Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Единство аффекта и интеллекта в сюжетно-ролевой игре 2396

Эльконинова Л.И., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Институт дошкольного образования и семейного воспитания РАО, Москва, Россия, milaelk@gmail.com

Аннотация

В статье представлена интерпретация единства аффекта и интеллекта (Л.С. Выготский) на материале сюжетно-ролевой игры. Эмоции (например, нежелание подчиниться правилу) и понимание ребенком оснований правила, изучаются отдельно друг от друга: их взаимосвязанность подразумевается, но экспериментально не доказывается. В данной работе осуществлена попытка «поймать» единство аффекта и интеллекта в рамках психологии развития, опираясь на представление о связи смысловой и технической стороны действия (Д.Б. Эльконин и др.), об умных эмоциях (А.В. Запорожец) и акте развития (Б.Д. Эльконин). Описан качественный переход в сюжетно-ролевой игре, связанный с приданием эмоциям культурной формы; показано чувствование ребенком своего действия в игре. Показано, как движение ребенка в игровом пространстве с целью добиться кульминации сюжета связано с единством аффекта и интеллекта.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Л.С. Выготский писал о необходимости целостного понимания психики человека, имея в виду единство аффекта и интеллекта. Возможность такого видения им была реализована в «Психологии искусства» [2], где показан механизм катарсиса, как удачной «перековки» естественных эмоций через придание им культурной формы. Он также предупреждал об опасности однобокого понимания игры дошкольников [3].

Литература
  1. Архипов Б.А., Эльконин Б.Д. Язык антропотехнического (посреднического) действия // «Антропопраксис»: ежегодник гуманитарных исследований. Ижевск, 2011.
  2. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искус- ство, 1968. 576 с.
  3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом раз- витии ребенка / Л.С. Выготский Психология развития ре- бенка. М.: Смысл; Эксмо, 2003. 512 с. С. 200—224.
  4. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. I. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. 320 с.
  5. Самоощущение. Опосредствование. Становление действия. // Междисциплинарные проблемы психологии телесности.  Материалы  межведомственной  научно-практической конференции. Москва, 20—21 октября 2004 г. М.: Изд- во Московского гуманитарного университета, 2004. 520 с.
  6. Эльконин Б.Д. Опосредствование. Действие. Разви- тие. Ижевск: ERGO, 2010. 280 с.
  7. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  8. Эльконинова Л.И. Полнота развития сюжетно-роле- вой игры // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. С. 54—61.
  9. Эмоциональное развитие дошкольника / А.В. За- порожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева и др. / Под ред. А.Д. Кошелевой. М.: Просвещение, 1985. 176 с.
  10. Юрьева К.О. Опыт формирования сюжетно-ролевой игры в условиях инклюзивной группы детского сада // Мо- лодые ученые столичному образованию. Материалы XII Го- родской научно-практической конференции с международ- ным участием. М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. С. 96—98.
Статьи по теме

История психологии, Психология искусства и творчества  |  Рубцов В.В., Коул М., Верч Дж.В., Асмолов А.Г., Эльконин Б.Д., Лекторский В.А., Нечаев Н.Н., Кудрявцев В.Т., Ахутина Т.В., Глозман Ж.М., Фаликман М.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А.

Творческий потенциал культуры и человеческое развитие (круглый стол методологического семинара под руководством В.В.Рубцова и Б.Д. Эльконина)

CrossRef doi:10.17759/chp.2018140406

 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика