Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 6869Ключевые слова 16198 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science PsycINFO EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Один шаг в обучении - сто шагов в развитии: от идеи к практике 634

Зарецкий В.К., кандидат психологических наук, профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета психологического консультирования МГППУ, заведующий лабораторией психолого-педагогических проблем непрерывного образования детей и молодежи с особенностями развития и инвалидностью Института проблем интегрированного (инклюзивного) образования, Москва, Россия, zar-victor@yandex.ru

Аннотация

В статье на материале опубликованных работ Л.С. Выготского прослеживается динамика его представлений о развитии ребенка. Тезис «один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии» ставится в один ряд с двумя другими важнейшими положениями культурно-исторической теории — о том, что обучение идет впереди развития, и о зоне ближайшего развития. Обосновывается значение этих положений для практики оказания психолого-педагогической помощи, содействующей развитию, и ставится проблема гипотетического механизма такой связи. В качестве иллюстрации работы этого механизма приводится многовекторная модель зоны ближайшего развития как одного из концептуальных инструментов рефлексивно-деятельностного подхода к оказанию помощи детям в преодолении учебных трудностей, способствующей развитию. После описания движения «от проблемы к идее» и «от идеи к механизму» приводятся примеры случаев, иллюстрирующих работу этого механизма, при котором работа с учебными трудностями ведет к одновременному движению по многих векторам развития. Приводится опыт работы с детьми с трудностями в обучении в специально организованных летних школах, опыт реализации проекта «шахматы для общего развития, опыт оказания помощи детям-сиротам с тяжелыми соматическими заболеваниями, а также приводится описание случая работы со студенткой с признаками синдрома выученной беспомощности. Делается вывод о том, что тезис Л.С. Выготского о специфическом характере связи обучения и развития имеет принципиальное теоретическое и практическое значение, в том числе для практики работы с особенными детьми.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Главную книгу Л.С. Выготского «Мышление и речь» называют книгой «о мышлении», «о речевом мышлении», о развитии мышления и речи [16; 42; 45; 61]. А, например, Г.Л. Выгодская и Т.М. Лифанова пишут, что «…вся эта книга от начала до конца посвящена развитию вообще» [11].

Литература
  1. Алексеев Н.Г. Методологические принципы ана- лиза концептуальных схем деятельности в психологии // Проблемы методологии в эргономике / Труды ВНИИТЭ. Вып. 17. М.: ВНИИТЭ. 1979. С. 104—125.
  2. Алексеев Н.Г. Шахматы и развитие мышления // Шахматы: наука, опыт, мастерство // М.: Высшая школа, 1990. С. 41—53.
  3. Алексеев Н.Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления // Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора психологи- ческих наук. М. 2002. 41 с.
  4. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудно- стей учения: нейропсихологический подход. СПб.: Питер. 2008. 320 с.
  5. Белопольская Н.Л. Оценка когнитивных и эмоцио- нальных компонентов зоны ближайшего развития у детей с задержкой психического развития // Вопросы психологии. 1997. №1. С. 19—25.
  6. Бороздин А.И. Уроки музыкальной терапии в школе Бороздина // В кн.: Этюды абилитационной педагогики: из опыта работы «Школы Бороздина». Монографическое эссе. Под научной редакций Л.И.Боровикова. — Новоси- бирск: Изд-во НИПКиПРО, 2000. 245 с.
  7. Варшава Б.Е., Выготский Л.С. Психологический словарь. М.: Государственное учебно-педагогическое изда- тельство. 1931. 208 с.
  8. Василюк Ф.Е. Методологический смысл психологи- ческого схизиса // Вопросы психологии. 1996. №6. С. 25— 40.
  9. Вересов Н.Н. Экспериментально-генетический ме- тод и психология сознания: в поисках утраченного (ста- тья вторая) // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 1. С. 117—126.
  10. Воликова С.В., Глухова О.В. Динамика уровня раз- вития познавательных процессов учеников начальных классов, участвующих в проекте «Шахматы для общего развития // В кн.: Актуальные проблемы преподавания учебной дисциплины «Шахматы» в общеобразовательных школах и детских садах России и других стран мира: ма- териалы Международной научно-практической конферен- ции: Сборник тезисов докладов / Составители И.Г. Сухин, А.М. Гилязов; научный редактор И.Г. Сухин. Сатка. 2012. С. 27—31.
  11. Выгодская Г.Л., Лифанова Т.М. Лев Семенович Вы- готский. М.: Смысл. 1996. 420 с.
  12. Выготский Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности // Собр.соч.: В 6 т. Т. 5. Основы дефектоло- гии/под ред. Т.А. Власовой. М.: Педагогика. 1983. С. 62—84.
  13. Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения // Собр. Соч.: В 6 т. М.: Педагогика. 1982. Т. 1. С. 78—98.
  14. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс. 1999. 536 с.
  15. Выготский Л.С. Исторический смысл психологиче- ского кризиса // Собрание сочинений в 6—ти т. Т. 1. Во- просы теории и истории психологии/Под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика. 1982. С. 291 —436.
  16. Выготский Л.С. Мышление и речь //Собр. Соч. в 6 т. М.: Педагогика.Т. 2. 1982. С. 5—361.
  17. Выготский Л.С. История развития высших психиче- ских функций //Собр. Соч. в 6 т. М.: Педагогика. Т. 3. 1983. С. 5—328.
  18. Выготский Л.С. Проблемы детской (возрастной пси- хологии) // Собр. соч. Т. 4. М.: Педагогика.1984. С. 243—432.
  19. Гальперин П.Я. Обучение и умственное развитие в детском возрасте // В кн.: Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.: Издательство «Институт прак- тической психологии». Воронеж НПО «МОДЭК». 1998. С. 357—388.
  20. Гордон М.М. Опыт первой летней школы для детей с особенностями развития// В кн.: Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования. Сб. научных трудов и проектных материалов. М.: Институт педагогических инноваций РАО, 1996. С. 391—402.
  21. Гриншпун И.Б. История психотерапии. Лекция 1. Введение в историю психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. № 2. С. 175—207.
  22. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М: ИНТОР. 1996. 544 с.
  23. Зарецкий В.К. Эргономика в системе научного зна- ния и инженерной деятельности // Методологические про- блемы проектной деятельности в эргономике. М.: ВНИИ- ТЭ. 1989. С. 8—20.
  24. Зарецкий В.К. Об опыте рефлексивно-деятельност- ного подхода к организации коррекционных занятий по русскому языку // В кн.: Методы и средства реабилита- ции детей с особенностями развития и инвалидностью. М.: ИПИ РАО. 1998. С. 86—90.
  25. Зарецкий В.К. Помощь детям с трудностями в обу- чении в опоре на зону ближайшего развития // Материалы международной конференции «Культурно-историческая психология: современное состояние и перспективы разви- тия» (г. Москва, 3—4 октября 2006 г.). М.: ООО «АЛВИАН». 2007. С. 111—119.
  26. Зарецкий В.К. О чем не успел написать Л.С. Выготский // Культурно-историческая психология. 2007. № 3. С. 96—104.
  27. Зарецкий В.К. Эвристический потенциал понятия «зона ближайшего развития» // Вопросы психологии. 2008. № 6. С. 13—25.
  28. Зарецкий В.К. Думая о Петре Яковлевиче Гальпери- не // Культурно-историческая психология. 2012, 1. С. 73—85.
  29. Зарецкий В.К. Становление и сущность рефлексив- но-деятельностного подхода в оказании консультативной психолого-педагогической помощи // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 2. С. 8—37.
  30. Зарецкий В.К. Теорема Л.С. Выготского «Один шаг в обучении — сто шагов в развитии»: в поисках доказатель- ства // Культурно-историческая психология. 2015. Том 11. № 3. С. 44—63. doi:10.17759/chp.2015110305
  31. Зарецкий В.К., Гордон М.М. О возможности инди- видуализации образовательного процесса на основе реф- лексивно-деятельностного подхода в инклюзивной прак- тике // Психологическая наука и образование. 2011. № 3. С. 19—26.
  32. Зарецкий В.К., Зарецкий Ю.В. Случай Дениса Г. // Журнал консультативной психологии и психотерапии. 2015. № 2. С. 166—180.
  33. Зарецкий В.К., Смирнова Н.С., Зарецкий Ю.В., Ев- лашкина Н.М., Холмогорова А.Б. Три главные проблемы подростка с девиантным поведением. Почему возникают? Как помочь?. М.: Форум. 1011. 208 с.
  34. Зарецкий Ю.В. Субъектная позиция по отношению к учебной деятельности как ресурс развития и предмет ис- следования // Консультативная психология и психотера- пия. 2013. № 2. С.110—128.
  35. Зинченко В.П. Лев Семенович Выготский: жизнь и деятельность. — В кн.: Стиль мышления: проблема истори- ческого единства научного знания. К 80-летию Владими- ра Петровича Зинченко. Коллективная монография / под общ ред. Т.Г. Щедриной. М.: Российская политическая эн- циклопедия (РОССПЭН). 2011. С. 294—299.
  36. К развитию через шахматы: рефлексивно-дея- тельностный подход. Методическое пособие по ведению занятий в начальной школе // Под ред. В.К. Зарецкого, А.М. Гилязова. М.: Издательство «Райхль». 2016. 94 с.
  37. Коломейцев П., Манске К. Каждый ребенок — осо- бенный. Иллюзия дефекта / Священник Петр Коломейцев, Манске Кристель. — М.: Никея, 2015. — 240 с.
  38. Комплексная коррекция трудностей обучения в школе / под ред. Ж.М. Глозман, А.Е. Соболевой. 2 изд., сте- реотипное. М.: Смысл, 2016. 544 с.
  39. Коробейников И.А. Нарушения развития и социаль- ная адаптация. — М.: ПЕР СЭ. 2001. 192 с.
  40. Кравцова Е.Е. Культурно-исторические основы зоны ближайшего развития // Психологический журнал. 2001. № 4. т. 22. С. 42—50.
  41. Лебедев В.А. Вспышки в пространстве жизни // В кн.: Подходы к реабилитации детей с особенностями раз- вития средствами образования. Сб. научных трудов и про- ектных материалов. М.: Институт педагогических иннова- ций РАО, 1996. С. 382—391.
  42. Леонтьев А.А. Л.С. Выготский. М.: Просвещение. 1990. 158 с.
  43. Манске К. Учение как открытие / пер. с нем.М.: Смысл, 2014. 263 с.
  44. Мещеряков Б.Г. Взгляды Выготского на науку о дет- ском развитии //Культурно-историческая психология. 2008. № 3. С. 103—112.
  45. Морозов С.М. Диалектика Выготского: внечувствен- ная реальность деятельности. М.: Смысл. 2002. 118 с.
  46. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995. 360 с.
  47. Обухова Л.Ф., Корепанова И.А. Пространственно- временная схема зоны ближайшего развития // Вопросы психологии. 2005. № 5. С. 13—26.
  48. Перре-Клермо А-Н. (в этом выпуске).
  49. Разуваев Ю.С., Зарецкий В.К. Шахматы для общего развития // Мир детства, 2004, № 4
  50. Рубцов В.В. Социально-генетическая психология развивающего образования: деятельностный подход. М.: МГППУ. 2008. 416 с.
  51. Холмогорова А.Б. Роль идей Л.С. Выготского для становления парадигмы социального познания в современ- ной психологии: обзор зарубежных исследований и обсуж- дение перспектив // Культурно-историческая психология. 2015. Том 11. № 3. С. 25—43. doi:10.17759/chp.2015110304
  52. Холмогорова А.Б., Зарецкий В.К. Может ли культур- но-историческая концепция Л.С.Выготского помочь нам лучше понять, что мы делаем как психотерапевты//Куль- турно-историческая психология. 2011. № 1. С. 108—118.
  53. Цукерман Г.А. Взаимодействие ребенка и взрослого, творящее зону ближайшего развития // Культурно-исто- рическая психология. 2006. № 4. С. 61—73.
  54. Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной само- стоятельности. М.: ОИРО. 2010. 432 c.
  55. Шахматы для общего развития. Методическое по- собие по ведению занятий в начальной школе // Под ред. В. К. Зарецкого, А. М. Гилязова. Издательство «Райхль». 2016. 196 с.
  56. Шахматы для общего Развития. Рабочая тетрадь для занятий шахматами // Под ред. В.К. Зарецкого, А.М. Гиля- зова. М.: Издательство «Райхль». 2016 102 с.
  57. Эльконин Б.Д. Педагогическая идея развивающего обучения. В кн.: Современность и возраст / Эльконин Б.Д., Архипов Б.А., Остоверх О.С., Свиридова О.И. М.: Неком- мерческое партнерство «Авторский клуб». 2015. С. 26—28.
  58. Эльконин Д.Б. Детская психология. 5-е издание. М.: Московский центр «Академия». 2008. 384 с.
  59. Эткинд А.М. Психология практическая и академи- ческая: расхождения когнитивных структур внутри про- фессионального сознания // Вопросы психологии. 1987. № 6. С. 20—30.
  60. Bandura A.A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavior change // Psychological Review. 1977. Vol. 84. P. 191—215.
  61. The Cambridge Companion to Vygotsky / edited by Harry Daniels, Michael Cole, James V. Wersch. Cambridge University Press. 2007. 462 p.
  62. R. van der Veer, J. Valsiner. Understanding Vygotsky: a quest for synthesis. BLACKWELL. Oxford, UK&Cambridge, USA. 1991. 450 p.
  63. Seligman, M.E.P. Power and powerlessness: Comments on «cognates of personal control». Applied and Preventive Psychology. 1992. 1. P. 119—120.
  64. Zaretskii V.K. Zone of proximal development: what Vy- gotsky didn’t have time to write//Journal of Russian and East European Psychology, vol. 47. No 6. November-December 2009. PP. 70—93.
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика