Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 75Рубрики 51Авторы 6787Ключевые слова 15975 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science PsycINFO EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Экспериментально-генетический метод в контексте обучения естественным наукам в дошкольном возрасте: исследование развития научного мышления с позиции культурно-исторического подхода 112

Фрагкиадаки Г., факультет образования и раннего детского обучения, Университет Патр, Греция, gfragkiadaki@upatras.gr
Раванис К., факультет образования и раннего детского обучения, Университет Патр, Греция, ravanis@upatras.gr

Аннотация

В статье предпринята попытка отразить культурно-историческое понимание того, как дети раннего возраста начинают изучать естественные науки и как у них фомируется научное мышление в процессе взаимодействия с социальным, культурным и материальным миром. Приоритетом настоящего исследования является выход за пределы сугубо когнитивного понимания обучения путем рассмотрения различных аспектов развития научного мышления у детей дошкольного возраста и анализа их взаимосвязи. Из большого объема эмпирических данных в настоящей статье представлен один кейс-стади, основанный на примере девочки (возраст 5 лет и 2 месяца), посещающей детский сад в одном из городов Греции. Для проведения качественного анализа в традиции культурно-исторической психологии используется методология, соответствующая исследованию процессов развития. Опираясь на четыре основных принципа организации экспериментально-генетического метода, настоящее исследование создает плодотворные условия для культурно-исторического анализа и интерпретации процессов детского развития. Эмпирические данные были получены посредством развернутых бесед открытого типа, трижды проводившихся на определенных этапах исследования с девочкой, двумя сверстниками из ее группы и воспитателем. Ключевыми теоретическими понятиями исследования являются «переживание», которое используется в качестве инструмента анализа, а также понятие «траектории развития». Кроме того, используется понятие «концептуализация прекурсивной модели (модели-предшественника)», которое заимствовано из области обучения естественным наукам. Представленный анализ позволяет понять, как определенная социальная ситуация, возникающая между детьми и воспитателями в условиях детского сада, становится уникальной социальной ситуацией развития конкретного ребенка. Опираясь на диалектический подход, который Л.С. Выготский использует для анализа человеческой психики, настоящее исследование нацелено на всестороннее и динамичное описание процесса развития ребенка, а не на создание индвидуалистической и статичной интерпретации его когнитивной эволюции. Культурно-историческое прочтение дает возможность уловить всю сложность и уникальность процесса детского развития в каждом конкретном случае. Таким образом, в рамках настоящей работы намечены пути для создания более эффективных и динамичных способов сопровождения детского обучения и развития в детском саду посредством внедрения образовательных практик, опирающихся на культурно-историческую традицию.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Л.С. Выготский [69] касается проблемы разработки методологии, которая бы соответствовала контексту академических дисциплин, связанных с исследованием человеческой психики. В фокусе его внимания оказывается изучение генезиса высших психических функций, которое он полагает центральным вопросом психологической науки. Выготский утверждает, что анализ человеческого сознания, познавательных процессов и поведения не должен сводиться к изучению конкретных факторов и элементов человеческой деятельности.

Литература
  1. Adams M., March S. Perezhivanie and classroom dis- course: a cultural-historical perspective on «Discourse of de- sign based science classroom activities» // Cultural Studies of Science Education. 2014. Vol. 10 (2). P. 317—327. doi:10.1007/ s11422-014-9574-3
  2. Appleton K. Student teachers’ confidence to teach sci- ence: Is more science knowledge necessary to improve self—con- fidence? // International Journal of Science Education. 1995. Vol. 17 (3). P. 357—369. doi: 10.1080/0950069950170307
  3. Baillargeon R. La connaissance du monde physique par le bébé. Héritages piagétiennes // L’esprit piagétien / O. Hou- dé, C. Meljac (eds.). Paris: PUF, 2000. P. 53—87.
  4. Blunden A. Notes on perezhivanie [Electronic docu- ment]. URL: http://www.ethicalpolitics.org/seminars/per- ezhivanie.htm (Accessed: 22.04.2015).
  5. Bozhovich L.I. The social situation of child development (N.S. Favorov, Trans.) // Journal of Russian and East Euro- pean Psychology. 2009. Vol. 47 (4). P. 59—86.
  6. Brennan M. Perezhivanie: what have we missed about infant care? // Contemporary Issues in Early Childhood. 2014. Vol. 15 (3). P. 284—292. doi: 10.2304/ciec.2014.15.3.284
  7. Chen F. Parents’ perezhivanie supports children’s de- velopment of emotion regulation: a holistic view // Early Child Development and Care. 2015. Vol. 185 (6). P. 851—867. doi:  10.1080/03004430.2014.961445
  8. Christidou V., Hatzinikita V. Preschool Children’s Ex- planations of Plant Growth and Rain Formation: A Com- parative Analysis // Research in Science Education. 2006. Vol. 36 (3). P. 187—210. doi:10.1007/s11165-005-9006-1
  9. Conezio K., French L. Science in the preschool class- room: Capitalizing on children’s fascination with the everyday world to foster language and literacy development // Young Children. 2002. Vol. 57 (5). P. 12—18.
  10. Dafermos M. Critical reflection on the reception of Vy- gotsky’s theory in the international academic communities // Cultural-historical theory: Educational research in different contexts / B. Selau, R. Fonseca de Castro (eds.). Porto Alegre: Edipucrs, 2015. P. 19—38.
  11. Dafermos M. Reflection on the Relationship between Cultural-historical Theoryand Dialectics// Психологическая наука и образование. 2015. Vol. 20 (3). P. 16—22.
  12. Daniels H. Vygotsky and Dialogic Pedagogy // Cultur- al-Historical Psychology. 2014. Vol. 10 (3). P. 19—29.
  13. Eckhoff A., Urbach J. Understanding imaginative think- ing during childhood: Sociocultural conceptions of creativity and imaginative thought // Early Childhood Education Journal. 2008. Vol. 36 (2). P. 179—185. doi:10.1007/s10643-008-0261-4
  14. Edwards K., Loveridge J. The inside story: Looking into early childhood teachers’ support of children’s scientific learning // Australasian Journal of Early Childhood. 2011. Vol. 36. (2). P. 28—35.
  15. Ferholt B. A synthetic—analytic method for the study of perezhivanie: Vygotsky’s literary analysis applied to playworlds // Vygotsky and creativity. A cultural—historical ap- proach to play, meaning making and the arts / M.C. Connery, V. John-Steiner, A. Marjanovic-Shane (eds.). New York: Peter Lang, 2010. P. 163—180.
  16. Fleer M., Adams M., Gunstone R., Hao Y. Studying the landscape of families and children’s emotional engagement in science across cultural contexts // International Research in Early Childhood Education. 2016. Vol. 7 (1). P. 183—201.
  17. Fleer M., Gomes J., March S. Science learning affordanc- es in preschool environments // Australasian Journal of Early Childhood. 2014. Vol. 39 (1). P. 38—48.
  18. Fleer M., Hammer M. Emotions in imaginative situ- ations: The valued place of fairytales for supporting emotion regulation // Mind, Culture, and Activity. 2013. Vol. 20 (3). P. 240—259. doi.org/10.1080/10749039.2013.781652
  19. Fleer M., Quiñones G. An assessment perezhivanie: building an assessment pedagogy for, with and of early child- hood science learning // Valuing assessment in science educa- tion: Pedagogy, curriculum, policy / D. Corrigan, R.F. Gun- stone, A. Jones (eds). Netherlands: Springer, 2013. P. 231—247.
  20. Fleer M., Pramling N. A Cultural—Historical Study of Children Learning Science. Dordrecht, New York: Springer, 2014. 213 p.
  21. Fleer Μ., Robbins J. «Hit and Run Research» with «Hit and Miss Results» in Early Childhood Science Education // Research in Science Education. 2003. Vol. 33. P. 405—431. doi:10.1023/B:RISE.0000005249.45909.93
  22. Fleer M.A cross—cultural study of rural Australian aboriginal children’s understandings of night and day // Re- search in Science Education. 1997. Vol. 27 (1). P. 101—116. doi:10.1007/BF02463035
  23. Fleer M. Sociocultural theory: rebuilding the theoreti- cal foundations of early childhood education // Policy and Practice in Education. 2002. Vol. 54 (1). P. 105—120.
  24. Fleer M. Meaning—making science’: Exploring the so- ciocultural dimensions of early childhood teacher education // Elementary science teacher education. International perspec- tives on contemporary issues and practice / K. Appleton (Ed.). Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 2006. P. 107—124.
  25. Fleer M. Early learning and development: Cultural— historical concepts in play. N.Y.: Cambridge University Press, 2010. 237 p.
  26. Fleer M. Kindergarten in Cognitive Times: Imagination as a Dialectical Relation between Play and Learning // Inter- national Journal of Childhood. 2011. Vol. 43 (3). P. 245—259. doi:10.1007/s13158-011-0044-8
  27. Fleer M. Imagination and Its Contributions to Learning in Science // A Cultural—Historical Study of Children Learn- ing Science: Foregrounding affective imagination in play— based settings / M. Fleer, N. Pramling (eds.). Dordrecht, New York: Springer, 2014. P. 39—57.
  28. Fragkiadaki G., Ravanis K. Mapping the interactions be- tween young children while approaching the natural phenom- enon of clouds creation // Educational Journal of the University of Patras UNESCO Chair. 2014. Vol. 1. (2). P. 112—122.
  29. Fragkiadaki G., Ravanis K. Preschool children’s mental representations of clouds // Journal of Baltic Science Educa- tion. 2015. Vol. 14 (2). P. 267—274.
  30. Garbett D. Science education in early childhood teacher education: Putting forward a case to enhance stu- dent teachers’ confidence and competence // Research in Sci- ence Education. 2003. Vol. 33 (4). P. 467—481. doi:10.1023/ B:RISE.0000005251.20085.62
  31. Gonzales R.F. Historical relevance of Vygotsky’s work: Its significance for a new approach to the problem of subjectiv- ity in psychology // Outlines. Critical Practice Studies. 2009. Vol. 11 (1). P. 59—73.
  32. Gonzales R.F. Perezhivanie: A concept in transition. Monash University. University of Brasília Symposium on the concept of Perezhivanie, 2014.
  33. Hadzigeorgiou Y., Schulz R. Romanticism and romantic science: Their contribution to science education // Science & Education. 2014. Vol. 23 (10). P. 1963—2006. doi:10.1007/ s11191-014-9711-0
  34. Hadzigeorgiou Y. Romantic understanding and science education // Teaching Education. 2005. Vol. 16 (1). P. 23—32. doi.org/10.1080/1047621052000341590
  35. Hedegaard M., Fleer M. Studying children — A cultural historical approach. Glasgow: Open University Press, 2008. 221 p.
  36. Hedegaard M. A cultural-historical theory of children’s development // Studying Children — A cultural-historical Ap- proach / M. Hedegaard, Fleer M. (eds.). Glasgow: McGrow- Hill, 2008. P. 10—29.
  37. Kampeza M. Preschool Children’s Ideas about the Earth as a Cosmic Body and the Day/ Night Cycle // Journal of Science Education. 2006. Vol. 7 (2). P.
  38. Karmiloff-Smith A. Beyond Modularity. A Develop- mental Perspective on Cognitive Science. Cambridge: MIT Press, 1992. 239 p.
  39. Koliopoulos D., Tantaros S., Papandreou M., Ravanis
  40. Preschool children’s ideas about floating: A qualitative approach // Journal of Science Education. 2004. Vol. 5 (1). P. 21—24.
  41. Laurandeau M., Pinard A. La pensée causale. Paris: Presses Universitaire de France, 1972. 225p.
  42. Lemeignan G., Weil-Barais A. Construire des concepts en Physique. Paris: Hachette, 1993. 222p.
  43. Lemke J.L. Articulation communities: Sociocultural perspectives on science education // Journal of Research in Science Teaching. 2001. Vol. 38 (3). P. 296—316.
  44. Lijnse P.L. «Developmental research» as a way to an empirically based «didactical structure» of science // Science education. 1995. Vol. 79 (2). P. 189—199. doi.org/10.1002/ sce.3730790205
  45. O’ Loughlin M. Rethinking science education: Be- yond Piagetian constructivism toward a sociocultural model of teaching and learning // Journal of Research in Science Teaching. 1992. Vol. 29 (8). P. 791—820. doi.org/10.1002/ tea.3660290805
  46. Pavlidis P. Critical thinking as dialectics: a Hegelian Marxist Approach // Journal for Critical Education Policy Studies. 2010. Vol. 8 (2). P. 74—102.
  47. Ravanis K., Bagakis G.  Science Education in kinder- garten: sociocognitive perspective // International Journal of Early Years Education. 1998. Vol. 6 (3). P. 315—327. doi. org/10.1080/0966976980060306
  48. Ravanis K., Christidou V., Hatzinikita V. Enhancing con- ceptual change in preschool children’s representations of light: A sociocognitive approach // Research in Science Education. 2013. Vol. 43 (6). P. 2257—2276. doi:10.1007/s11165-013- 9356-z
  49. Ravanis K. The discovery of elementary magnetic prop- erties in preschool age: qualitative and quantitative research within a piagetian framework // European Early Childhood Education Research Journal. 1994. Vol. 2 (2). P. 79—91. doi. org/10.1080/13502939485207621
  50. Ravanis K. Représentations des élèves de l’école mater- nelle: le concept de lumière // International Journal of Early Childhood 1999. Vol. 31 (1). P. 48—53. doi:10.1007/BF03166731
  51. Ravanis K. Les Sciences Physiques à l’école maternelle: éléments théoriques d’un cadre sociocognitif pour la construc- tion des connaissances et/ou le développement des activi- tés didactiques // International Review of Education. 2005. Vol. 51 (2—3). P. 201—217. doi:10.1007/s11159-005-1885-x
  52. Ravanis K. Représentations, Modèles Précurseurs, Ob- jectifs—Obstacles et Médiation-Tutelle: concepts-clés pour la construction des connaissances du monde physique à l’âge de 5—7 ans // Revista Electrónica de Investigación en Edu- cación en Ciencias. 2010. Vol. 5 (2). P. 48—53. doi:10.1007/ BF03166731
  53. Robbins J. «Brown packages»? A sociocultural Perspec- tive on Young Children’s Ideas in Science // Research in Sci- ence Education. 2005. Vol. 35 (2—3). P. 151—172. doi:10.1007/ s11165-005-0092-x
  54. Rogoff B. Cognition as a collaborative process // Cog- nition, perceptions and language. Handbook of child philoso- phy / W. Damon (Chief Ed.), D. Kuhn, R.S. Siegler (Volume eds.). New York: Wiley and Sons, Inc., 1998. P. 679—744.
  55. Rubinshtein S.L. Osnovy obshchei psikhologii [Funda- mentals of general psychology]. Saint-Petersburg: Piter, 2002. 720 p.
  56. Schmidt J.A., Lyutykh E., Shumow L. A study of teachers’ speech and students’ perezhivanie in high school physics class- rooms. Paper presented at the annual meetings of the American Educational Research Association. Vancouver: BC, 2012.
  57. Sikder S., Fleer M. Small Science: Infants and Tod- dlers Experiencing Science in Everyday Family Life // Re- search in Science Education. 2014. Vol. 45. (3). P. 445—464. doi:10.1007/s11165—014—9431—0
  58. Smagorinsky P. Vygotsky’s stage theory: the psychol- ogy of art and the actor under the direction of perezhivanie // Mind, Culture, and Activity. 2011. Vol. 18 (4). P. 319—341. doi:  10.1080/10749039.2010.518300
  59. Taber K.S. Alternative Conceptions/Frameworks/Mis- conceptions // Encyclopedia of Science Education / R. Gun- stone (ed.). Dordrecht: Springer, 2015. P. 37—41.
  60. Tartas V., Baucal A., Perret-Clermont A.-N. Can you think with me? The social and cognitive conditions and the fruits of learning // Educational Dialogues: Understanding and Promoting Productive Interaction / C. Howe, Little- town K. (eds). London, New York: Routledge, 2010. P. 64—82.
  61. Tartas V., Perret-Clermont A.N. Socio-cognitive dynamics in dyadic interaction: How do you work to- gether to solve Kohs cubes? // European Journal of De- velopmental Psychology. 2008. Vol. 5 (5). P. 561—584. doi:10.1080/17405620701859522
  62. Tu T. Preschool science environment: What is available in a preschool classroom? // Early Childhood Education Jour- nal. 2006. Vol. 33 (4). P. 245—251. doi:10.1007/s10643-005- 0049-8
  63. Van der Veer R., Valsiner J. Understanding Vygotsky: A quest for synthesis. Oxford: Blackwell, 1991. 450 p.
  64. Vasilyuk F. The psychology of experiencing. Harvester Wheatsheaf, 1991. 259 p.
  65. Veresov N., Fleer M. Perezhivanie as a theoretical con- cept for researching young children’s development // Mind, Culture, and Activity. 2016. Vol. 1. P. 1—11. doi.org/10.1080/ 10749039.2016.1186198
  66. Veresov N. Introducing cultural historical theory: main concepts and principles of genetic research methodology // Cultural-Historical Psychology. 2010. Vol. 4. P. 83—90.
  67. Veresov N. Refocusing the Lens on Development: To- wards Genetic Research Methodology // Visual Methodolo- gies and Digital Tools for Researching with Young Children: Transforming Visuality / M. Fleer, A. Ridgway (eds.). Switzer- land: Springer, 2014. P. 129—149.
  68. Veresov N. Duality of Categories or Dialectical Con- cepts? // Integrative Psychological and Behavioral Science. 2015. Vol. 50 (2). P. 244—256. doi:10.1007/s12124-015-9327-1
  69. Veresov N. Perezhivanie in cultural-historical theory: The concept and its content. Key-note lecture at Australia— Brazil ISCAR Symposium on Perezhivanie, Monash Univer- sity, Peninsula Campus, 2015.
  70. Vygotsky L.S. Problems of general psychology // The collected works of L.S. Vygotsky. Vol. 1. New York: Plenum Press, 1987. 396 p.
  71. Vygotsky L.S. Concrete human psychology // Soviet Psychology. 1989. Vol. 27 (2). P. 53—77.
  72. Vygotsky L.S. The problem of environment // The Vy- gotsky reader / R. van der Veer, J. (Valsiner eds.). Oxford: Blackwell, 1994. P. 338—350.
  73. Vygotsky L.S. Problems of the Theory and History of Psychology // The collected Works of L.S. Vygotsky. Vol. 3. New York: Plenum Press, 1997. 426p.
  74. Vygotsky L.S. The History of the Development of High- er Mental Functions // The collected Works of L.S. Vygotsky. Vol. 4. New York: Plenum Press, 1997. 294 p.
  75. Vygotsky L.S. Child Psychology // The collected Works of L.S. Vygotsky. Vol. 5. New York: Plenum Press, 1998. 362 p.
  76. Vygotsky L.S. Scientific Legacy // The collected Works of L.S. Vygotsky. Vol. 6. New York: Plenum Press, 1999. 334 p.
  77. Vygotsky L.S. Imagination and creativity in child- hood // Journal of Russian and east European psychology. 2004. Vol. 42 (1). P. 7—97.
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика