Взаимодействие учителя и учеников в ситуациях спонтанного проявления учебной самостоятельности младших школьников на занятиях изобразительным искусством в системе развивающего обучения

675

Аннотация

В статье описывается результат пилотажного эксперимента по изучению особенностей взаимодействия педагога и обучающегося на занятиях изобразительным искусством в системе развивающего обучения. Рассмотрены два вида учебной самостоятельности: исполнительная самостоятельность — самостоятельное исполнение учеником чего-то уже известного, т. е. повторение того, что раньше или только что делал или разъяснял учитель, и инициативная самостоятельность — самостоятельное опробование общих способов художественной деятельности при выполнении учебных и творческих заданий. Автор исходит из положения о том, что наиболее полно инициативная самостоятельность учеников проявляет себя в процессе и результатах творческой части занятий—самодеятельности детей при создании и реализации своего, отличного от других замысла рисунка, скульптуры, поделки. На основе метода наблюдений было выявлено, что инициативная самостоятельность развивается при условии активного взаимодействия учителя с учениками, когда вопросы и действия учителя побуждают детей к поиску разных оценок (своих действий и их результата) и поиску действий нахождения не только одного, а различных вариантов решения учебных задач и творческих заданий. И, наоборот, спонтанное избегание, или даже намеренное игнорирование, учителями ситуаций, при которых ученики ищут различные способы реализации замысла, приводят к утрате инициативной самостоятельности детей на занятиях изобразительным искусством. В статье сформулированы актуальные исследовательские и методические задачи.

Общая информация

Ключевые слова: развивающее обучение, учебная самостоятельность, инициативность, изобразительная деятельность младших школьников

Рубрика издания: Совместность и творчество

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2018140310

Для цитаты: Полуянов Ю.А. Взаимодействие учителя и учеников в ситуациях спонтанного проявления учебной самостоятельности младших школьников на занятиях изобразительным искусством в системе развивающего обучения // Культурно-историческая психология. 2018. Том 14. № 3. С. 101–113. DOI: 10.17759/chp.2018140310

Фрагмент статьи

Самостоятельность ученика в учебном процессе является обязательным требованием любого типа обучения, как в начальных, так, тем более, в основных классах школы. Для этого методики обучения предусматривают кроме специальных уроков на «самостоятельные работы» ряд отдельных действий, которые ученики совершают без помощи учителя в ходе повседневных занятий.

Литература

  1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., Прогресс, 1980. 420 с.
  2. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. М., Педагогика, 1982—1984.
  3. Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении. М., Педагогика, 1972. 424 с.
  4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., Педагогика, 1986. 240 с.
  5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., Русский язык, 1986. 796 с.
  6. Полуянов Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. Рига, 2000. 153 с.
  7. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 класс: пособие для учителя начальной школы. М., Вита Пресс, 2003. 224 с.
  8. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 2 класс: пособие для учителя начальной школы. М., Вита Пресс, 2004. 300 с.
  9. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 3 класс: пособие для учителя начальной школы. М., Вита Пресс, 2005. 240 с.
  10. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 4 класс: пособие для учителя начальной школы. М., Вита Пресс, 2007. 208 с.
  11. Полуянов Ю.А. Соотношение учебной деятельности и творчества детей на занятиях изобразительным искусством // Вопросы психологии. 1998. № 5. С. 94—102.
  12. Полуянов Ю.А., Матис Т.А. Формирование оценки на начальном этапе учебной деятельности // Психологическая наука и образование. 1996. № 4. С. 38—45.
  13. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., Педагогика, 1976. 416 с.
  14. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 384 с
  15. Рубцов В.В. Социальные взаимодействия и обучение: культурно-исторический контекст // Культурно- историческая психология. 2005. № 1. С. 14—24.
  16. Цукерман Г.А. Как младшего школьника учат учиться. М.; Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2000. 224 с.
  17. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. М.; Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1999. 134 с.
  18. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., Педагогика, 1989. 456 с.
  19. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 6—20.
  20. Poluyanov Y.А., Matiss Т. A. Development of Evaluation at the Initial Stage of Learning Activities. Learning Activity and Development. Aarhus University Press,1999. P. 249—267.

Информация об авторах

Полуянов Юрий Александрович, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1664
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 13

Скачиваний

Всего: 675
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 9