Творческий путь Ф.Е. Василюка как преодоление схизиса академической и практической психологии

1234

Аннотация

Статья посвящена размышлениям авторов о творческом наследии Ф.Е. Василюка. Понимающая психотерапия, обосновываемая как многоуровневая психотехническая система, образовательные проекты, организационная, издательская и т. п. деятельность на ниве психологического консультирования и психотерапии представляются органическим целым — многоплановым решением задачи преодоления схизиса академической науки и психологической практики. Прослеживаются 3 линии его творческого пути: от практики к науке, от науки к практике и линия интеграции науки и практики в образовании. Линия «от практики к науке» (В.К. Зарецкий) рассматривается на примере того, как понимающая психотерапия обогатила отечественную традицию исследования мышления на материале решения творческих задач. Линия «от науки к практике» (Т.Д. Карягина) представлена на материале научного исследования эмпатии в русле отечественной культурно-исторической теории и влияния этого исследования на развитие понимающей психотерапии и образовательного процесса. В линии «Образование» А.Б. Холмогорова делает краткий экскурс в историю создания и развития первого в России социального института подготовки дипломированных психологов-практиков.

Общая информация

Ключевые слова: Федор Ефимович Василюк, культурно-историческая психология, переживание, психотехника, психотехническая система, психотехнический метод, психологическая практика, понимающая психотерапия, психологическое образование, рефлексия, схизис в психологии, творческое мышление, эмпатия

Рубрика издания: Памятные даты

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2018140412

Для цитаты: Зарецкий В.К., Карягина Т.Д., Холмогорова А.Б. Творческий путь Ф.Е. Василюка как преодоление схизиса академической и практической психологии // Культурно-историческая психология. 2018. Том 14. № 4. С. 94–105. DOI: 10.17759/chp.2018140412

Фрагмент статьи

Писать о творческом пути Федора Василюка больно, трудно, но очень интересно. Больно потому, что неизлечимая болезнь прервала его путь в точке расцвета реализации его планов, когда многие идеи уже получили воплощение, но все равно это движение воспринималось, скорее, как начало пути, чем его итог. Больно потому, что он был нашим другом, а не только коллегой.

Литература

  1. Алексеев Н.Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления: дисс. … д-ра психол. наук. М., 2002.
  2. Василюк Ф.Е. От психологической практики к психологической теории // Московский психотерапевтический журнал. 1992. № 1. С. 15—32.
  3. Василюк Ф.Е. Понимающая психотерапия как психотехническая система: дис. … д-ра психол. наук. М., 2007а. 407 с.
  4. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во Моск. ун- та, 1984. 200 с.
  5. Василюк Ф.Е. Семиотика и техника эмпатии // Вопросы психологии. 2007 б. № 2. С. 3—14.
  6. Василюк Ф.Е. Сопереживание как центральная категория понимающей психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24. № 5. С. 205—227. doi:10.17759/cpp.2016240511
  7. Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи // Вопросы психологии. 1988. № 5. С. 27—37.
  8. Василюк Ф.Е., Зарецкий В.К., Молостова А.Н. Психотехнический метод исследования творческого мышления // Культурно-историческая психология. 2008. № 4. С. 34—47.
  9. Василюк Ф.Е., Карягина Т.Д. Личность и переживание в контексте экспириентальной психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Т. 25. № 3. С. 11—32. doi:10.17759/cpp.2017250302
  10. Василюк Ф.Е., Холмогорова А.Б., Цапкин В.Н. Система послевузовской подготовки психолога в области современной психотехники. М.: Центр психологии и психотерапии (рукопись). 1991. 152 с.
  11. Власова Т.В. Эмпатия: от психологии к феноменологии. Владивосток: ДВГМА, 2000. 84 с.
  12. Выготский Л.С. Собр.соч. в 6 томах. Т. 1: Вопросы теории и истории психологии. М.: Педагогика, 1982. 488 с.
  13. Зарецкий В.К. Динамика уровневой организации мышления при решении творческих задач: автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 1984. 16 с.
  14. Зарецкий В.К. Эргономика в системе научного знания и инженерной деятельности // Эргономика. М.: ВНИИТЭ, 1989. № 37. С. 8—21.
  15. Зарецкий В.К., Семенов И.Н. Методика определения стиля мышления руководителя // Практические занятия по социальной психологии для руководителей и специалистов народного хозяйства / Рига: МИПК СНХ, Латв.ССР, 1980.
  16. Зинченко В.П. Системный анализ в психологии // Психол. Журнал. 1991. Т. 12, № 4. С.120—138.
  17. Карягина Т.Д. Профессионализация эмпатии: постановка проблемы // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23. № 5. С. 235—256. doi:10.17759/cpp.2015230511
  18. Карягина Т.Д. Эволюция понятия «эмпатия» в психологии: дисс. … канд. психол. наук. М., 2013 а. 175 с.
  19. Карягина Т.Д., Иванова А.В. Эмпатия как способность: структура и развитие в ходе обучения психологическому консультированию // Консультативная психология и психотерапия. 2013 б. № 4. С. 182—207.
  20. Карягина Т.Д., Кухтова Н.В., Олифирович Н.И., Шермазанян Л.Г. Профессионализация эмпатии и предикторы выгорания помогающих специалистов // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Т. 25. № 2. С. 39—58. doi:10.17759/cpp.2017250203
  21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат. 1975. 304 с.
  22. Медведская Е.И., Шерягина Е.В. Особенности эмпатии и профессионального выгорания белорусских и российских педагогов // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Т. 25. № 2. С. 59—74. doi:10.17759/cpp.2017250204
  23. Молостова А.Н. Психотехнический метод исследования и оптимизации мышления при решении творческих задач: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2010. 24 с.
  24. Рубцов В.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А. Культурно-исторический тип школы // Вопросы психологии. 1994. № 5.
  25. Холмогорова А.Б. Интегративная психотерапия расстройств аффективного спектра. М.: Медпрактика. 2011. 480 с.
  26. Холмогорова А.Б. Теоретические и эмпирические основания интегративной психотерапии расстройств аффективного спектра: автореф. дисс. … д-ра психол. наук. М., 2006.
  27. Холмогорова А.Б., Зарецкий В.К. Может ли культурно-историческая концепция Л.С. Выготского помочь нам лучше понять, что мы делаем как психотерапевты? // Культурно-историческая психология. № 1. 2011. С. 108—118.
  28. Эткинд А.М. Психология практическая и академическая: расхождение когнитивных структур внутри профессионального сознания // Вопросы психологии. 1987. № 6. С .20—30.
  29. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. 391 с.
  30. Wispe L. History of the concept of empathy // Empathy and its development / ed. by N. Eisenberg, J. Strayer. Cambridge, New York: Cambridge University Press, 1987. P. 20—35.

Информация об авторах

Зарецкий Виктор Кириллович, кандидат психологических наук, профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8831-6127, e-mail: zaretskiyvk@mgppu.ru

Карягина Татьяна Дмитриевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), научный сотрудник, онлайн-школа "Психодемия", Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1999-0839, e-mail: kartan18@gmail.com

Холмогорова Алла Борисовна, доктор психологических наук, профессор, декан факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), ведущий научный сотрудник, ГБУЗ «НИИ СП имени Н.В. Склифосовского ДЗМ», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5194-0199, e-mail: kholmogorova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2725
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 1234
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 3