Воропаев В.А., доктор филологических наук, кандидат доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова , Москва, Россия, voropaevvl@bk.ru
Эсхатологические вопросы занимали Гоголя на протяжении всей жизни. Апокалиптическими настроениями проникнуты едва ли не все его произведения, как художественные, так и публицистические. Как православный христианин Гоголь строил свою жизнь в соответствии с церковным календарем, куда входит годовой устав праздников и богослужений, когда повторяется цикл евангельских чтений и поучений для духовного возрастания человека. Эсхатология Гоголя укоренена в апокалиптике Нового Завета и святоотеческом наследии. Пометы на полях принадлежавшей ему Библии свидетельствуют о его пристальном и неизменном интересе к эсхатологическим вопросам Священного Писания. Слова «Ей, гряди, Господи Иисусе» (Апок. 22: 20), выбитые на надгробном камне Гоголя, выражают, без сомнения, самое главное в его жизни и творчестве: стремление к стяжанию Духа Святого и приготовление души к встрече с Господом
* Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 16-04-00523 («Танатологический дискурс русской словесности XI–XX веков в аспекте межкультурной коммуникации»).
Главная идея «Ревизора» – мысль о неизбежном духовном
возмездии, которого должен ожидать каждый человек. Гоголь, недовольный тем, как
комедия ставится на сцене и как воспринимают ее зрители, попытался эту идею
раскрыть в «Развязке Ревизора». «Всмотритесь-ка пристально в этот город,
который выведен в пьесе! – говорит автор устами Первого комического актера. –
Все до единого согласны, что этакого города нет во всей России <...> Ну,
а что, если это наш же душевный город и сидит он у всякого из нас? <...>
Что ни говори, но страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба. Будто
не знаете, кто этот ревизор? Что прикидываться? Ревизор этот – наша
проснувшаяся совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза
на самих себя. Перед этим ревизором ничто не укроется, потому что по Именному
Высшему повеленью он послан и возвестится о нем тогда, когда уже и шагу нельзя
будет сделать назад. Вдруг откроется перед тобою, в тебе же, такое страшилище,
что от ужаса подымется волос. Лучше ж сделать ревизовку всему, что ни есть в
нас, в начале жизни, а не в конце ее»
Литература
Андреев И.М. Н.В. Гоголь. Религиозное лицо Гоголя
// Андреев И.М. Русские писатели ХIХ века. Очерки по истории русской литературы
ХIХ века. М.: Издательский Дом Русский Паломник. Валаамское Общество Америки,
2009. С. 209–250.
Богослужения Триоди Постной. Изд. 3-е, испр. М.:
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т, 2012. 752 с.
Винницкий И. Николай Гоголь и Угроз Светловостоков
(К истокам «идеи ревизора») // Вопросы литературы. М., 1996. Вып. 5. С.
167–194.
Виноградов И.А. Воспоминания о Гоголе и письма к
нему графа А.П. Толстого (из неопубликованных материалов П.А. Кулиша) // Н.В.
Гоголь и русская литература: Девятые Гоголевские чтения: сб. докладов
международной научной конференции. М.: АНО «Фестпартнер», 2010. С. 75–82.
Виноградов И.А. Гоголь – художник и мыслитель:
Христианские основы миросозерцания. М.: Наследие, 2000. 448 с.
Виноградов И.А. Гоголь в Нежинской гимназии высших
наук: Из истории образования в России. М.: ИМЛИ РАН, 2015. 352 с.
Виноградов И.А. Сборник Гоголя «Каноны и песни
церковные» (обстоятельства и время составления) // Тезисы докладов II
международной научной конференции «Литературный процесс в России XVIII–XIX
веков. Светская и духовная словесность» 18 октября 2016 г. ИМЛИ РАН. Отдел
русской классической литературы [Эл. издание]
http://imli.ru/info/show/Informatcionnye-bloki-dlya-sobytij/Tezisy-dokladov-II-mezhdunarodnoj-nauchnoj-konferentcii/
Воропаев В.А. Николай Гоголь: Опыт духовной
биографии. 2-е изд., испр., доп. М.: Паломник, 2014. 336 с.
Воропаев В.А. «Умереть с пеньем на устах…» Молитва
Гоголя ко Пресвятой Богородице в славянском фольклоре и литературном предании
// Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск, 2016. Вып. 14. С.
148-164.
Воропаев В.А. Русская эмиграция о Н.В. Гоголе //
Русская речь. М., 2003. № 2–4.
Воропаев В.А. «Творить без любви нельзя». Священное
Писание в жизни и творчестве Н.В. Гоголя // Русская речь. М.: 2013. № 3. С.
83–92.
Глянц В.М. Гоголь и Апокалипсис. М.: Изд-во
ЭЛЕКС-КМ, 2004. 328 с.
Гоголь в воспоминаниях, дневниках, переписке
современников. Полный систематический свод документальных свидетельств.
Научно-критическое изд.: В 3 т. / Изд. подгот. И.А. Виноградов. М.: ИМЛИ РАН,
2011–2013.
Гоголь Н.В. Полн. собр. соч. и писем: В 17 т. /
Сост., подгот. текстов и коммент. И.А. Виноградова, В.А. Воропаева. М.; Киев:
Изд-во Московской Патриархии, 2009–2010.
Гольденберг А.Х. Ад и Рай Гоголя (к проблеме
интерпретации творчества писателя в критике Русского Зарубежья) // Н.В. Гоголь
и Русское Зарубежье: Пятые Гоголевские чтения: сб. докладов. М.: Книжный дом
«Университет», 2006. С. 89–101.
Гольденберг А.Х. Эсхатология Гоголя как предмет
критической рефлексии литературы русского зарубежья // Гоголь и 20 век.
Материалы международной конференции, организованной докторской программой ELTE
«Русская литература и культура между Востоком и Западом». Budapest, 2010. С.
42–52.
Долгушин Д., священник. Духовная проза Н.В. Гоголя
// Источниковедение в школе. Журнал для учащих и учащихся. Вып. 1–2 (7–8): К
200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя. Новосибирск: Православная Гимназия во
имя Преподобного Сергия Радонежского, 2009. С. 128–153.
Дьяков М.А. Первая публикация стихотворной молитвы
Н.В. Гоголя // Крымский Пушкинский научный сборник. Вып. 5 (14): Литература и
русская глубинка. Симферополь, 2005. С. 251–255.
Зеньковский В.В. Гоголь // Русские мыслители и
Европа (Критика европейской культуры у русских мыслителей). Париж, <1926>
С. 42–63.
Зеньковский В., протопресвитер. Н.В. Гоголь.
Париж,<1961>. 262 с.
<Клитин А.М.>, священник. Памяти Н.В. Гоголя.
Речь пред панихидою 17 марта 1902 года. Профессора богословия, священника А.М.
Клитина // Записки Императорского Новороссийского ун-та. Одесса, 1902. Т. 88.
Отд. 3.
Мережковский Д.С. Гоголь и чорт: Исследование. М.:
Скорпион, 1906. 223 с. Книга выходила также под другими названиями: «Судьба
Гоголя» (Новый Путь. 1903. № 1–3) и «Гоголь. Творчество, жизнь и религия»
(СПб., 1909).
Молитвенный щит. Полный православный молитвослов. М.:
Яуза-пресс; Лепта Книга; Эксмо, 2008. 960 с.
Молитвослов. Изд. 6-е. М.: Синодальная типография, 1897 /
Репринтное изд. СПб.: [Б. и.], 2010. 576 с.
Мочульский К. Духовный путь Гоголя. Paris:
YMCA-PRESS, 1934. 150 с.
Паламарчук П.Г. «Ключ» к Гоголю // Паламарчук П.Г.
Козацкие могилы: Повести, сказания, художественные исследования. М.:
Современник, 1990. С. 336–422.
Россия перед Вторым Пришествием (Материалы к очерку
Русской эсхатологии): [В 2 т.] / Сост. С. Фомин, Т. Фомина. Изд. 3-е, испр. и
расшир. СПб.: Общество святителя Василия Великого, 1998. 744 с.
Собрание листков для душеполезного чтения (Благословение
Свято-Афонского Ильинского скита). Одесса, 1896. № 66.
Ульянов Н. Арабеск или Апокалипсис? // Новый
журнал. Нью-Йорк, 1959. Т. 57. С. 116–131.
Уракова Н. «...Прошу вас выслушать сердцем мою «Прощальную
повесть»...» (О духовных причинах смерти Н.В. Гоголя) // Лепта. М., 1996. № 28.
С. 164–180.
Флоровский Г., протоиерей. Пути русского богословия
<фрагмент> // Н.В. Гоголь: pro et contra: Личность и творчество Н.В.
Гоголя в оценке русских писателей, критиков, философов, исследователей / Сост.,
вступ. статья С.А. Гончарова, коммент. Н.Н. Акимовой и К.Г. Исупова. Антология:
В 2 т. Т. 1. СПб.: РХГА, 2009. С. 688–698.
Чижевский Д.И. Неизвестный Гоголь // Новый журнал.
Нью-Йорк, 1951. Т. 27. С. 126–158.