Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

23 место — направление «Психология»

0,638 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,480 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

«Теперь я снова человек...» 1194

Аннотация

У пациентов с тяжелыми сепарационными травмами, имевшими место на первом году жизни, часто уже в ходе первых психотерапев-тических сеансов активизируются фрагменты присущих им травма-тических реакций. Они пытаются бежать из ситуации анализа, защи-щая себя от ожидаемой повторной травматизации. На материале отдельных случаев автор показывает, каким образом уже на самых начальных этапах лечения ей удается достичь доверительных отноше-ний с пациентом. Она использует гипотетическую смысловую конст-рукцию, в рамках которой пациенту предлагается установить внут-реннюю взаимосвязь между его ранней травмой и попыткой прервать лечение. В ходе дальнейшей терапии, посредством углубления аффек-тивного переживания травматической реакции в переносе и контрпе-реносе, постепенно формируются образные и словесные символические репрезентации. При этом происходит формирование новых репрезен-таций (защищающего материнского объекта и измененного детского Эго). Тем самым травматическая реакция постепенно становится все более доступной для ее переработки как невротической эдипальной защиты от конфликта. Лечение ведет к трансформации травмы пу-тем пошагового изменения внутрипсихических репрезентаций.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Согласно современным представлениям, тяжелая травматизация ре­бенка в раннем детстве подрывает функции формирования наиболее существенных для его психического развития репрезентаций (Kinston, Cohen, 1988; Kuchenhoff, 1998). В этих условиях как сама травма, так и связанные с ней телесные ощущения, аффекты, фантазии, а также за­крепленные за ними значения либо вообще не репрезентированы в пси­хике, либо репрезентированы бессвязно. Наблюдения за младенцами убеждают, что генерализованные довербальные эпизоды межличност­ного общения представляют собой важнейший строительный материал для ментальных репрезентаций (Stern, 1996, с.189). Травматизации, пе­режитые ребенком на первом году жизни, наносят ущерб этим предше­ственникам репрезентаций и ведут к структурным нарушениям Эго (Furstenau, 1979). Гринэйкр (Greenacre, 1967, с.15) указывает, что ран­няя травма специфическим образом отражается на развитии Эго, вызы­вая нарастание первичного нарциссизма и интенсификацию первичных идентификаций (механизмов проекции-интроекции), а также проявляясь в искажениях образа тела и раннего чувства реальности. В работе Ван дер Колька (Van der Kolk, 1998) акцентируется неспособность ребенка к символической переработке травмы, то есть к категоризации сенсорных и аффективных переживаний, интеграции их с другими переживаниями и к последующей коммуникативной их передаче посредством речи.

Литература
  1. Balint M. (1968). Therapeutische Aspekte der Regression. Stuttgart (Klett). 1970.
  2. Bogels G.F. (1996). Transgenerationele Oorlogsgevolgen. Enkele Aspecten van Doorwerkingsproblematiek. In: Jaarboek van de Maatschappij der Nederlandse Leilerkunde te Leiden 1994-1995. Leiden, 1996, 12-25.
  3. Eiguer A. und A. Ruffot (1984). Das Paar und die Liebe. Psychoanalytische Paartherapie. Stuttgart (Klett-Colta), 1991.
  4. Faimberg H. und Corel A. (1991). Wiederholung und Uberraschung. Ein klinischer Zugang zur Notwendigkeit der Konstruction und ihrer Gultigkeit. Jb. d. Psa., 28. 50-70.
  5. Freud S. (1985с). Briefe an Wilhelm Flie ft Hg. v. JM. Masson. Frankfurt/M.,(Fischer). 1986.
  6. Furstenau P. (1979). Die Beiden Dimensionen des Psychoanalytischen Umgangs mit structurell ich-gestorien Patienten. Ein Beitrag zur Erweiterung der psychoanalytischen Praxeologie. In: Zur Theorie psychoanalytischer Praxis. Stuttgart (Klett-Cotta). 44-54.
  7. Greenacre P. (1967). Infantile Trauma and genetic pattern. In: S.Furst (Hg.): Psychic Trauma. NY/London (Basic Books). 108-152.
  8. Groen-Prakken H.(1990). Einige Gesichtspunkte zur Technik der Psychoanalyse. EPF-Bulletin. 34, 75-89.
  9. Hautmann G. (1992). Die Reorganisation des Selbst und nonverbaler Ausbruck. EPF-Bulletin, 38. 5-134.
  10. Holderegger H. (1993). Der Umgang mit dem Trauma. Stuttgart (Klett-Cotta).
  11. Khan M.M.R. (1974). Die schizoide Personlichkeit – ihre Affecte und die Methoden inner Behandlung. In: Selbsterfarung in der Therapie. Munchen (Kindler) 1977. 13-29.
  12. Kinston W. und Cohen J. (1988). Urverdrangung und andere seelische Zustande. Der Bereich der Psychstatik. Tagungsband der Arbeitstagung der Deutschen. Psychoanalitischen Vereinigung in Wiesbaden vom 18-21. November 1987. Hofheim/Wiesbaden Marz 1988. 41- 81.
  13. -(1988). Primal repression and other states of mind. Scand. Psa. Rev., 11, 81-105.
  14. Kirshner L.A. (1994). Trauma, The good Object, and the symbolic: a theoretical integration. Int. J. Psycho-Anal.,75, 235-242.
  15. Kolk van der B.A.  (1998).  Zur psychologie und Psychobiologie von Kindsheitstraumuta (Developmental Trauma). In: A.Streeck-Fischer (Hg.): Adoleszenz und trauma. Gollingen (Vandenhoeck & Ruprecht), 32-56. 
  16. Krystal H. (1997). Desomatization and the consequences of infantile pszcnic trauma. Psa.Inquirz. l7, 126-150.
  17. Kuchenhoff J. (1990). Die Representation fruher Traumata in der Ubertragung. Forum Psa., 6, 15-31.
  18. - (1997). Trauma, Konflikt. Representation. Trauma und Konflikt – ein Gegensatz? In: A.Schlosser und K.Hohfeld (Hg.): Trauma und Konflikt. Giessen (Psychosozial-Verlag), 1998, 13-31.
  19. Laub D. und Auerhahn N. (1993). Knowing und not knowing massive psychic trauma. Int. J. Psycho-Anal,, 74, 287-302.
  20. Loch W. (1988). Reconstructionen, Constructionen, Interpretationen. Vom „Selbst-Ich” zum „Ich-Selbst”. Jb. d. Psa., 23, 37-81.
  21. Ogden Т.Н. (1989). Die autistisch-beruhrende Position. In: Ders.: Fruhe Formen des Erlebens. Wien/N.Y. (Springer) 1995: 49-84.
  22. Pines D. (1982). Das Fruhe Trauma in Ubertragung und Gegenubertragung. Vortragsmanuskript der Arbeitstagung der Deutschen Psychoanalitischen Vereinigung in Berlin im Marz 1982.
  23. Rosenfeld H. (1983). Primitive object relations and mechanisms. Int. J. Psycho-Anal., 64, 261-268.
  24. Stern D.N. (1996).. Ein Model der Sauglingsrepresentationen. Forum Psa., 12, 187-203.
  25. Treurniet N. (1996). Uber eine Ethik der psychoanalitischen Technik. Pszche, 50, 1-31.
  26. Winnnicott D.W. (1969). Objektverwendung und Identifizierung. In: Vom Spiel yur Kreativitat. Stuttgart (Klett). 1973, 101-110.
  27.  - (1974). Die Angst vor dem Zusammenbruch. Psyche, 45, 1991, 1116-1126.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика