Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 7021Ключевые слова 16928 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science PsycINFO EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

От редакции рубрики «Дети в правовом пространстве» 62

Полный текст

От редакции рубрики «Дети в правовом пространстве»

 

 В настоящем выпуске журнала «Культурно-историческая психология» представлена рубрика «Дети в правовом пространстве».

Юридическая психология детства — новое активно развивающееся направление психологической науки и практики. Положения и принципы культурно-исторической психологии имплицитно присутствуют во многих работах этого направления. Для психологов, работающих в области возрастной психологии, непреходящей остается ценность концепций Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева о развитии ребенка, условиях и процессе формировании его личности. Базовой для рассмотрения юридического контекста, в котором находится ребенок, служит категория «социальная ситуация развития», предложенная Л.С. Выготским. Нормативы, которые задает общество по отношению к ребенку и его развитию, находят специфическое отражение в правовых нормах семейного, гражданского, административного, уголовного и уголовно-процессуального законодательства, множестве законов и подзаконных актах, касающихся различных сторон жизни ребенка. Однако до сих пор не предпринималось попыток специально взглянуть на проблемы ребенка в правовом поле с точки зрения культурно-исторического подхода. В рамках данного подхода психологическая работа с несовершеннолетними, находящимися в трудных жизненных и юридически значимых ситуациях, опирается на анализ социальной ситуации развития. Иными словами, анализ специфического и неповторимого в другие возрастные периоды отношения между ребенком и взрослым, позволяет, с одной стороны, увидеть источники и причины возникающих проблем, а, с другой стороны, дает ключ к просоциальным изменениям, которые возможны в данном возрасте и должны быть в условиях нормативного развития. Реконструкция, воссоздание социальной ситуации развития позволяет организовать адекватную возрастным особенностям ребенка деятельность, в рамках которой выстраивается культурно-нормативный знаковый строй, создающий условия для изменения поведения, определяющий важные психологические возрастные новообразования и задающий зону ближайшего развития. Таким образом, культурно-исторический подход может быть одним из оснований методологии юридической психологии. Взгляд на проблемы юридической психологии детства в контексте этого подхода мы представляем сегодня в специальном выпуске журнала «Культурно-историческая психология» под заголовком «Дети в правовом пространстве». Статьи этого выпуска рассматривают разные аспекты юридической психологии детства, имеющие теоретическое, методологическое значение, но при этом всегда ориентированные на практику психологической работы.

Важнейшая сфера социальной ситуации развитии ребенка — семья. Разные эпохи и социумы формируют различные ожидания по отношению к условиям и результатам воспитания ребенка. Статья Ф.С. Сафуанова и О.А. Русаковской описывает историческую трансформацию таких ожиданий в России, зафиксированных, в том числе, в законодательной форме. Особый интерес и актуальность в настоящее время представляет определение роли государства по отношению к семейному воспитанию детей в историческом плане и современности. Частной, но важной проблемой в этом контексте выступает проблема проведения судебно-психологической и комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы при решении семейных споров о детях.

Другой значимый аспект социальной ситуации развития ребенка — школьное воспитание, участвующее в формировании правосознания ученика. На его развитие оказывают влияние не только нормы, действующие в образовании на федеральном уровне, но и нормы, принятые в самом образовательном учреждении. Работа И.А. Егорова и И.Б. Умняшовой показывает, каким образом и в какой мере они отражаются в правосознании детей.

Одна из юридических ситуаций, в которых оказываются дети, пострадавшие от преступлений, — проведение следственных действий с их участием. Недавние изменения уголовно-процессуального регулирования допросов несовершеннолетних потерпевших обусловлены стремлением законодателей лучше соблюдать интересы ребенка. Ситуацию допроса пострадавшего от преступления ребенка можно также рассматривать как специфический аспект его социальной ситуации развития. Е.Г. Дозорцева и А.Г. Афанасьева описывают разработанные за рубежом процедуры опроса детей и обсуждают возможности их применения в российском правовом и культуральном контексте.

К наиболее острым вопросам, волнующим современный мир, относится радикализация определенных слоев молодежи как возможный путь к терроризму. Без понимания природы и механизмов формирования радикального мировоззрения, корни которого лежат в социальных и психологических процессах современного общества, бороться с этим феноменом невозможно. А.Д. Тихонова, Н.В. Дворянчиков, И.Б. Бовина анализируют модели радикализации и дерадикализации молодежи, что позволяет искать пути дальнейшего исследования и профилактики экстремизма.

Нарушения социализации детей и подростков нередко ведут не только к девиантному и противоправному поведению, но и к более глубоким негативным изменениям, таким как искажение развития личности. Последствием подобного развития может быть формирование черт «асоциальной личности», чреватое дальнейшей десоциализацией и криминализацией несовершеннолетнего. Описание типичной совокупности таких черт и методов ее диагностики, представленное в статье В.О. Стариковой, М.Г. Дебольского и Д.С. Ошевского, дает ориентиры для разработки соответствующих коррекционно-реабилитационных и профилактических мер.

Само понятие реабилитации детей, оказавшихся в юридически значимой ситуации, нуждается в теоретическом, методологическом осмыслении с позиций культурно-исторической психологии. С использованием основных понятий культурно-исторического подхода В.В. Делибалт и Н.В. Богданович анализируют и трактуют процесс реабилитации, что позволяет по-новому структурировать его и привязать к профессиональному стандарту специалиста по реабилитационной работе.

Профилактика девиантного поведения направлена на создание условий, препятствующих возникновению отклонений в поведении и развитии личности несовершеннолетнего. Вариант профилактики, предлагаемый В.А. Чернушевичем и А.Б. Тепловой, заключается в проведении с детьми и подростками народных игр. Авторы рассматривают ресурсы таких игр как социокультурную форму деятельности, основанную на традиционной культуре, и анализируют обучение этой практике студентов.

Представленные работы далеко не исчерпывают проблематику юридической психологии детства, но лишь начинают обсуждение этих важных тем в контексте культурно-исторической психологии.

Ссылка для цитирования

 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Индекс цитирования Яндекс.Метрика