Детская площадка в контексте культурно-исторической психологии

2208

Аннотация

В статье показана возможность использования принципов культурно-исторического подхода и теории деятельности к экспертизе игрушек и игровых сред. Детская игровая площадка рассматривается как культурное средство или артефакт, создаваемый взрослыми для разворачивания деятельности ребенка. С позиции культурно-исторической психологии психолого-педагогический анализ площадки основывается на выявлении уровня игровой ценности и соответствии задачам возраста. В основе анализа и проектирования — понимание площадки как единого пространства, где каждый элемент несет потенциал для какой-либо развивающей деятельности детей — игры, общения, экспериментирования и др. Выделены и обоснованы следующие критерии психолого-педагогической экспертизы: принцип ориентации на возрастные особенности, принцип высокой игровой ценности, принцип открытости объектов, принцип поддержки допустимого риска, принцип учета уровней активности посетителей, приглашение к общению — принцип диалогичности. Приводятся примеры использования данных принципов в практике проектирования детских площадок. Приведенные материалы показывают, что понятийный аппарат культурно-исторической психологии может быть ис- пользован не только для объяснения механизмов и форм психического развития, но и для анализа конкретных условий психического развития ребенка и проектирования игровых сред.

Общая информация

Ключевые слова: психолого-педагогическая экспертиза, детская площадка, игровая среда, ребенок, деятельность , игра, игровая ценность, проектирование детских площадок

Рубрика издания: Возрастная психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2016120316

Для цитаты: Смирнова Е.О., Котляр И.А., Соколова М.В., Шеина Е.Г. Детская площадка в контексте культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 3. С. 269–279. DOI: 10.17759/chp.2016120316

Фрагмент статьи

Продукты детской субкультуры в настоящее время являются не только средствами культурного развития, но и «товаром», т. е. предметом продажи на достаточно насыщенном и конкурентном рынке товаров и услуг. Соответственно, они являются предметом маркетинга. А маркетинговые технологии зачастую не учитывают закономерности развития ребенка.

Литература

  1. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: МПСИ, 1996. 768 с.
  2. Гейл Я. Города для людей. M.: Альпина Паблишер, 2012. 276 с.
  3. Гибсон Дж.Дж. Экологический подход к зрительно- му восприятию. М.: Прогресс, 1988. 464 с.
  4. Глазычев В.Л. Урбанистика. М.: Европа, 2008. 220 с.
  5. Котляр И.А., Соколова М.В. Привлекательность дет- ской уличной площадки. Опыт эмпирического исследова- ния // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 4. С. 54—63.
  6. Котляр И.А., Соколова М.В. Площадка приключе- ний как пример реализации права ребенка на игру [Элек- тронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т. 6. № 2. С. 81—90. URL: http://psyedu.ru/ journal/2014/2/Kotlyar_Sokolova.phtml (дата обращения: 07.09.2016).
  7. Котляр И.А., Соколова М.В. Подходы  к  психоло- го-педагогической экспертизе игровых детских площа- док [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 1. С. 5—15. doi:10.17759/ jmfp.2016050101
  8. Леонтьев А.Н., Розенблюм А.Н. Психологическое исследование деятельности и интересов посетителей Цен- трального парка культуры и отдыха имени Горького // Традиции и перспективы деятельностного подхода в пси- хологии: школа П.Н. Леонтьева / Под ред. А.Е. Войскун- ского, А.Н. Ждан, О.К. Тихомирова. М.: Смысл, 1999. 429 с.
  9. Оборудование игровых площадок. Ч. 1. Основные требования безопасности и методы испытаний [Электрон- ный ресурс] // ФГПУ «Стандартинформ». URL: http:// www.standards.ru/document/4191103.aspx (дата обраще- ния: 05.09.2016).
  10. Рубцов В.В. Социально-генетическая психология развивающего образования: деятельностный подход. М.: МГППУ, 2008. 416 с.
  11. Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А. Условия становления пространственного образа «Я» в раннем возрасте как пер- вой формы самосознания // Культурно-историческая пси- хология. 2009. № 3. С. 16—24.
  12. Смирнова Е.О., Салмина Н.Г. и др. Психолого-пе- дагогические основания экспертизы игрушек // Вопросы психологии. 2008. № 1. С. 16—26.
  13. Эльконин Б.Д. Опосредствование и развитие // Культурно-историческая психология. 2016. № 3. С. 93— 112.
  14. Эльконин Б.Д. Проба как конструкт образователь- ной системы // Педагогика развития: ключевые компе- тентности и их становление: Материалы IX научно-прак- тической конференции  (г. Красноярск,  25—27 апреля 2002 г.). Красноярск: КГУ, 2003. С. 122—132..

Информация об авторах

Смирнова Елена Олеговна, доктор психологических наук, профессор, начальник отдела, отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, Центра прикладных психолого-педагогических исследований, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия

Котляр Инна Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Международный университет природы, общества и человека "Дубна", Центр прикладных психолого-педагогических исследований Московского государственного психолого-педагогического университета, Дубна, Россия, e-mail: iakorepanova@gmail.com

Соколова Мария Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра дошкольной психологии, старший научный сотрудник, Центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, ФГБОУ ВО МГППУ, методист, Центр игры и игрушки ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: sokolovamw@mail.ru

Шеина Елена Георгиевна, преподаватель кафедры дошкольной педагогики и психологии, факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3723-812X, e-mail: leshgp@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 3593
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 2208
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 1