Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 90Рубрики 51Авторы 7777Ключевые слова 18863 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
РИНЦ EBSCO DOAJ
CrossRef

Язык и текст

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2312-2757

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/langt

Издается с 2014 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Язык журнала: Русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Человек культурный как результат образования. Из истории отечественной философии образования: В.В. Розанов, С.И. Гессен, Э.В. Ильенков 27

Сидорин В.В., кандидат философских наук, научный сотрудник, Институт философии РАН, Москва, Россия, vlavitsidorin@gmail.com

Аннотация

Система образования является одним из фундаментальных социальных институтов, призванных обеспечивать не только трансляцию знаний, но также преемственность и стабильность в развитии общества. В России, после десятилетий реформирования, система образования до сих пор не смогла ни вполне адаптироваться к новым реалиям информационной цивилизации, ни обеспечить гармонизацию с ними традиционных ценностей российской культуры. В истории отечественной философской мысли можно проследить тенденции и мыслительные установки, которые могут быть противопоставлены вышеуказанным негативным трендам и которые проявились в творчестве столь разных мыслителей, как В.В. Розанов, С.И. Гессен, Э.В. Ильенков, входящих в число тех немногих в истории русской философии, кто специально занимался разработкой философско-образовательной проблематики. В статье предполагается наметить контуры отечественной традиции философии образования, противостоящей инструменталистской и сугубо утилитаристской тенденциям современного образования. Будет показано, как, несмотря на различные философские предпосылки, указанные мыслители формулируют концептуально схожие целевые установки образования – идеи о «превращении природного человека в культурного» (В.В. Розанов), «превращение жизни в культурное существование» (С.И. Гессен), «формирование тотально развитой личности» (Э.В. Ильенков). Предполагается продемонстрировать, что философско-образовательные концепции русских мыслителей представляют не только историко-философский интерес, но и обладают потенциалом в качестве важного концептуального ресурса развития современного российского общества.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Аврамкова И.С. К вопросу о кризисе образования в современной России // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2011, № 139. С. 142-152.
  2. Богданович А. Юродствующая литература // Мир Божий. 1899, № 4. С. 1-19.
  3. Гессен С.И. Мое жизнеописание // Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. С. 412-447.
  4. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.
  5. Ильенков Э.В. Проблема идеала в философии // Искусство и коммунистический идеал. М.: Искусство: 1984. С. 106-184.
  6. Кумбс Ф. Кризис образования в современном мире. Системный анализ. М.: Прогресс, 1970. 263 с.
  7. Куренной В. Философия и образование // Отечественные записки. 2002, № 1. С. 59-75.
  8. Лобастов Г.В. Э.В. Ильенков: философия и педагогика // Вопросы философии. 2015, №3. С. 83-92.
  9. Протопопов М.А. Писатель-головотяп // Русская мысль. 1899, № 8. С. 155-171.
  10. Розанов В.В. Сумерки просвещения. Сб. статей по вопросам образования. СПб.: Тип. М. Меркушева, 1899. 240 с.
  11. Розанов В. В. Сумерки просвещения // Розанов В.В. Собрание сочинений. Эстетическое понимание истории (Статьи и очерки 1889-1897 гг.). Сумерки просвещения / под общ. ред. А.Н. Николюкина. М.: Республика; СПб.: Росток, 2009. С. 621-821.
  12. Совещания, происходившие в 1899 году в Московском учебном округе по вопросам о средней школе. М., 1899. Вып. 1.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика