Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 88Рубрики 51Авторы 7670Ключевые слова 18573 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science PsycINFO EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Майкл Томаселло versus Алексей Николаевич Леонтьев: диалог во времени 285

Федорович Е.Ю., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник кафедры общей психологии факультета психологии, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, labzoo_fedorovich@mail.ru
Соколова Е.Е., кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии факультета психологии, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, ees-msu@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена обзору и анализу с позиций школы А.Н. Леонтьева (и — шире — культурно-деятельностной психологии) новейших сравнительно-психологических исследований механизмов «совместной деятельности» у людей и у человекообразных обезьян, проведенных Майклом Томаселло и его сотрудниками и соавторами. В этих исследованиях были убедительно доказаны фундаментальные различия между кооперацией у животных и сотрудничеством у человека, что подтверждает многие положения возникшей в 1930-е гг. общепсихологической теории деятельности. Представленный в статье сравнительный анализ исследований группы М. Томаселло и школы А.Н. Леонтьева показал, однако, что при всем внешнем сходстве полученных в этих исследованиях результатов их интерпретации существенно различаются. А.Н. Леонтьев и представители его школы (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец и др.), в отличие от М. Томаселло, всегда утверждали, что «предрасположенность» людей к сотрудничеству возникла в результате их трудовой деятельности, которая и привела к необходимости координировать различные действия отдельных ее участников, реализующих уже не биологические, а социальные смыслы

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Предлагаемая вниманию читателя статья посвящена обзору и анализу с позиций школы А.Н. Леонтьева (и — шире — культурно-деятельностной психологии) новейших исследований, проведенных Майклом Томаселло (ставшим весьма популярным в нашей стране после перевода его книги на русский язык) и его сотрудниками и соавторами.

Литература
  1. Леонтьев А.А. Возникновение и первоначальное развитие языка. М.: Изд-во АН СССР, 1963. 139 с.
  2. Леонтьев А.Н. Генезис деятельности [1940] // А.Н. Леонтьев. Становление психологии деятельности: Ранние работы / Под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. М.: Смысл, 2003. С. 373—385.
  3. Леонтьев А.Н. Очерк развития психики. М.: Военный Педагогический Институт Советской Армии, 1947. 120 с.
  4. Леонтьев А.Н. Развитие памяти [1931] // А.Н. Леонтьев. Становление психологии деятельности: Ранние работы / Под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. М.: Смысл, 2003. С. 27—198.
  5. Неверович Я.З. Мотивы трудовой деятельности ребенка дошкольного возраста // Известия АПН РСФСР. Вып. 64. Вопросы развития психики детей дошкольного возраста / Отв. ред. А.В. Запорожец и Д.Б. Эльконин. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955. С. 128—149.
  6. Славина Л.С. О развитии мотивов игровой деятельности в дошкольном возрасте // Известия АПН РСФСР. Вып. 14. М.; Л: Изд-во Академии Педагогических наук РСФСР, 1948. С. 11—29.
  7. Соколова Е.Е., Федорович Е.Ю. Говорить — еще не значит быть человеком: критический анализ современных исследований языка животных в свете идей Л.С. Выготского // Национальный психологический журнал. 2016а. № 3 (23). С. 8—19. doi: 10.11621/npj.2016.0302
  8. Соколова Е.Е., Федорович Е.Ю. К проблеме культуры у животных: критический анализ современных исследований с позиций психологии деятельности школы А.Н. Леонтьева // Культурно-историческая психология, 2016б. Т. 12, № 2. С. 14—23. doi:10.17759/chp.2016120202
  9. Томаселло М. Истоки человеческого общения. М.: Языки славянских культур, 2011. 328 с.
  10. Федорович Е.Ю. Социально-когнитивные способности антропоидов: эволюционные предпосылки нравственных основ сотрудничества у людей (обзор исследований последних 10 лет) // Вопросы прикладной приматологии. (Межведомственный сборник научных и научно-методических трудов). Вып. 2. М.: Московский зоопарк; ООО «Сам Полиграфист», 2015. С. 33—48.
  11. Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве // Д.Б. Эльконин. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. С. 130—141.
  12. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 304 с.
  13. Якобсон С.Г., Щур В.Г. Психологические механизмы усвоения детьми этических норм // Психологические проблемы нравственного воспитания детей: сб. научных трудов. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1977. С. 59—108.
  14. Ясницкий А. «Орудие и знак в развитии ребенка»: самая известная работа Л.С. Выготского, которую он никогда не писал [Электронный ресурс]. URL: https:// www.individual.utoronto.ca/yasnitsky/texts/Yasnitsky%20 (2012)_Orudie’n’znak.pdf (дата обращения: 18.12.2017).
  15. Boesch C. Joint cooperative hunting among wild chimpanzees: taking natural observations seriously // Behavioral and Brain Sciences. 2005. Vol. 28. P. 692—693. doi:10.1017/S0140525X05230121
  16. Bullinger A., Melis A., Tomasello M. Chimpanzees (Pan troglodytes) prefer individual over cooperative strategies toward goals // Animal Behaviour. 2011. Vol. 82. P. 1135— 1141. doi.org/10.1016/j.anbehav.2011.08.008
  17. Bullinger A., Wyman E., Melis A., Tomasello M. Coordination of Chimpanzees (Pan troglodytes) in a Stag Hunt Game // International Journal of Primatology. 2011. Vol. 32. № 6. P. 1296—1310. doi: 10.1098/rspb.2014.1973
  18. Byrne R., Whiten A. Machiavellian intelligence. Oxford: Oxford University Press, 1988.
  19. Duguid S., Wyman E, Bullinger A., Herfurth-Majstorovic K., Tomasello M. Coordination strategies of chimpanzees and human children in a Stag Hut game [Электронный ресурс] // Proc Biol Sci. 2014. Vol. 281. № 1796: 20141973. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4213656 (дата обращения: 18.12.2017). doi: 10.1098/rspb.2014.1973
  20. Fletcher G., Warneken F, Tomasello M. Differences in cognitive processes underlying the collaborative activities of children and chimpanzees // Cognitive Development. 2012. Vol. 27. № 2. P.136—153. doi:10.1016/j.cogdev. 2012.02.003
  21. Hamann K., Warneken F., Greenberg J., Tomasello M. Collaboration encourages equal sharing in children but not in chimpanzees // Nature. 2011. doi: 10.1038/nature10278
  22. Hamann K., Warneken F., Tomasello M. Children’s developing commitments to joint goals // Child Development. 2012. Vol. 83. № 1. P. 137—145. doi:10.1111/j.1467-8624.2011.01695.x
  23. Kaminski J., Call J., Tomasello M. Body orientation and face orientation: two factors controlling apes’ begging behavior from humans // Animal Cognition. 2004. Vol. 7. P. 216—223. doi:10.1007/s10071-004-0214-2
  24. Leavens D., Russell J., Hopkins W. Intentionality as measured in the persistence and elaboration of communication by chimpanzees (Pan troglodytes) // Child Development. 2005. Vol. 76. № 1. P. 291—306. doi:10.1111/j.1467-8624.2005.00845.x
  25. Liebal K., Vaish A., Haun D., Tomasello M. Does Sympathy Motivate Prosocial Behaviour in Great Apes? [Электронный ресурс] // PLoS ONE. 2014. Vol. 9(1): e84299. URL: https://doi.org/10.1371/annotation/1fe9c2b8-84dd-44c4-a4ba-b62e0460b513 (дата обращения: 18.12.2017).
  26. Liszkowski U., Carpenter M., Striano T., Tomasello M. 12- and 18-montholds point to provide information for others // Journal of Cognition and Development. 2006. Vol. 7. P. 173—187. doi:10.1207/s15327647jcd0702_2
  27. Melis A., Hare B., Tomasello M. Chimpanzees recruit the best collaborators // Science. 2006. Vol. 311 (5765). P. 1297—1300. doi:10.1126/science.1123007
  28. Melis A., Hare B., Tomasello M. Engineering cooperation in chimpanzees: Tolerance constraints on cooperation // Animal Behaviour. 2006. Vol. 72. № 2. P. 275—286. doi:10.1016/j.anbehav.2005.09.018
  29. Melis A., Schneider A.-C., Tomasello M. Chimpanzees, Pan troglodytes, share food in the same way after collaborative and individual food acquisition // Animal Behaviour. 2011. Vol. 82. P. 485—493. doi:10.1016/j.anbehav.2011.05.024
  30. Melis A., Tomasello M. Chimpanzees’ (Pan troglodytes) strategic helping in a collaborative task [Электронный ресурс] // Biology Letters. 2013. Vol. 9: 20130009. URL: http://dx.doi.org/10.1098/rsbl.2013.0009 (дата обращения: 18.12.2017).
  31. Moll H., Tomasello M. Cooperation and human cognition: The Vygotskian intelligence hypothesis // Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences. 2007. Vol. 362. P. 639—648. doi:10.1098/rstb.2006.2000
  32. Rekers Y., Haun, D.B.M., Tomasello M. Children, but not chimpanzees, prefer to collaborate // Current Biology. 2011. Vol. 21. P. 1756—1758. doi:10.1016/j.cub.2011.08.066
  33. Tomasello M. Why don’t apes point? // In Enfield N.J., Levinson S.C. (eds). Roots of Human Sociality: Culture, cognition and interaction. Oxford, New York: Berg, 2006. P. 506—524.
  34. Tomasello M. Why we cooperate. Cambridge: MIT Press, 2009.
  35. Tomasello M., Carpenter M. Shared intentionality // Developmental Science. 2007. Vol. 10. P. 121—125. doi: 10.1111/j.1467-7687.2007.00573.x
  36. Tomasello M., Carpenter M., Call J., Behne T., Moll H. Understanding and sharing intentions: the origins of cultural cognition // Behavioral and Brain Sciences. 2005. Vol. 28. P. 675—735. doi: 10.1017/S0140525X05000129
  37. Tomasello M., Melis A., Tennie C., Wyman E., Herrmann E. Two Key Steps in the Evolution of Human Cooperation: The Interdependence Hypothesis // Current Anthropology. 2012. Vol. 53. № 6. Р. 673—692. doi: 10.1086/668207
  38. Waal de F., Suchak M. Prosocial primates: selfish and unselfish motivations // Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences. 2010. Vol. 365. № 1553. P. 2711—2722. doi: 10.1098/rstb.2010.0119
  39. Warneken F. Young children proactively remedy unnoticed accidents // Cognition. 2013. Vol. 126. P. 101—108. doi:10.1016/j.cognition.2012.09.011
  40. Warneken F., Chen F., Tomasello M. Cooperative Activities in Young Children and Chimpanzees // Child Development. 2006. Vol. 77. № 3. P. 640—663. doi:10.1111/ j.1467-8624.2006.00895.x
  41. Warneken F., Hare B., Melis A., Hanus D., Tomasello M. Spontaneous altruism by chimpanzees and young children // PLoS Biology. 2007. Vol. 5. P. e184. doi:10.1371/journal. pbio.0050184
  42. Warneken F., Lohse K., Melis A.P., Tomasello M. Young children share the spoils after collaboration // Psychological Science. 2011. Vol. 22. № 2. P. 267—273. doi:10.1177/0956797610395392
  43. Warneken F., Tomasello M. Altruistic helping in human infants and young chimpanzees // Science. 2006. Vol. 311. P. 1301—1303. doi: 10.1126/science.1121448
  44. Warneken F., Tomasello M. Varieties of altruism in children and chimpanzees // Trends of Cognitive Science. 2009. Vol. 13. P. 397—402. doi: 10.1016/j.tics.2009.06.008
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Индекс цитирования Яндекс.Метрика