Статья посвящена вопросам рассмотрения метафоры с позиции лингвокультурологии и когнитологии. Выделены метафоры сказа Н. С. Лескова и показан их лингводидактический потенциал. Раскрыты некоторые характеристики интерпретации как продуктивной деятельности.
В современных гуманитарных науках особое внимание уделяется
исследованию когнитивных структур и механизмов оперирования ими. Имеет место
так называемая когнитивная революция (cognitive revolution), когнитивный
поворот (cognitnve turn), который привел к появлению когнитивной науки
(когнитологии, когитологии). Важное значение в когнитивной лингвистике имеет
проблема категоризации окружающей действительности, значительную роль в которой
выполняет метафора в качестве выявления аналоговых способностей человеческого
разума. Метафора в когнитивистике в наши дни общепринято определяется как одна
из основных ментальных операций. Основным источником данных, структурированных
в концептуальные домены, можно считать опыт непосредственного взаимодействия
человека с окружающей действительностью, при этом как диахронический
обозначается физический опыт, выявляющий категоризацию реальности в виде
простых когнитивных структур.
Литература
Лесков Н.С. «Сказ о тульском косом левше и стальной
блохе». М.: Детская литература, 1982 .46с.
Лесков Н. С. Письма 1881-1887. М.: Директ –Медиа,
2010. 206с.
Теория метафоры: Сборник: Пер. с анг., фр., нем., исп.,
польск. яз. / Вступ. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой; Общ. ред. Н. Д. Арутюновой и
М. А. Журинской. М.: Прогресс, 1990. 512 с.
Jaynes J. The origin of consciousness in the
breakdown of the bicameral mind. Boston: Houghton Mifflin, 1976, 479 р.
Lakoff G. Women, fire, and dangerous things: What
categories reveal about the mind. 4th, paperback ed. Chicago, London: The
University of Chicago Press, 1990. XVII, 614 p.