Применение теории деятельности в условиях межведомственного взаимодействия

1553

Аннотация

В данной статье исследуется степень совместимости двух подходов к социальному формированию разума и возможность их взаимного обогащения. Это теория деятельности (ТД), упоминаемая в трудах российских психологов Л.С. Выготского и А.Н Леонтьева и работе социолога Бэзила Бернстайна. Цель данной статьи — показать, как Бэзил Бернстайн создает описательный дискурс, позволяющий обогатить и расши- рить представление Выготского о социальном формировании разума через понимание социологических процессов, составляющих особую модальность педагогической деятельности и ее научных концепций. Эти два метода применяются к общей теме, а именно социальному формированию сознания, с различных точек зрения, и, как отмечает Л.С. Выготский, оба метода развивают многие положения работ Маркса и французской школы социологии начала двадцатого века. Труды русского лингвиста М.М. Бахтина также следует использовать для дальнейшей детализации утверждений, применимых в совместной деятельности.

Общая информация

Ключевые слова: культурно-историческая психология, теория деятельности, опосредствование, артефакт , М.М. Бахтин, идентичность, дискурс, Бэзил Бернстайн, Рукайя Хасан

Рубрика издания: Проблемы культурно-исторической и деятельностной психологии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2016120302

Для цитаты: Дэниелс Г. Применение теории деятельности в условиях межведомственного взаимодействия // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 3. С. 15–26. DOI: 10.17759/chp.2016120302

Подкаст

Фрагмент статьи

В статье рассматривается научение специалистов новым формам практики, в которых требуются принятие совместных решений с целью удовлетворения комплексных и разносторонних потребностей клиента. Такая форма работы отличается от деятельности постоянной команды или сети сотрудников. Она требует изменений во взаимодействии разных специалистов и отношениях с клиентами. Такие требования возникают во всех сферах услуг, где есть необходимость в комплексной реакции для удовлетворения потребностей клиентов.

Аудио

Audio

Литература

  1. Bernstein B. Official knowledge and pedagogic identities. In F. Christie (ed.) Pedagogy and the Shaping of Con- sciousness: Linguistic and Social Processes. London: Cassell, 1999.
  2. Bernstein B. Pedagogy, Symbolic Control and Identity: Theory Research Critique. Revised edition. Rowman and Lit- tlefield: Oxford, 2000.
  3. Bourdieu P. Outline of a theory of practice. Cambridge: Cambridge University Press, 1977.
  4. Cole M. Cultural Psychology: A once and future disci- pline. Cambridge Mass: Harvard University Press, 1996.
  5. Cole M., Engeström Y. A cultural-historical approach to distributed cognition / G. Salomon (ed.) // Distributed cog- nitions: Psychological and educational considerations. New York: Cambridge University Press, 1993.
  6. Daniels H., et al. Learning in and for multi-agency working // Oxford Review of Education. 2007. Vol. (33) 4. P. 521—538.
  7. Engeström Y. Innovative Learning in Work Teams: Analysing cycles of Knowledge creation in Practice / Enges- tröm Y. (eds.) // Perspectives on Activity Theory. Cambridge: Cambridge University Press, 1999.
  8. Department for Education and Skills, 2002a. Spending Review: Investment for reform. London: DfES.Department for Education and Skills. 2002b. Safer School Partnerships: Guid- ance. Issued jointly by Department for Education and Skills, Home Office, Youth Justice Board, Association of Chief Edu- cation Officers and Association of Chief Police Officers (Ref: DfES/0485/2002).
  9. Engstrom Y., Miettinen R. Introduction / Engeström Y. (eds.) // Perspectives on Activity Theory. Cambridge: Cam- bridge University Press, 1999. P.1—18.
  10. Freeman M., Miller C., Ross N. The impact of philoso- phies of teamwork on multiprofessional practice and the im- plications for education //Journal of Interprofessional Care. 2000. Vol. 14(3). P. 237—247.
  11. Hakkarainen K., Lonka K., Paavola S. Networked Intel- ligence: How Can Human Intelligence Be Augmented Through Artifacts, Communities, and Networks? 2004. Available at: URL: http://www.lime.ki.se/uploads/images/517/Hakkara- inen_Lonka_Paavola.pdf. (дата обращения 15.06.2005)
  12. Halliday M. A. K. Relevant models of language, in Ex- plorations in the Functions of Language. London: Arnold, 1973.
  13. Halliday M. A. K. Learning How to Mean: Explorations in the Development of Language. London: Arnold. 1975.
  14. Halliday M. A. K. Language as Social Semiotic: The So- cial Interpretation of Language and Meaning. London: Arnold. 1978.
  15. Hasan R. (forthcoming) Semiotic mediation, language and society: three exotropic theories — Vygotsky, Halliday and Bernstein. Manuscript (in press).
  16. Hasan R. Understanding talk: directions from Bern- stein’s sociology // International Journal of Social Research Methodology. 2001. Vol. 4 (1). P. 5—9.
  17. Hasan R., Cloran C. A sociolinguistic study of everyday talk between mothers and children / Halliday M.A.K. (eds) //Learning Keeping and Using Language. Volume 1. Amster- dam: John Benjamins. 1990.
  18. Hasan R. Speech genre, semiotic mediation and the development of higher mental functions // Language Science. 1992a. Vol. 14 (4). P. 489—528.
  19. Hasan R. Meaning in Sociolinguistic theory. In Bolton (eds.) Sociolinguistics Today: International Perspectives. London: Routledge. 1992b. P. 245—287.
  20. Hasan R. On Social Conditions for Semiotic Media- tion: the genesis of mind in society. Knowledge and Pedago- gy / Saadovnik A.R. (ed.) // The Sociology of Basil Bernstein. Norwood, NJ: Ablex. 1995.
  21. Hasan R. The ontogenesis of decontextualised lan- guage: some achievements of classification and framing / Mo- rais A. (eds.) // Towards a Sociology of Pedagogy: the contri- bution of Basil Bernstein to research. New York: Peter Lang. 2001. P. 47—80.
  22. Hasan R. Semiotic Mediation and Mental Develop- ment in Pluralistic Societies: Some Implications for Tomor- row’s Schooling / Claxton G. (ed) // Learning for life in the 21st century: sociocultural perspectives on the future of educa- tion. Malden, MA: Blackwell Publishers. 2002a. P. 112—126.
  23. Hasan R. Ways of Meaning, Ways of Learning: code as an explanatory concept // British Journal of Sociology of Edu- cation. 2002b. Vol. (23) 4. P. 98—121.
  24. Holland D., Lachiotte L., Skinner D., Cain  C.  Identity and agency in cultural worlds. Cambridge Mass: Harvard Uni- versity Press, 1998.
  25. Leont’ev A.N. Activity, consciousness, and personality. Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1978.
  26. Linehan C., McCarthy J. Positioning in practice: Under- standing participation in the social world // Journal for the Theory of Social Behaviour. 2000. Vol. 30 (3). P. 435—453.
  27. Morrison T. Working together to safeguard children: challenges and changes for inter-agency co-ordination in child protection // Journal of Interprofessional Care. 2000. Vol. 14(4). P. 363—373.
  28. Pirkkalainen J., Kaatrakoski H., Engestrom Y. Hybrid agency as hybrid practices. Mimeo, 2005.
  29. Secker J., Hill K. Broadening the partnerships: experi- ences of working across community agencies // Journal of In- terprofessional Care. 2001. Vol. 15(4). P. 341—350.
  30. Silverman D., Torode B. The Material Word: some theories of language and its limits. London: Routledge, 1980.
  31. Slater P. Training for No Secrets: a strategic initiative. Social Work and Education, 2002. Vol. 21(4). P. 437—448.
  32. Sturge C. A multi-agency approach to assessment // Child Psychology and Psychiatry Review. 2001. Vol. 6(1). P. 16—23.
  33. Wertsch J.V. Vygotsky and the Social Formation of Mind. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1985.
  34. Wertsch J.V. Voices of the Mind: A Socio-Cultural Ap- proach to Mediated Action. Cambridge, MA: Harvard Univer- sity Press, 1991.
  35. Diamond J. Managing change or coping with conflict?- Mapping the experience of a local regeneration partnership // Local Economy. 2001. Vol. 16(4). P. 272—285.
  36. Bernstein B. The Structuring of Pedagogic Discourse Volume IV: Class, Codes and Control. London: Routledge. 1990.

Информация об авторах

Дэниелс Гарри, PhD, профессор, научный сотрудник, факультет образования, колледж Грин Темплтон, Оксфорд, Великобритания, e-mail: harry.daniels@education.ox.ac.uk

Метрики

Просмотров

Всего: 3220
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 1553
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4