 1983. 252 p.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика