Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 75Рубрики 51Авторы 6825Ключевые слова 16126 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science PsycINFO EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Неизвестный Выготский: культурно-историческая теория в контексте павловской теории высшей нервной деятельности и дифференционной теории развития Х. Вернера 204

Чуприкова Н.И., доктор психологических наук, главный научный сотрудник Психологического института РАО, Москва, Россия, volkovaev@mail.ru

Аннотация

Обосновывается положение о внутренней связи культурно-исторической теории развития высших психических функций Л.С. Выготского с двумя другими выдающимися теориями XX в. Это, во-первых, условнорефлекторная теория И.П. Павлова, включающая идею коренного качественного отличия высшей нервной деятельности и поведения человека от таковых у животных, благодаря на- личию у человека второй сигнальной системы в виде «грандиозной сигнальной речи». Во-вторых, это дифференционная теория психического развития Х. Вернера, в рамки которой органично вписывается ряд ключевых идей Л.С. Выготского о развитии речевой функции и о роли слова в психическом развитии ребенка.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Во введении к материалам данного международного симпозиума отмечается, что, хотя все больше зарубежных и отечественных ученых обращаются к идеям Л.С. Выготского, зачастую понимание и знание теоретических и методологических основ, заложенных в рамках этой школы, является неполным. Поэтому обращение к оригинальным трудам Л.С. Выготского становится одним из приоритетных направлений международных психологических исследований.

Литература
  1. Александров Ю.И. Развитие как дифференциация // Дифференционно-интеграционная теория развития / Сост. Н.И. Чуприкова, А.Д. Кошелев. М.: Языки славян- ских культур. 2011. С. 49—69.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь // Под ред. А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия. М.: Изд-ва АПН РСФСР. 1956. С. 39—386.
  3. Выготский Л.С. Исторический смысл психологиче- ского кризиса. Методологическое исследование // Собр. соч.: в 6 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. С. 291—436.
  4. Выготский Л.С. История развития высших психиче- ских функций // Собр. соч.: в 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1983. С. 6—328.
  5. Дафермос Э. Переосмысление философских основ культурно-исторической теории // Материалы междуна- родного симпозиума «Научная школа Л.С. Выготского: традиции и инновации». М.: 2016. С. 100—101.
  6. Дифференционно-интеграционная теория разви- тия / Сост. Н.И. Чуприкова, А.Д. Кошелев. М.: Языки сла- вянских культур, 2011. 496 с.
  7. Дифференционно-интеграционная теория разви- тия. Кн. 2 / Сост. и ред. Н.И. Чуприкова, Е.В. Волкова. М.: Языки славянских культуры, 2014. 720 с.
  8. Пиаже Ж. Комментарии к критическим замечаниям Л.С. Выготского на книги «Речь и мышление ребенка» и
  9. «Суждения и рассуждения ребенка» // Жан Пиаже: тео- рия, эксперименты, дискуссии / Под ред. Л.Ф. Обуховой, Г.В. Бурменской. М.: Гардарики. 2001. С. 89—94.
  10. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (про- блемы палеопсихологии). М.: Академический проект; Трикста. 2013. 542 с.
  11. Психология глухих детей / Под ред. И.М. Соловье- ва, Н.В. Яшковой. М.: Просвещение. 1971. 447 с.
  12. Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие: Но- вый взгляд. М.: ИП РАН. 2006. 463 с.
  13. Сергиенко Е.А. Принципы дифференциации—инте- грации и континуальности—дискретности в онтогенетиче- ской перспективе // Дифференционно-интеграционная те- ория развития / Сост. Н.И. Чуприкова, А.Д. Кошелев. М.: Языки славянских культур, 2011. С. 387—413.
  14. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. М.: Просвещение. 1989. 248 с.
  15. Чуприкова Н.И. Затормозила ли павловлская кон- цепция развитие отечественных наук о поведении // Во- просы психологии. 1990. № 1. С. 117—124.
  16. Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации. М.: АО «Столетие». 1997. 471 с.
  17. Чуприкова Н.И. Умственное развитие. Принцип дифференциации. Спб.: Питер. 2007. 448 с.
  18. Чуприкова Н.И. О некоторых идеях Л.С. Выготского, созвучных универсальному дифференционно-интеграци- онному закону развития // Дифференционно-интеграци- онная теория развития. Кн. 2 / Сост. и ред. Н.И. Чупри- кова, Е.В. Волкова. М.: Языки славянских культуры, 2014. С. 191—200.
  19. Чуприкова Н.И. Психика и психические процессы (система понятий общей психологий). М.: Языки славян- ских культуры. 2015. 607 с.
  20. Heinz Wezner and developmental science Plenum pub- lishers / ed. Y. Valsiner. New York: Kluwer Academic, 2005. 660 p.
  21. Raeff C. Distinguishing between development and Change: Reviving of organismic-development theory // Hu- man development. 2011. № 1.
  22. Werner H. Comparative psychology of mental develop- ment. New York: Percheron press, 2004. 540 p.
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика