Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 7015Ключевые слова 16898 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science PsycINFO EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Роль врожденных и средовых факторов в развитии эмпатии: обзор зарубежных исследований 213

Юдина Т.О., преподаватель кафедры общей психологии Института общественных наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС), Москва, Россия, judinatatyana@gmail.com

Аннотация

В статье приведен обзор зарубежных исследований, посвященных изучению факторов развития эмпатии на ранних этапах жизни ребенка и условиям, которые способствуют ее проявлению у детей в последующие периоды жизни. Способность к эмпатии наблюдается у детей с периода новорожденности и продолжает развиваться на дальнейших этапах жизни. Частота проявления и характер развития эмпатии у ребенка обусловлены рядом факторов. Многочисленными исследованиями зафиксирован вклад биологических факторов и механизмов в развитие эмпатии (например, свойств темперамента и работы нейронных основ). Результаты лонгитюдных исследований, изучающих соотношение генетических и средовых факторов, демонстрируют весомый вклад генетического фактора в развитие эмпатии. Многочисленные данные о роли социальных условий в развитии эмпатии в детском возрасте показывают наличие связи между качеством внутрисемейных отношений, в частности, ряда характеристик взаимодействия в диаде мать-ребенок и частотой проявления эмпатии ребенком. С учетом накопленных результатов, в статье рассматриваются возможные перспективные направления дальнейших исследований в направлении данной проблематики.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта No.15-06-10943.

Литература
  1. Холмогорова А.Б. Роль идей Л.С. Выготского для становления парадигмы социального познания в современной психологии: обзор зарубежных исследований и обсуждение перспектив // Культурно-историческая психология. 2015. Том 11. № 3. С. 25—43. doi:10.17759/chp.2015110304
  2. Ainsworth M., Blehar M., Waters E., Wall S. Patterns of attachment: A psychological study of the strange situation. New York and London: Psychology Press, 2015. 410 p.
  3. Batson C., Dyck J., Brandt J., Batson J., Powell A., McMaster M, Griffitt C. Five studies testing two new egoistic alternatives to the empathy-altruism hypothesis // Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 55. № 1. P. 52—77.
  4. Batson C. The altruism question: Toward a social-psychological answer. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1991. 255 p.
  5. Carr L., Iacoboni M., Dubeau M., Mazziotta J., Lenzi G. Neural mechanisms of empathy in humans: A relay from neural systems for imitation to limbic areas // PNAS. 2003 Vol. 100. № 9. P. 5497—5502.
  6. Cornell A., Frick P. The moderating effects of parenting styles in the association between behavioral inhibition and parent-reported guilt and empathy in preschool children // Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology, 2007. 36. № 3. P. 305—318.
  7. Darwall S. Empathy, sympathy, care // Philosophical Studies, 89, 1998.Vol. 89. № 2. P. 261—282.
  8. Davis M., Oathout A. Maintenance of satisfaction in romantic relationships: Empathy and relational competence // Journal of Personality and Social Psychology, 1987. 53, № 2. P. 397—410.
  9. De Waal, F. B. M. Putting the altruism back into altruism: The evolution of empathy // Annual Review of Psychology, 2008. 59. P. 279—300. doi: 10.1146/annurev.psych.59.103006.093625
  10. Decety J., Jackson P. A social-neuroscience perspective on empathy // Current Directions in Psychological Science, 2006. 15. № 2. P. 54—58. doi: 10.1111/j.0963-7214.2006.00406
  11. Decety J. and Ickes W. The Social Neuroscience of Empathy. London: MIT Press, 2009. 245 p.
  12. Dimberg U., Thunberg, M., Elmehed K. Unconscious facial reactions to emotional facial expressions // Psychological Science, 2000. 11. № 1. P. 86—89. doi: 10.1111/1467-9280.00221
  13. Dunfield, Kuhlmeier V., O’Connell L. and Kelley E. Examining the Diversity of Prosocial Behavior: Helping, Sharing, and Comforting in Infancy // Infancy, 2011. 16. № 3. P. 227—247.
  14. Eisenberg, N., I.K. Guthrie, B.C. Murphy, S.A. Shepard, A. Cumberland, and G. Carlo. Consistency and development of prosocial dispositions: A longitudinal study // Child Development, 1999. 70. № 6, P. 1360—1372. doi: 10.1111/1467-8624.00100
  15. Eisenberg, N., Miller P. The relation of empathy to prosocial and related behaviors // Psychological Bulletin, 1987. 101. № 1. P. 91—119.
  16. Eslinger P. Neurological and neuropsychological bases of empathy // European Neurology, 1998. 39. № 4. P. 193—199.
  17. Feldman R. Mother-infant synchrony and the development of moral orientation in childhood and adolescence: Direct and indirect mechanisms of developmental continuity // American Journal of Orthopsychiatry, 2007. 77. № 4. P. 582—597. doi: 10.1037/0002-9432.77.4.582
  18. Freud S. Civilization and its discontents. New York: Doubleday Anchor Books, 1958. 356 p.
  19. Gallese V., Rochat M., Cossu G., Sinigaglia C. Motor cognition and its role in the phylogeny and ontogeny of action understanding // Developmental Psychology, 2009. 45. № 1. P. 103—113.
  20. Goldsmith H., Buss A., Plomin R., Rothbart M., Thomas A., Chess S. Hinde and McCall R. “Roundtable: What Is Temperament? Four Approaches”// Child Development, 1987. Vol. 58. № 2. P. 505—529.
  21. Hess U., Bourgeois P. You smile—I smile: Emotion expression in social interaction // Biological Psychology, 2010. 84. № 3. P. 514—520.
  22. Hodges S., Wegner D. Automatic and controlled empathy // W. Ickes (Ed.) Empathic accuracy (P. 311—339) / New York: Guilford Press, 1997. 352 p.
  23. Hoffman M. Developmental synthesis of affect and cognition and its implications for altruistic motivation // Developmental Psychology, 1975. 11. № 5. P. 607— 622.
  24. Hoffman M. The development of empathy // J. Rushton, M. Sorrentino (Eds.) Altruism and helping behavior:Social, personality, and developmental perspectives (P. 41—63) / Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1981. 218 p.
  25. Hoffman M. Empathy and moral development: Implications for caring and justice. New York: Cambridge University Press, 2001. 328 p.
  26. Ickes W. Empathic accuracy// Journal of Personality, 1993. 61. № 4. P. 587—610.
  27. Kagan J., Fox N. Social, Emotional, and Personality Development. Published Online: 1 Jun 2007. doi: 10.1002/9780470147658.
  28. Kestenbaum, R., Farber E., Sroufe L. Individual differences in empathy among preschoolers: Relation to attachment history // New Directions for Child Development, 1989. 1989. № 44. P. 51—56.
  29. Knafo A., Zahn-Waxler C., Van Hulle C., Robinson J., Rhee S. The developmental origins of a disposition toward empathy: Genetic and environmental contributions // Emotion 2008, Vol. 8. № 6. P. 737—752.
  30. Kochanska, G. Mutually responsive orientation between mothers and their young children: A context for the early development of conscience // Current Directions in Psychological Science, 2002. 11. № 6. P. 191—195.
  31. Kochanska G., Forman D., Aksan N., Dunbar S. Pathways to conscience: Early mother-child mutually responsive orientation and children’s moral emotion, conduct, and cognition // Journal of Child Psychology and Psychiatry, 2005. 46. № 1. P. 19—34.
  32. Kohlberg L., Kramer R. Continuities and Discontinuities in Childhood and Adult Moral Development // Human Development, 1969. 12, № 2. P. 93—120. doi:10.1159/000270857
  33. Iacoboni M. Mirroring people: The new science of how we connect with others. New York: Farrar, Straus and Giroux, 2008. 303 p.
  34. Iacoboni M., Dapretto M. The mirror neuron system and the consequences of its dysfunction // Nature Reviews Neuroscience 2006. № 7. P. 942—951.
  35. Jackson P., Meltzoff A., Decety J. Neural circuits involved in imitation and perspective-taking // NeuroImage, 2006. 31. № 1. P. 429—439.
  36. Liu D., Wellman H., Tardif T., Sabbagh M. Theory of mind development in Chinese children: A meta-analysis of false-belief understanding across cultures and languages // Developmental Psychology, 2008. 44. № 2. P. 523— 531.
  37. McDonald N., Messinger D., The Development of Empathy: How, When, and Why. Miami: Miami University, 2009. 35 p.
  38. Martin G., Clark R. Distress crying in neonates: Species and peer specificity // Developmental Psychology, 1982. 18. № 1. P. 3—9.
  39. Meltzoff A., Moore M. Newborn infants imitate adult facial gestures // Child Development, 1983. 54. № 3. P. 702—709.
  40. Meltzoff A., Moore M. Explaining facial imitation: A theoretical model // Early Development and Parenting, 1997. 6. № 3—4. P. 179—192.
  41. Meltzoff A., Prinz W. The imitative mind: Development, evaluation, and brain bases. Cambridge: Cambridge University Press, 2002. 353 p.
  42. Meltzoff A. ‘Like me’: a foundation for social cognition // Developmental Science, 2007. 10, № 1. P. 126—134.
  43. Mikulincer M., Gillath O., Halevy V., Avihou N., Avidan S., Eshkoli N. Attachment theory and reactions to others’ needs: Evidence that activation of the sense of attachment security promotes empathic responses // Journal of Personality and Social Psychology, 2001. 81. № 6. P. 1205—1224.
  44. Oberman L., Winkielman P., Ramachandran V. Face to face: Blocking facial mimicry can selectively impair recognition of emotional expressions // Social Neuroscience, 2007. 2. № 3—4. P. 167—178.
  45. Piaget J. The moral judgment of the child. New York: Free Press Paperbacks, 1997. 413 p.
  46. Preston S. and de Waal F B M Empathy: Its ultimate and proximate bases // Behavioral and Brain Sciences, 2002. 25. № 1. P. 1—20. doi:10.1017/S0140525X02000018
  47. Rothbart M. Temperament, Development, and Personality // Psychological Science, 2007. 16. № 4207. P. 212.
  48. Ruby P., & Decety J. How would you feel versus how do you think she would feel? A neuroimaging study of perspective taking with social emotions // Journal of Cognitive Neuroscience, 2004. 16. № 6. P. 988—999.
  49. Sagi A. and Hoffman M. Empathic distress in the newborn // Developmental Psychology, 1976. 12. № 2. P. 175—176.
  50. Sato W., Yoshikawa S. Spontaneous facial mimicry in response to dynamic facial expressions // Cognition, 2007. 104. № 1. P. 1—18.
  51. Simner M. Newborn’s response to the cry of another infant // Developmental Psychology, 1971. 5. № 1. P. 136—150.
  52. Sonnby-Borgstrom M., Jonsson P., Svensson O. Emotional empathy as related to mimicry reactions at different levels of information processing // Journal of Nonverbal Behavior, 2003. 27. № 1. P. 3—23.
  53. Spinrad T., Stifter C. Toddlers’ Empathy-Related Responding to Distress: Predictions From Negative Emotionality and Maternal Behavior in Infancy // Infancy, 2006. 10. № 2. P. 97—121.
  54. Stel M., van Knippenberg A. The role of facial mimicry in the recognition of affect // Psychological Science, 2008. 19. № 10. P. 984—985. doi: 10.1111/j.1467-9280.2008.0218
  55. Svetlova M., Nichols S. and Brownell C. Toddlers’ Prosocial Behavior: From Instrumental to Empathic to Altruistic Helping // Child Development, 2010. 81. № 6. P.1814—1827.
  56. Thomas A., Chess S., Birch H., Hertzig M., Korn S. Behavioral individuality in early childhood. New York: University Press, 1963. 135 p.
  57. Van der Mark I., van IJzendoorn M., Bakermans-Kranenburg M. Development of empathy in girls during the second year of life: Associations with parenting, attachment, and temperament // Social Development 2002. Vol. 11. № 6. P. 451—468.
  58. Wellman H., Cross D., Watson J. Meta-analysis of theory-of-mind development: The truth about false belief // Child Development, 2001. Vol. 72. № 3. P. 655—684.
  59. Young S., Fox N., Zahn-Waxler C. The relations between temperament and empathy in 2-year-olds // Developmental Psychology, 1999. 35. № 5. P. 1189—1197.
  60. Zahn-Waxler C., Radke-Yarrow M. The origins of empathic concern // Motivation and Emotion, 1990. 14. № 4. P. 107—130.
  61. Zahn-Waxler C., Radke-Yarrow M., Wagner E., Chapman M. Development of concern for others // Developmental Psychology, 1992a. 28. № 2. P. 126—136.
  62. Zahn-Waxler C., Robinson J., Emde R. The development of empathy in twins // Developmental Psychology, 1992b. 28. № 6. P. 1038—1047.
  63. Zhou Q., Eisenberg N., Losoya S., Fabes R., Reiser M., Guthrie I., Murphy B., Cumberland A., Shepard S. The relations of parental warmth and positive expressiveness to children’s empathy-related responding and social functioning: A longitudinal study // Child Development, 2002. 73. № 3. P. 893—915.
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Индекс цитирования Яндекс.Метрика