Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 78Рубрики 51Авторы 6869Ключевые слова 16158 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science PsycINFO EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Понятие «драмы» в концепции Л.С. Выготского: культурно-исторический и исследовательский контекст * 218

Рубцова О.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ovrubsova@mail.ru
Дэниелс Г., Ph.D., Профессор, Университет Оксфорда, Великобритания, Harry.daniels@education.ox.ac.uk

Аннотация

Статья посвящена обсуждению некоторых аспектов ранних работ Л.С. Выготского, которые рассматриваются в качестве исходных оснований культурно-исторической теории и могут быть использованы для организации исследований, проводимых в традиции данной научной школы. Анализируются понятия «драма», «переживание», «рефлексивная коммуникация» и их значение для понимания экспериментально-генетического метода. Обсуждаются результаты исследовательского проекта «Драма и эксклюзия», проходившего в Великобритании в 2014—2015 гг. на базе двух организаций, специализирующихся на применении различных методов арт-педагогики в работе с детьми и подростками, испытывающими различные социальные, эмоциональные и поведенческие трудности. Приводится подробное описание одного занятия с группой детей-семиклассников, находящихся на грани отчисления из общеобразовательной школы. На примере занятия доказывается, что при определенных условиях «драматическое событие» может стать культурным средством преобразования социальной ситуации развития.

Ключевые слова: драма , переживание, театр, рефлексивная коммуникация

Рубрика: Понятия культурно-исторической психологии

Тип: научная статья

* Материалы, представленные в статье, обсуждались на семинаре «Понятие драмы в концепции Л.С. Выготского» в Оксфордском университете (факультет образования, 6 мая 2015 г.).

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp.2016120310

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Несмотря на растущую во всем мире популярность концепции Л.С. Выготского, многие ее аспекты по-прежнему остаются неясными или недооцененными. В значительной степени это можно объяснить сложностью используемого Л.С. Выготским языка, который глубоко укоренен в культуре дореволюционной России и который представляет определенную сложность для носителей современного русского языка (не говоря уже о переводе на другие языки).

Литература
  1. Aseyev V.S. Vygotsky in the mirror of cultural inter- pretations. In A. Kozulin et al. (Eds). Vygotsky’s educational theory in cultural context. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. P. 432—451.
  2. Dafermos M. Critical reflection on the reception of Vy- gotsky’s theory in the international academic communities. In B. Selau & R. Fonseca de Castro (Eds). Cultural-histori- cal theory: Educational research in different contexts. Porto Alegre: EDIPUCRS, 2015. P. 19—38.
  3. Daniels H., Downes E. Identity and Creativity: The Transformative Potential of Drama. In Dramatic Interactions in Education: Vygotskian and Sociocultural Approaches to Drama, Education and Research. Ed.: S. Davis et al. Bloomsbury, 2015.
  4. Fleer M. An everyday and theoretical reading of per- ezhivanie for informing research in early childhood educa- tion // International Research in Early Childhood Education. 2016. Vol. 7. № 1. P. 34—49.
  5. Kravtsov G.G., Kravtsova E.E. Play in L.S. Vygotsky’s nonclassical psypchology // Journal of Russain and East Euro- pean Psychology. 2010. № 48(4). P. 25—41.
  6. Rubtsov V.V. Learning in children: organization and de- velopment of cooperative actions. New York: Nova science, 1991.
  7. Rubtsova O., Ulanova N. Digital Media as a Means of Developing Reflection in Students with Disabilities: Cultural- Historical Perspective // Taetigkeitstheorie. 2014. Vol. 12. № 1. P. 95—118.
  8. Sobkin V.S. Commentaries to Lev Vygotsky’s theatri- cal reviews; Vygotsky L.S. Theatrical reviews. M.: Institute of Sociology of Education RAE, 2015. 568 p.
  9. Sobkin V.S., Mazanova V.S. Comments on L.S. Vy- gotsky’s Theatrical Reviews. Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya // Cultural-Historical Psychology. 2014. Vol. 10. № 3. P. 82—96.
  10. Tairov A.Ya. O teatre [About theatre]. Moscow: VTO, 1970. 603 p.
  11. Tawell A. et al. Being other: the effectiveness of arts- based approaches in engaging with disaffected young people (report). University of Oxford, Department of Education, 2015. 39 p.
  12. Vasilyuk F. The psychology of experiencing. The resolu- tion of life’s critical situations. New York: Harvester Wheat- sheaf, 1991.
  13. Veresov N.N. Zone of Proximal Development: The Hid- den Dimension? Published at: Ostern, A. & Heila-Ylikallio, R. (Eds.) // Language as culture — tensions in time and space. 2004. Vol. 1. Р. 13—30; [Электронный ресурс]. URL: http:// nveresov.narod.ru/ZPD.pdf (Р. 1—6) (дата обращения: 15.07.1916).
  14. Vygodskaya G.L., Lifanova T.M.  Lev Semenovich Vy- gotsky: Zhizn, Deyatel’nost’, Shtrikhi k Portretu [Lev Semio- novich Vygotsky: Life, Work, Personality]. Moscow: Smysl, 1996.
  15. Vygotsky L.S. Mind in society: the development of high- er psychological processes / M. Cole, V. John-Steiner, S. Scrib- ner & E. Souberman, Eds. & Translators. Harvard University Press, 1978.
  16. Vygotsky L.S. (1983). Sobranie sochinenii. Moscow, Vol. 3. Prosveschenie.
  17. Yaroshevsky M. L.S. Vygodsky: in search for the new psychology. Petersburg: Publishing House of International Foundation for History of Science, 1993.
  18. Zavershneva E. The Vygotsky family archive (1912— 1934). New findings // Journal of the Russian and East Euro- pean Psychology. 2010 № 48 (1). P. 14—33.
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика