Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 75Рубрики 51Авторы 6825Ключевые слова 16126 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science PsycINFO EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Культурно-историческая научная школа: проблемы, которые поставил Л.С. Выготский * 411

Рубцов В.В., доктор психологических наук, ректор, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, rectorat@list.ru

Аннотация

Рассматриваются основные положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Обсуждается система основных понятий этой научной школы. Анализируется подход Л.С. Выготского, согласно которому основой психического развития человека выступает качественное изменение социальной ситуации или, говоря терминами А.Н. Леонтьева, изменение деятельности человека. Показано, что в изменении деятельности человека важное значение имеют его интеллект и эмоции, находящиеся во внутреннем единстве. Обосновывается роль социальных взаимодействий в обучении и развитии детей применительно к проблеме новой школы.

Ключевые слова: культурно-историческая научная школа, изменение социальной ситуации, изменение деятельности человека, зона ближайшего развития, социальные взаимодействия и обучение, коллективная деятельность

Рубрика: Современные проблемы научной школы Выготского

Тип: научная статья

* Рубцов В.В. Доклад на Международном симпозиуме, посвященном 120-летию со дня рождения Л.С. Выготского: «Научная школа Л.С. Выготского: традиции и инновации: материалы международного симпозиума (27—28 июня 2016)» (М.: БУКИВЕДИ, 2016. С. 18—24).

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp.2016120301

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Я буду обсуждать эти положения, во многом при- влекая точку зрения моего учителя В.В. Давыдова. По его мнению, основы культурно-исторической концепции были заложены самим Л.С. Выготским где-то около 1927—1928 годов. Затем он очень многое внес в формирование ее основных положений [3].

Литература
  1. Выготский Л.С., Сахаров Л.С. Исследование образования понятий: методика двойной стимуляции // Хрестоматия по общей психологии. Вып. III. Субъект позна- ния / Отв. ред. В.В. Петухов; ред.-сост. Ю.Б. Дормашев, С.А. Капустин. М.: Российское психологическое обще- ство, 1998
  2. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико- психологические проблемы построения учебных предме- тов. М.: Педагогическое общество России, 2000. 480 с.
  3. Давыдов В.В. Доклад на Международной конфе- ренции «Культурно-исторический подход: развитие гума- нитарных наук и образование» (сокращенная стенограмма выступления) // Последние выступления. М.: ПЦ «Экспе- римент», 1998. С. 30—35.
  4. Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и современная психология. М.: МГУ име- ни М.В. Ломоносова, 1986. С. 117.
  5. Рубцов В.В. Социально-генетическая психология развивающего образования: деятельностный подход. М.: МГППУ, 2008. 416 с.
  6. Рубцов В.В., Гуружапов В.А., Макаровская З.В., Максимов Л.К. Новая модульная основная профессио- нальная образовательная программа исследовательской магистратуры «Культурно-историческая психология и де- ятельностный подход в образовании»: опыт разработки и апробации // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 3. С. 7—15.
  7. Griffin P., Cole M. A  dialogue  with future  through today’s activity cognition and communication. M.: Science, 1988. Р. 189—207.
  8. Leontyev A.N. The Problem of Activity in Psychology. The Concept of Activity in Soviet Psychology. New York, 1981. Р. 140—162.
  9. Luria A.R. The Nature of Human Conflicts. New York: Liveright, 1932.
  10. Rubtsov V.V. Learning in children: organization and de- velopment of cooperative actions». NY: Nova Science Publishers, Ins, 1991.
  11. Vygotsky L. Mind in society: The development of high- er psychological processes. Cambridge, MA: Harvard Univer- sity Press. 1978. 159 p.
  12. Wertsch J.V. Culture, Communication and Vygotskian Perspectives. (ed.) Cambridge, 1985.
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика