Развитие личности при обучении в вузе (сравнительное исследование)

1621

Аннотация

В статье представлена попытка описать развитие в процессе обучения профессионально важных качеств личности курсантов — будущих офицеров спецназа и студентов — будущих специалистов-психологов, используя понятие «зона ближайшего развития». Показано, что в соответствии с осознанным профессиональным выбором военного вуза курсанты в начале обучения имеют высокий уровень развития ряда личностных качеств, значимых для профессий военного профиля. Предполагается, что зона ближайшего развития этих качеств является широкой. Благодаря этому, овладение содержанием учебных программ и включение в специфическую систему социального взаимодействия на протяжении обучения в ввузе приводят к актуализации соответствующих личностных ресурсов, определяя вектор личностного развития и итоговый актуальный уровень развития профессионально важных качеств, личностную готовность к профессиональной деятельности. Развитие профессиональных качеств специалиста, работающего в системе отношений «человек—человек», протекает в гуманитарном вузе менее интенсивно у студентов с исходно невысоким уровнем их развития, но относительно широкой ЗБР.

Общая информация

Ключевые слова: профессионально важные качества личности, личностные ресурсы, уровень актуального развития, зона ближайшего развития, юность, курсанты ввуза

Рубрика издания: Возрастная психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2018140202

Тематический сетевой сборник: Психологические ресурсы личности и вызовы современности

Для цитаты: Кулагина И.Ю., Апасова Е.В. Развитие личности при обучении в вузе (сравнительное исследование) // Культурно-историческая психология. 2018. Том 14. № 2. С. 12–23. DOI: 10.17759/chp.2018140202

Фрагмент статьи

В возрастной психологии принято считать временем первоначального формирования личности дошкольное детство, а временем второго рождения личности — подростковый возраст. Но на этом личностное развитие не заканчивается; развитие личности взрослого человека связывают сначала с «укоренением» в социуме, затем — с обращенностью к своему внутреннему миру.

Литература

  1. Акмеология / Под ред. А.А. Деркача. М.: РАГС, 2004. 299 с.
  2. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М.: ИП РАН, 2004. 415 с.
  3. Апасова Е.В. Офицеры спецназа: личностный рост и этапы профессионализации. М.: Академический проект, 2017. 170 с.
  4. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов. М.: Логос, 2006. 184 с.
  5. Барцалкина В.В., Кулагина И.Ю. Реабилитационный потенциал химически-зависимой личности // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2017. Т. 6. № 1А. С. 34—44.
  6. Башмакова С.Е. Исследования зоны ближайшего развития ребенка в отечественной и зарубежной психологии // Культурно-историческая психология. 2011. № 4. С.17—22.
  7. Белопольская Н.Л. Оценка когнитивных и эмоциональных компонентов зоны ближайшего развития у детей с задержкой психического развития // Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 19—25.
  8. Божович Е.Д. Зона ближайшего развития: возможности и ограничения ее диагностики в условиях косвенного сотрудничества // Культурно-историческая психология. 2008. № 4. С. 91—99.
  9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009. 400 с.
  10. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: в 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. С. 244—256.
  11. Гинзбург М.Р. О возможной интерпретации понятия «зона ближайшего развития» // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М.: НИИ ОПП АПН СССР, 1981. С. 145—152.
  12. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. 208 с.
  13. Гусельцева М.С. Феномен К.Юнга и современная постъюнгианская психология // Вопросы психологии. 2009. № 2. С. 154—158.
  14. Дафермос М. Критический анализ принятия теории Л.С. Выготского в международном академическом сообществе // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 3. С. 27—46.
  15. Жарикова Т.П. Психологические особенности ресурсного подхода к психолого-педагогической профилактике факторов риска аддиктивного поведения в подростковом возрасте: автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2011. 22 с.
  16. Завершнева Е.Ю. «Ключ к психологии человека»: комментарии к блокноту Л.С.Выготского из больницы «Захарьино» (1926 г.) // Вопросы психологии. 2009. № 3. С. 123—141.
  17. Зарецкий В.К. Зона ближайшего развития: о чем не успел написать Выготский… // Культурно-историческая психология. 2007. № 3. С. 96—104.
  18. Зарецкий В.К. Эвристический потенциал понятия «зона ближайшего развития» // Вопросы психологии. 2008. № 6. С. 13—25.
  19. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. 383 с.
  20. Корепанова И.А. Зона ближайшего развития как проблема современной психологии (сообщения 1, 2) // Психологическая наука и образование. 2002. № 1. С. 42—50. 2002. № 2. С. 53—60.
  21. Корепанова И.А., Сафронова М.А. Три понятия о реальности детского развития: обучаемость, зона ближайшего развития и скаффолдинг // Культурно- историческая психология. 2011. № 2. С. 74—83.
  22. Кравцова Е.Е. Культурно-исторические основы зоны ближайшего развития // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 4. С. 42—50.
  23. Кравцова Е.Е. Неклассическая психология Л.С. Выготского // Национальный психологический журнал. 2012. № 1 (7). С. 61—66.
  24. Кудрявцев Т.В., Сухарев А.В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения // Вопросы психологии. 1985. № 1. С. 86—93.
  25. Кусакина С.Н. Готовность к обучению в вузе как психологический феномен: автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2009. 22 с.
  26. Леонтьев Д.А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному // Вопросы психологии. 2011. № 1. С. 3—27.
  27. Леонтьев Д.А., Лебедева А.А., Костенко В.Ю. Траектории личностного развития: реконструкция взглядов Л.С. Выготского // Вопросы образования. 2017. № 2. С. 98—112.
  28. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.
  29. Ливехуд Б. Ход жизни человека // Психология возрастных кризисов. Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. Минск: Харвест; М.: АСТ, 2001. С. 142—194.
  30. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М.: Апрель Пресс; ЭКСМО- Пресс, 1999. 416 с.
  31. Марцинковская Т.Д., Полева Н.С. Поколения эпохи транзитивности: ценности, идентичность, общение // Мир психологии. 2017. № 1 (89). С. 24-37.
  32. Маслоу А. Психология здоровья. Преодоление дефицита и стремление к развитию — два типа мотивации // Психология мотивации и эмоций. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. М.: АСТ Астрель, 2009. С. 517—528.
  33. Мещеряков Б.Г. Логико-семантический анализ концепции Л.С. Выготского. Самара: СГПУ, 1998. 61 с.
  34. Моргунов Е.Б. Профессиональная организация как «зона ближайшего развития» // Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию В.П. Зинченко. М.: РОССПЭН, 2011. С. 187— 199.
  35. Нартова-Бочавер С.К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
  36. Обухова Л.Ф., Корепанова И.А. Зона ближайшего развития: пространственно-временная модель // Вопросы психологии. 2005. № 6. С. 13—25.
  37. Овчинникова Т.Н. Диалектический подход к рассмотрению зоны ближайшего развития // Научная школа Л.С.Выготского: традиции и инновации. Материалы международного симпозиума. М.: МГППУ, 2016. С. 278— 287.
  38. Петровский В.А. Субъектность как состоятельность // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2015. Т. 12. № 3. С. 86—130.
  39. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2002. 624 с.
  40. Рубцов В.В. Культурно-историческая научная школа: проблемы, которые поставил Л.С. Выготский // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 3. С. 4—14. doi:10.17759/chp.2016120301
  41. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2014. 607 с.
  42. Цукерман Г.А. Взаимодействие ребенка и взрослого, творящее зону ближайшего развития // Культурно-историческая психология. 2006. № 4. С. 61—73.
  43. Шапарь В.Б. Практическая психология: тесты, методики, диагностика. Ростов н/Д: Феникс, 2010. 661 с.
  44. Шнуренко Т.И. Ценностные ориентации студенческой молодежи как результат межпоколенной преемственности: автореф. дисс. … канд. психол. наук. Курск, 2009. 25 с.
  45. Шопина Ж.П. Психологические закономерности формирования и актуализации зоны ближайшего развития: автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2002. 27 с.
  46. Шэффер Д. Дети и подростки: психология развития. СПб.: Питер, 2003. 976 с.
  47. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 344 с.
  48. Юнг К. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс; Универс, 1994. 336 с.
  49. Юнг К. О становлении личности // Конфликты детской души. М.: Канон, 1995. С. 185—208.
  50. Якунин В.А. Динамика развития профессионально важных качеств личности в процессе обучения // Педагогическая психология. СПб.: издательство Михайлова; Полиус, 1998. С. 390—421.

Информация об авторах

Кулагина Ирина Юрьевна, кандидат психологических наук, профессор, старший научный сотрудник, кафедра возрастной психологии имени проф. Л.Ф. Обуховой, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3095-4329, e-mail: kulaginaiu@mgppu.ru

Апасова Екатерина Викторовна, кандидат психологических наук, сотрудник кафедры социальной психологии развития, факультет социальной психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3902-0768, e-mail: dissovetmgppu@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2340
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 1621
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 15