Консультативная психология и психотерапия
2002. Том 10. № 3. С. 164–181
ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)
"Душа мира – путь к глобализации": III Всемирный конгресс по психотерапии
Общая информация
Рубрика издания: Психотерапевтический цех
Для цитаты: Макаров В., Кириллов И., Чобану И.К. "Душа мира – путь к глобализации": III Всемирный конгресс по психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. 2002. Том 10. № 3. С. 164–181.
Полный текст
Под таким названием летом этого года в столице Австрии, городе Вене, состоялся Всемирный конгресс по психотерапии. Не случайно именно Вена оказалась тем гостеприимным городом, который в третий раз (1996, 1999 и 2002) принимает участников конгресса: ведь современная психотерапия во многом ведет свое происхождение из этой европейской столицы. На этот раз здесь собрались более пяти тысяч психотерапевтов из 80 стран, со всех континентов нашей планеты. Конгресс констатировал завершение первого этапа объединения психотерапевтов - формирование Всемирного Совета психотерапии. Разрабатывается Всемирная хартия работы психотерапевтов. Осуществляются трансконтинентальные образовательные проекты в области психотерапии. Внедрены образовательные стандарты Европейского сертификата психотерапевта, которые приняты не только в Европе, но также в Японии и Китае. Открыт диалог между израильскими и палестинскими психотерапевтами, направленный на нормализацию ситуации в регионе. Избрано Правление Всемирного Совета психотерапии в составе 24 человек. Президентом ВСП вновь избран профессор Альфред Притц (Австрия), одним из вице-президентов - профессор Виктор Викторович Макаров (Россия). В Декларации, принятой на Конгрессе, утверждается: профессия психотерапевта призвана улучшать качество жизни жителей Земли. Современные психотерапевты призваны работать на трех уровнях: персональном, интерперсональном и культуральном. Деятельность на стыке культур - новая задача психотерапии.
Главная особенность современной психотерапии - взаимное признание и уважение представителей всех ее направлений, открытое общение и взаимодействие между людьми и между культурами. На одном полюсе психотерапии сосредоточены научно обоснованные методы - в общей сложности около двадцати. На другом - граничащие с психотерапией традиционные народные практики. Развитие психотерапии во всем мире - вклад во всемирное движение к согласию, миру и солидарности.
Конгрессу предшествовало 30 преконгрессов. Было прочитано 237 пленарных лекций; состоялись секционные заседания, мастерские, круглые столы, презентации - в целом 792 мероприятия. Ведущую тематику конгресса составили такие разделы современной психотерапии, как теория, организация, образование, модальности, формы патологии и группы клиентов, симптомы расстройств и пр. (см. Приложение).
Масштабы конгресса не позволяют представить всю его работу в короткой журнальной статье. Поэтому ограничимся тем, что кажется нам наиболее значительным, новым, интересным.
Генеральная ассамблея Всемирного Совета
по психотерапии (ВСП)
Генеральная ассамблея ВСП работает на средства, поступающие от проведения Всемирных конгрессов. Ее задача - организация континентальных и межконтинентальных конференций и конгрессов. В Европе их проводят организации, входящие в ЕАП, объединяющую психотерапевтов 42 стран данного континента.
Аналогичная профессиональная ассоциация в Азии (ААП) развернула в Индии дискуссию о взаимоотношениях психотерапии западного мира и традиционных практик Индии. В январе 2003 года здесь состоится континентальная конференция на данную тему.
Интенсивно развивается психотерапия Японии, где развернули свою работу уже более 20 ассоциаций по различным модальностям психотерапии. Континентальная конференция в Японии состоится в 2006 году.
Значительно продвинулась и психотерапия в Китае. Большая статья на эту тему опубликована в специальном выпуске Профессиональной психотерапевтической газеты. Здесь ограничимся лишь указанием на то, что в развитии психотерапии Китая и России, на наш взгляд, содержится много общего. Анализ китайского опыта был бы чрезвычайно полезен, ибо может помочь нам лучшим образом осознать различные грани нашей отечественной национальной ситуации. В 2008 году в Пекине планируется провести V Всемирный конгресс по психотерапии. Наша страна с текущего года получила “прописку” в Азиатской ассоциации психотерапии. Континентальный конгресс Азиатской ассоциации психотерапии, намеченный на май 2007 года, должен состояться в России.
За три года, истекшие после II Всемирного конгресса по психотерапии (1999г.), во всех странах Латинской Америки сформировались национальные психотерапевтические ассоциации. Все они объединились в континентальную Латино-Американскую Ассоциацию психотерапии. Именно в столице Аргентины, Буэнос-Айресе, в 2005 году будет проводиться IV Всемирный конгресс по психотерапии. На Северо-Американском континенте, в США и Канаде, происходит процесс изучения и осознания новых инициатив, исходящих из ВСП.
Заметные успехи делает психотерапия Африканского континента. Здесь в ряде стран также складываются национальные ассоциации. То же можно сказать об Австралии и Океании. При этом важно отметить, что объединения профессионалов в области психотерапии складываются не только по принадлежности к странам и континентам. Единые культурные и языковые корни повели к консолидации в единую ассоциацию специалистов в области психотерапии, живущих в странах арабского мира. Наша Профессиональная Психотерапевтическая Лига стала объединением психотерапевтов и психологов-консультантов не только России, но и бывших республик СССР. Нас объединяют общие культурные корни, полученное нами образование, менталитет наших клиентов, а также возможности создания общего пространства для развития нашей профессии. Нам еще предстоит рассмотреть русскоязычную психотерапию в контексте мировых тенденций.
Всех, кому посчастливилось участвовать в работе предыдущих Конгрессов, и тех, кто в этом году присутствовал здесь впервые, не переставали удивлять, с одной стороны, многоликость современной психотерапии - теоретических взглядов, практических подходов, обсуждавшихся тем, а с другой - ощущение единения, присущее любому собранию людей, стремящихся понять друг друга. Период разбрасывания камней, которое нередко превращалось в забрасывание камнями друг друга, сменился временем собирания камней, то есть временем профессионального конструктивного диалога. На наших глазах, с нашим участием рождается обновленная профессиональная идентичность. Сохраняя подлинную научность, современная психотерапия готова искать истину всюду, подобно Мехдж- нуну, ищущему возлюбленную даже в прахе.
Так, например, вместо того чтобы безапелляционно наклеивать ярлык шарлатанства на все, что нам не знакомо и не понятно, мы, столкнувшись с незнакомой практикой, быть может, сумеем увидеть в ней крупицы бесценного опыта, сотканного из тонкой материи фольклора и метафор. Да, этот язык чужд наукообразному теоретизированию, но он не чужд психотерапии. Мы работаем в области, которая параллельна традиционному целительству, а во многом является его родственницей и прямой наследницей. Важно перевести язык традиционного целительства в термины, понятные современному человеку.
А.Притц метко заметил в одном из своих выступлений, что наша способность к психотерапии исчезает, когда мы утрачиваем способность меняться.
Всемирный психотерапевтический калейдоскоп
Конгресс всегда дарит своим участникам возможность научиться чему-то, для себя совершенно новому.
Эрвин Польстер (Erving Polster) в пленарной лекции “Путь к соединению: терапевтическая карта” говорил о том, насколько для человека важно чувствовать единство и взаимосвязанность различных аспектов и планов его жизни, чтобы знать, куда двигаться дальше. Он выделил на воображаемой “терапевтической карте” четыре пути к единству. В основе каждого лежит определенное измерение, тем не менее, все они ведут к общей цели.
Первое измерение - это временнáя связанность: момент за моментом. Данный путь не ограничен актом внезапного осознания какого-либо аспекта жизни или определенностью окончательного выбора, а представлен последовательностью шагов и решений во времени. Его можно уподобить стрелам, исходящим из одного пункта и направленным в другой. Человек принимает решение и выбирает одну стрелу, которая определит следующий набор стрел, идущих из нового места в разных направлениях, где процесс выбора должен повториться. Каждый последующий шаг связан с предыдущим и определяет последующий.
Второе измерение - событие за событием. Это измерение человеческой истории, ее смысла. Хорошо рассказанная история таким образом интегрирует жизненный опыт человека, что все в нем обретает свое место, включая противоречия и боль. Люди запоминают свою жизнь в соответствии со своими историями. Если человек уважает историю собственной жизни, то будет уважать и свою жизнь. Зачастую люди рассказывают неправильные истории и неправильным способом. Поэтому очень важно помочь пациенту рассказать свою историю так, чтобы она обеспечивала последовательность движения человека по жизни, служила условным мостом между рассказчиком и значимыми для него людьми. Теме историй была посвящена и отдельная лекция Э.Польстера.
Третье измерение - “Я-Ты”, связь человека с человеком. Эта связь представлена концепцией границ контакта и выражается в чувстве принадлежности и идентичности.
Четвертое измерение - сама личность с характеризующими ее разнообразными качествами и субличностями. Умение выделить и дать имя каждой части личности способствует улучшению их функционирования и укреплению идентичности человека. Этот процесс дает каждому силы перед лицом бесконечности личного опыта.
Психотерапия способна восстановить интегрированность человека и его опыта, прибегая к любому из рассмотренных измерений.
Обсуждая границы контакта психотерапевта и пациента, докладчик высказал мысль о неизмеримой важности контакта психотерапевта с культурой. Он задался любопытным вопросом: какой была бы мировая психотерапия, если бы не было религии?
Лекция Нэнси Аменд (Nancy Amendt) поднимала вопросы теории геш- тальттерапии и креативности. Автор считает, что новые подходы складываются на основе синтеза культуры, психологии и других гуманитарных наук. Гештальттерапию она понимает широко, как область, где соединяются наука, искусство и образование. По ее мнению, опасно застывать в устоявшихся формах, ведь психотерапия всегда в движении. Приглашая к творчеству, она предлагала чаще использовать новые интервенции, работать с клиентами, которые чем-то отличаются от привычного для терапевта круга клиентов. Важны игровой опыт, употребление метафор, юмора, парадоксов, стимуляция воображения и интуиции. Все это, по мнению докладчицы, дает больше, чем диалог.
Лекция Носсрада 1 ¡езешкиссна была посвящена вопросам позитивной транскультуральной психотерапии. Книги этого известного психотерапевта переведены на 22 языка. Лекция, как всегда, была насыщена метафорами и парадоксами. Вспомним некоторые из них. В первой половине жизни люди разрушают свое здоровье ради достижения успеха и денег; во второй, используя достигнутое положение, тратят заработанные деньги на восстановление здоровья. “Здоров не тот, кто не имеет проблем, а тот, кто умеет их разрешать. Позитивность не означает смотреть на мир сквозь розовые очки, а значит - видеть все в этом мире. Поражение, которого невозможно избежать, - не катастрофа. Умение переносить кризисы - способность находиться в развитии. Пессимист в каждом шансе видит проблему, оптимист в каждой проблеме видит шанс. Если хочешь привести в порядок страну - приведи в порядок свой город. Хочешь привести в порядок город - начни с микрорайона. Если хочешь видеть в порядке микрорайон - возьмись за свой дом и т.д.
Врач видит в людях их слабости. Адвокат имеет дело с человеческой подлостью. Психотерапевты призваны работать с сущностью человека. У каждого из людей есть способности. Так, ленивому психотерапевт, разделяющий принципы позитивной психотерапии, скажет, что у него развита способность отдыхать еще до того, как он почувствует себя уставшим. И, таким образом, каждый человек осуществляет свой особый вклад в мировой процесс.
Позитивная психотерапия была широко представлена на конгрессе. Работала преконгрессная мастерская Н.Пезешкиана “Потеря, смерть и горе в различных культурах - пять стадий работы с горем в позитивной психотерапии” Тема ключевой лекции: “Соберите позитивные моменты своей жизни и сохраните их на черные времена. Личный опыт дорог. Чужой - полезен”. Состоялось 12 лекций, 3 мастерских и Круглый стол.
О том, что школа Н.Пезешкиана, завершив этап своего становления, уверенно шагнула в пору зрелости, свидетельствовали доклады его учеников. Исследования эффективности метода при различных нозологиях; эксперименты, где позитивная психотерапия сочеталась с арттерапией и психодрамой; смелые инновационные техники и теоретические исследования; связь психотерапии с религией; оптимизация процесса подготовки специалистов - вот далеко не полный перечень тем докладов, представленных секцией. Только в России за последние два года было защищено три кандидатских и одна докторская диссертации, в том числе одно из первых в мире исследований влияния супервизии на терапевтическую практику.
И, как всегда, работа секции была не просто обменом опытом. Это феерически веселое общение большой семьи, открытой и хлебосольной. Нос- срад Пезешкиан утверждает, что, если вы не смеетесь с пациентом во время сессии хотя бы несколько раз, то терапия будет не качественной. О качестве работы секции можно было судить по регулярно раздававшимся из аудитории взрывам смеха.
На предшествовавшей конгрессу международной встрече по позитивной психотерапии предметом обсуждения стали инновационные методы, расширяющие сферу ее применения не только в рамках самой психотерапии и консультирования, но и в педагогике, бизнес-тренингах и т.д. Завершено формирование унифицированных программ по подготовке специалистов (врачей, психотерапевтов, психологов, социальных работников и педагогов) с получением диплома позитивного психотерапевта и европейского сертификата. Систематическое обучение позитивной психотерапии ведется сегодня в Германии, Болгарии, Чехии, Словакии, Украине, Румынии и России (Владивосток, Хабаровск, с осени 2002г. - и Москва), а фрагментарное - в Китае, Индии, Боливии, ЮАР, США и Австрии.
Лекция Гюнтера Вебера (Gunthard Weber) касалась семейной психотерапии по Берту Хеллингеру - его знаменитого метода семейной расстановки. Метод привлекателен тем, что с его помощью становится зримой история семьи. Журнал “Шпигель” опубликовал острую статью, обвинив Б.Хеллингера в психологическом насилии. По мнению автора статьи, группа создает эмоционально-резонансный фон, при котором все настроены друг на друга. Подчеркивается, что для такой работы чрезвычайно важна позитивная установка участников, какая-либо оппозиция с их стороны не должна допускаться. Отвечая на эти обвинения, Г.Вебер подчеркнул, что мы принуждены признавать ту семейную реальность, которая существует на самом деле. Расстановка - это своего рода ритуал, подобный крестинам или свадьбе, где интенсивное проявление чувств неизбежно. Важно не столько не допускать проявлений этих чувств, сколько стабилизировать их, прибегая, скорее, к сдерживанию, нежели грубому вмеша-
тельству. Терапевт должен стремиться к тому, чтобы активнее включать участников группы в совместное действие, а не “отбрасывать”, оставляя их один на один со своей проблемой.
Семейной психотерапии по Хеллингеру была посвящена и лекция Франца Рапперта (Franz Ruppert) “Когда душа в замешательстве: как семейные секреты могут превратиться в психоз”. Он считает, что тайны внезапного возникновения психоза могут стать более понятными, если использовать идею Б.Хеллингера о системных чувствах, передающихся через поколения. Автор предполагает существование семейного бессознательного, которое не совпадает с индивидуальным или коллективным бессознательным, а существует наряду с ними. Это так называемая “общая семейная душа”. По мнению докладчика, именно эта психическая инстанция опосредует передачу и воздействие сильных чувств и эмоций через поколения. Данный процесс можно представить следующим образом: в семье происходят какие-то травматические события, разъединяющие ее членов. Последние испытывают замешательство, ощущая тревогу, стыд и вину, на протяжении всего времени, пока длятся разрушительные взаимоотношения. Попытки подавить эти чувства приводят лишь к еще большей их фиксации. В дальнейшем те же чувства способны проявиться у следующих поколений, уже в виде психозов. В своей работе автор использует семейные расстановки для прояснения невидимых событий, которые происходят в семье, и чувств, с которыми живут ее члены. Вскрытие семейных секретов освобождает человека от внутреннего замешательства и выводит его из тягостной ситуации.
Мария Аммон (Maria Ammon) свою лекцию “Психотерапия шизофрении с точки зрения динамической психиатрии” также посвятила теме психотерапии психозов. Автор описывает шизофрению как нарушение развития личности, превратившегося в длительный симбиоз, или как “симбиотический комплекс”, складывающийся обычно между ребенком и матерью. В таких семьях нередко наблюдаются следующие особенности: отрицание телесного контакта; нежелание разговаривать с ребенком и уделять ему время; напряженная и жестокая внутрисемейная атмосфера; перекладывание ответственности за негативные родительские чувства на ребенка; ребенка воспитывают, используя угрозу бросить его или вызывая у него чувство вины, превращая его в “козла отпущения”; наблюдается двойственное, противоречивое отношение к ребенку, нежелание поддерживать конструктивные шаги в его жизни.
При психотерапии шизофрении важно войти в симбиоз с пациентом, принять психотический трансфер, взять на себя вторичные функции Эго и гибко отграничивать симбиотические потребности пациента. Основой этого метода является формирование альянса с конструктивными и частично 170
здоровыми частями Эго пациента. Если же таковые отсутствуют, то психотерапевт будет работать с деструктивными аспектами Эго и личности пациента.
Тема психотерапии психозов прозвучала и в докладе Зорана Дьюрака (Zoran Dyuruc) “Психодрама в группе женщин с психозами”. В его работе сами больные пробуют вести группу, выступая в роли психотерапевта или меняясь собственными ролями. Автор считает, что смена ролей в психодраме, необходимость как бы “побывать в шкуре другого человека”, помогает пациентам почувствовать границы собственной личности. Столь же важную роль в психодраме выполняет группа, выступая материнским аналогом, “воспринимающим сосудом”. Поэтому так важно, чтобы группа приняла каждого своего участника. Это принятие станет действующим психотерапевтическим фактором.
Профессор Хейнц Кечниг (Heinz Katschnig) в своем докладе “Будущее психотерапии шизофрении” остановился на основных принципах помощи этим больным. Наилучший вариант, по его мнению - правильное сочетание фармакотерапии, психотерапии и социальной работы.
Лекция Стефана Хау (Stephan Hau) “Сновидений не существует” обобщает опыт работы в этой области института психоанализа во Франкфурте-на-Майне. Сновидения представляются автору процессуальными событиями, которые находятся в постоянном изменении. Во время сновидений происходит процесс обработки имеющейся у человека информации и готовятся его будущие решения. В течение дня сон продолжает обрабатываться и изменяться. Две трети снов докладчик относит к числу банальных, корни которых уходят в события повседневной жизни. Последние 50 лет исследований в этой области затрачены на уточнение ранее полученных результатов.
Теме сновидений была посвящена и лекция Мауризио Гассо (Maurizio Gasseau) “Групповая работа со сновидениями: откуда приходят наши сны?” Докладчик выделил несколько категорий снов: символические, пророческие, священные, кошмары, просоночные, повторяющиеся и сны, имеющие социальное значение для группы. В Древней Греции групповая работа со снами проводилась в храме Асклепия. Люди, пришедшие сюда с мучающими их вопросами или болезнями, проводили здесь не одну ночь и видели сны. В течение некоторого времени им запрещалось говорить о содержании сна; по истечении положенного срока они должны были рассказать сон жрецу и получить интерпретацию. Так было обнаружено, что в группе существуют повторяющиеся сны. Автор лекции высказал предположение о существовании социальной матрицы снов. В групповой работе со снами он обычно использует психодраму, с тем, чтобы восстановить содержание сна и осознать его смысл, а в случае кошмаров - для позитивного завершения 171 сна. Вся группа участвует в этом процессе. По мнению автора, сны работают как на персональном, так и на социальном уровне.
Сильвестр Уолч (Sylvester Walch) посвятил свою лекцию трансперсональному, спиритуальному и персональному подходам в изучении человеческой души. Автор отталкивался от глобальных экзистенциальных вопросов: Откуда мы и куда идем? Каков смысл катастроф и духовных кризисов? Можно ли быть довольным собой и своей жизнью на протяжении длительного времени? Остерегаясь упреков в ненаучности, психология и психотерапия избегают спиритуальных проявлений жизни. Сильное Эго, при котором человек знает, чего он хочет, делает нас непроницаемыми для интуиции и несвободными. Эго перекрывает внутреннюю восприимчивость. Голотропная же терапия обращена к человеческой целостности. При ее посредстве открываются мистические аспекты психики. Спиритуальные опыты переносят нас в область космического сознания и любви.
Известный семейный психотерапевт Мони Элькэйм (Mony Elkaim) из Бельгии в своей пленарной лекции “Системный подход к чувствам психотерапевта” постарался донести до каждого из слушателей мысль, что наш опыт в психотерапии не только связан с нашей личной историей, но и выполняет определенную функцию в целостной терапевтической системе. Оперируя разной модальности чувствами психотерапевта, докладчик продемонстрировал, как изучение и понимание значения этих “резонансов” относительно терапевтической системы (включая и функцию, которую они там выполняют), может открыть новые пути изменений и для клиента, и для самого терапевта.
Профессор Жержи Александрович (Jerzy Aleksandrovicz) из Польши продолжил старую дискуссию о разделении функций и ответственности врача-психотерапевта и психолога. Несмотря на то, что мероприятия, проводимые психологами, нередко приводят к излечению определенных психических расстройств, их лечение, по убеждению докладчика, должно оставаться прерогативой врачей, ибо для адекватной оценки и понимания патологических состояний, их текущей динамики, прогноза и лечения медицинские знания совершенно необходимы. Одновременно подчеркивается роль психолога в работе с практически здоровыми людьми в области образования, личностного и психического развития, оптимизации общения, повышения “субъективного качества жизни”, а также - в реабилитации соматических пациентов и адаптации пациентов с психическими расстройствами и их семей.
Участникам конгресса было важно узнать о развитии созданной в 1996г. Европейской федерации организаций, обучающих психодраме (FEPTO), идея которой зародилась среди психодраматистов в Монреале еще в 1992г. Сегодня в эту Федерацию входят более 40 Институтов психодрамы из 19 172
стран. Психодрама как учебная дисциплина включена сегодня в университетские программы в Италии, Швейцарии, Турции, Югославии, Аргентине, России и других странах.
Ныне в Европе существует несколько психодраматических техник, каждая из которых представляет определенную теоретическую школу: классическая психодрама Морено и так называемая “триадная”, аналитическая и юнгианская психодрама, а также “системная”. Представители этих школ во время специально организованного форума пытались найти общие точки соприкосновения, стремясь обогатить свое понимание метода и усовершенствовать систему подготовки специалистов.
Из лекции Джулии Сасаки (Yuli Sasaki) присутствующие узнали, что психотерапия в Японии развивается столь бурно, что, сравнительно с 400 психотерапевтическими направлениями, существовавшими здесь в 1993г., теперь их насчитывается уже более 500. Автор выделил 8 моделей понимания человека: биосоциальную, психосоматическую, биопсихосоциаль- ную, системную, экзистенциальную, гуманистическую, религиозную, трансперсональную и интегративную. Обобщая сказанное, автор лекции выразила мнение, что важно работать во всех моделях одновременно. Она привела старую максиму: “В медитации мы общаемся с самим собой, а в молитве - с богом”. Во время медитации “Я” вступает в разговор с бессознательным. Психотерапевтический смысл молитвы - выражение благодарности религиозному объекту, подобно разговору ребенка с отцом или преклонению ученика перед мастером...
Лекция Дэвида Шнерча (David Schnarch) “Исследование терапии пар” была посвящена новому подходу в лечении сексуальных нарушений в браке, основанному не на поиске патологии, а на понимании интимных отношений как подсистемы в системе семьи. Семейные отношения целостны. Между партнерами создаются проблемы, которые нельзя свести только к недостатку опыта общения, старым ранам или бессознательным процессам. Существует ведущий механизм семьи. На определенном этапе пара нередко наталкивается на эмоциональный тупик, неизбежный в развитии их отношений. Большинство пар не получают помощи в это время и разводятся. “Тупик” может проявляться в постоянных спорах и скандалах, гневе и враждебности, нежелании пойти на компромисс и взаимные уступки. Выход из тупика автор видит в дифференциации, или установлении определенных разграничений со своим партнером. Дифференциация, по его мнению, - это не то же самое, что индивидуация. Автор называет дифференциацией способность сохранять ясное ощущение самого себя в условиях контакта со значимым партнером, что требует умения регулировать уровень собственной тревоги, а также способности “не заводиться” вместе с партнером и решимости выдержать боль, необходимую для роста.
Лекция Йорга Вилли (Yurg Willi) “Личностное развитие в бессознательно трудных жизненных обстоятельствах” пользовалась огромным успехом. Автор развил идеи экологической системной психиатрии. Отталкиваясь от общеизвестного положения, что в жизни каждого человека важную роль играет окружающая среда, он пришел к заключению, что в этом влиянии, как и в любом событии, есть и позитивные, и негативные аспекты. К примеру, большинство людей страдают, если не могут реализовать себя. Они подобны деревьям в лесу, которым не хватает пространства, чтобы расти. С точки зрения лектора, осознавание ситуации - не самое важное. Важнее понять, чего хочет человек. Надо освободить в его жизни пространство (а это работа, друзья и прочее), чтобы ему было, где расти. В то же время развитие нуждается в получении позитивной реакции от окружающей среды. А окружающая среда не всегда дает позитивный ответ. Тогда появляется напряжение. Мы постоянно испытываем фрустрацию. Нам страшно проявлять себя, поскольку мы боимся, что нас не примут. Поэтому мы выбираем себе столь же тревожных партнеров, создавая нездоровые отношения. Два таких человека сближаются и развивают новую личность, которая начинает выступать как негативный аспект, накладывающий свой отпечаток на всю их жизнь. Вопрос: как долго будут длиться эти отношения? Будут ли эти люди продолжать думать только о тревоге? Если да, то через некоторое время неизбежно появляются проблемы. Несмотря ни на что, человеку все равно хочется реализовать себя. И тогда начинается личностное развитие.
Невозможно в рамках одного обзора охватить пестрый калейдоскоп происходящих на конгрессе событий. Продолжи мы в таком же духе, пытаясь воспроизвести хотя бы десятую долю происходящего, получилась бы объемистая книга. И все же хочется надеяться, что читатель, не добравшийся в этом году до Вены, почувствовал радостное возбуждение переполненных залов и шумных коридоров, в кулуарах которых происходило самое ценное - таинство человеческого общения.
Чувство причастности к общему делу, обращение к собственным корням, поиск своей роли в целостном процессе, осознание миссии как своей собственной, так и профессионального сообщества в целом, - важнейшее приобретение, которое каждый из нас черпает на конференциях, расширяя поле собственной идентичности.
Взгляд в прошлое
Пауль Розин (Paul Roazen), исследователь из США, уже в течение 40 лет занимается историей психотерапии. Его пленарная лекция была посвящена победителям и проигравшим в истории психотерапии. Автор ставит вопрос: кто выигрывает, продолжая занимать доминирующее место в истории, а кто оказывается преданным забвению? Может быть, выигрывает сильнейший? 174
Увы, ответ неутешителен. По мнению выступавшего, в интеллектуальной истории это невозможно определить заранее. Он привел в пример дискуссию, разгоревшуюся во времена I Интернационала между Марксом и нашим соотечественником Бакуниным. История показала, что именно Бакунин был прав по кардинальным вопросам революционного движения. И, тем не менее, проигравший К.Маркс считается одним из выдающихся мировых интеллектуалов, тогда как о Бакунине, даже на его родине, сегодня знают, в основном, в узком кругу специалистов-историков. Как оказалось, в истории психотерапии победителями остаются самые умные и правдивые, наделенные мудростью профессионалы. Это совсем другая история, нежели, например, в сфере естественных наук.
Большое влияние здесь оказывает этика и социум. Когда создается история одного выдающегося деятеля, обязательно разрушаются другие. По мнению докладчика, З.Фрейд, например, через сто лет, возможно, будет занимать один абзац в учебнике психотерапии. А сегодня он - ключевая фигура в интеллектуальном развитии человечества. Иное дело - К.Юнг, подробная биография которого начала публиковаться только в последние годы. Методология психоанализа складывается из легенд о Фрейде. Юн- гианцы читают Фрейда, тогда как сторонники Фрейда не читают К. Юнга. Это почти та же самая история, как с Марксом и Бакуниным, считает автор.
Реальная история изменяет представления о выдающихся фигурах психотерапии. Так, Ференци длительное время считали сумасшедшим психоаналитиком. Сегодня же говорят о его выдающейся интуиции и силе его клинического подхода. Лакан в начале пятидесятых годов прошлого столетия был изгнан из международного общества психоаналитиков. Сегодня это известнейший психоаналитик, во многом определивший развитие психоанализа в своей стране. Известная жесткая полемика Мелани Кляйн и Анны Фрейд завершилась победой М.Кляйн (она выдвинула идею о необходимости проведения психоанализа со всеми детьми), тогда как, по мнению автора, А.Фрейд “проиграла” только потому, что была слишком альтруистичной и не ведала путей прихода к власти.
Многие основоположники весьма популярных сегодня идей забыты. Выступавший приходит к выводу, что тех, кто не создает школу, забывают. Даже фанатизм автора школы и его сторонников оправдывает себя в будущем. С другой стороны, и конформизм может привести к успеху.
София Фрейд (Sofja Freud) в своей лекции затронула тему поклонения фальшивым пророкам. Вскользь она заметила, как важно стимулировать критическое мышление и изучающе присматриваться к тем, кого пытаются поднять на пьедестал. Существуют знаменитые личности, которых не обязательно считать пророками. З.Фрейд, К.Юнг, Э.Эриксон не начинали как пророки. Просто позже они не смогли противостоять соблазну. Поклонение со стороны окружающих легко портит характер. По мнению докладчицы, лучше защищаться от пророков. Как говорил Ницше: “Если на улице встретишь Будду - убей его”.
Неуловимое настоящее и обнадеживающее будущее
В пленарной лекции д-ра Сюзен Марии Дженсен (Susanne Maria Jensen) из США прозвучало утверждение, что психотерапия является базовой необходимостью для человека, о чем свидетельствует сама этимология слова “психотерапия” (врачевание души - греч.). Она сказала: “Человеческие существа на протяжении жизни переживают психологические травмы. То же относится к “кризисам” развития. Поэтому целительный опыт и переживания необходимы для продолжающегося здорового развития и поддержания общего благополучия человека”. Далее в своем выступлении автор обратилась к анализу социокультурных изменений, произошедших в современном американском обществе, и того влияния, которое эти изменения оказывают на развитие личности и психосоциальное функционирование, формируя и соответствующие цели психотерапии (завершение прошлого, углубление самопонимания, развитие новых возможностей при взгляде в будущее). Сопоставив потребности общества и возможности психотерапии, она далее остановилась на целительных факторах психотерапии.
Еще более широким видением миссии психотерапии было окрашено выступление Николь Экнин (Nicole Aknin), психотерапевта из Франции. В своей лекции “Единство - в разнообразии” она говорит о естественных страхах, обусловленных, с одной стороны, неотвратимостью глобализации и, с другой, незавершенностью индивидуализации. Автор предлагает увидеть в глобализации замечательную возможность прожить собственную уникальность вместе с глобальной тенденцией к уникальности: “...процесс индивидуализации, который мы предлагаем нашим клиентам, имеет сегодня уникальную цель: привести планету к глобализации”. Предполагается, что после того как удастся воссоединить противоречия в себе, легко будет уладить внешние противоречия. Так откроется путь к разнообразию. Иными словами, автор предложила: “Вместо того, чтобы видеть в ситуации дуальность выбора: э т о или и н о е, . расширить соучастие (взаимодействие, комплементарность) э т о г о и и н о г о”.
“Страх рождает осуждение, - продолжила автор лекции, - наш профессиональный вызов состоит в достижении открытости, в том, чтобы помочь людям обрести веру в себя, уважая и ценя свои индивидуальные особенности, и в тоже время двигаться к глобальному единству”.
В завершение хочется поведать читателям о мечте (а, быть может, и пророчестве) бывшего президента Новозеландской ассоциации психотерапевтов Роя А.Боудена (Roy A.Bowden). В своей лекции “Существует ли фундаментальная психотерапия для нового мира?” он выразил желание отставить в сторону устаревшие определения и оценки, поощряя в самих себе любопытство и интерес. Ибо наступает время открытий, которые заставляют пересмотреть такие понятия, как “диагноз”, “лечение”, “анализ” и пр. Время, когда психотерапевт сможет жить с вопросами, а не с ответами; когда уверенность в себе найдет опору, главным образом, в том, что мы знаем о себе, а нужда смотреть на все сквозь линзу любимой теории или модальности попросту исчезнет”.
Таковы некоторые субъективные впечатления авторов статьи о III Всемирном конгрессе. Мы вовсе не настаиваем на том, что воспроизвели самое важное из того, что там происходило. Это то, что мы смогли услышать и запомнить. А еще была большая культурная программа. В том числе коктейль в музее З.Фрейда, бал в Венской ратуше и т.д.
Принято решение печатать Журнал Европейской Ассоциации Психотерапии на четырех языках, включая русский. Издания Профессиональной Психотерапевтической Лиги (электронные и на бумажных носителях): “Профессиональная психотерапевтическая газета”; “Журнал ментальной медицины и экологии”; выходящий в свет с начала 2003 года ежемесячный рецензируемый журнал “Психотерапия”.
Со смешанным чувством сожаления и радости нужно отметить, что Всемирные конгрессы покидают Европу. Как уже указывалось, IV Всемирный конгресс по психотерапии планируется в 2005 году в Буэнос-Айресе, Аргентина; V Всемирный конгресс - в 2008 году в Пекине, Китай. Когда-нибудь Всемирный конгресс по психотерапии будет проходить и в нашей стране.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тематика Конгресса по ведущим разделам
современной психотерапии
Теория психотерапии:
Базовые вопросы бытия и роль духовности.
Биологическая обратная связь.
Сравнение различных школ психотерапии.
Компьютерные технологии и психотерапия.
Диалог школ психотерапии.
Оценка / сравнение эффективности.
Психотерапия “доказательств” и психотерапия “модальности переживания”.
Области деятельности психотерапевта.
Фокусирование.
Генные технологии и эмоции.
Личность и идентификация психотерапевта.
Образы мужчины и женщины - их влияние на психотерапию.
Взаимодействие психофармакологии и психотерапии, психотерапевтов и врачей
Интернет-коммуникация.
Новые методы в психотерапии.
Психотерапевтическая периодика - диалог издателей.
Психотерапия и управление.
Психотерапия и медицина.
Психотерапия и политика.
Психотерапия и психиатрия.
Психотерапия и школа.
Психотерапия и духовность.
Психотерапия и университеты.
Психотерапевтические школы в межконтинентальном взаимодействии.
Психотерапия в экономике - программа помощи служащим.
Психотерапия в образовании и школах.
Психотерапия в кинематографе.
Психотерапия в новейших технологиях.
Психотерапия в Интернете.
Методы психотерапии в сотрудничестве.
Качественный контроль в психотерапии.
Новые области работы.
Исследование результатов.
Методы релаксации.
Краткосрочная и долговременная психотерапия.
Духовность.
Традиционное целительство / шаманизм.
Организация психотерапии:
Смена терапевтов.
Сотрудничество с другими профессиями.
Глобальная психотерапия.
Психотерапия в Африке.
Психотерапия в Азии.
Психотерапия в Австралии, Новой Зеландии, странах Тихого океана.
Психотерапия в Латинской Америке.
Психотерапия в Северной Америке.
Психотерапия в Западной Европе.
Психотерапия в Восточной Европе.
Миграция и межкультурные конфликты.
Национальные и международные этические правила.
Типы профессиональных организаций психотерапии и психотерапевтов.
Сравнение законов о психотерапии.
Медицинское страхование и другие модели финансирования.
Образование в области психотерапии:
Сертификация в обучении психотерапии.
Критерии тренинговой терапии.
Сравнение критериев приема на обучение психотерапии в разных странах.
Сравнение обучающих программ разных стран.
Супервизия.
Как стать кандидатом для обучения.
Психотерапевтическое обучение в программах “дистантного” образования.
Психотерапевтическое обучение в различных культурах и языках.
Психотерапевтические школы в межконтинентальном взаимодействии.
Модальности:
Аналитическая психотерапия К.Г. Юнга.
Аутогенная тренировка.
Бихевиоральная терапия.
Телесная психотерапия.
Клиент-центрированная психотерапия К.Роджерса.
Дазайн анализ.
Экзистенциальный анализ.
Групповой психоанализ.
Групповая психотерапия.
Гипноз.
Психотерапия направляемой визуализации.
Индивидуальная психология А.Адлера.
Интегративная гештальттерапия.
Интегративная психотерапия.
Логотерапия.
Психоанализ.
Психоаналитическая психотерапия.
Психодрама.
Транзактный анализ.
Трансперсональная психотерапия.
Системная семейная психотерапия.
Нейролингвистическое программирование (НЛП).
Позитивная психотерапия.
Формы патологии и группы клиентов:
Алкоголизм / аутизм / пограничные расстройства.
Наркотическая и другие зависимости.
Пищевые зависимости / нервная анорексия / булимия.
Маниакально-депрессивный синдром.
Неврозы навязчивости.
Расстройства личности.
Посттравматические расстройства.
Психосоматика.
Жертвы фундаментализма и фанатизма.
Жертвы пыток.
Секты и жертвы сект.
Психотерапия с безработными.
Психотерапия с жертвами войны.
Психотерапия за городом.
Психотерапия на телевидении / “ток-шоу”.
Психотерапия с преступниками.
Психотерапия с инвалидами.
Психотерапия с людьми пожилого возраста.
Психо-онкология.
Болезнь Альцгеймера и другие эмоциональные нарушения людей преклонного возраста.
Депрессии.
Нарушения детского и подросткового возраста.
Трансплантационная медицина.
Шизофрения.
Новые заболевания.
Симптомы:
Агрессия / управление агрессией.
Хронические боли.
Экстремизм.
Страх полетов.
Страхи / панические атаки / фобии.
Самоубийство и попытки самоубийства.
Отсроченные последствия геноцида.
Одиночество / совместность / проблемы партнерства.
Потеря детей.
Расстройства сна.
Ощущения и потеря чувствительности.
Нарушения сексуальной идентификации.
Сексуальные расстройства.
Соматические эмоциональные расстройства.
Переживание горя.
Множественные личности.
Нарциссизм.
Другие разделы психотерапии:
Биоэнергетика.
Последствия нацизма и расстройства личности.
Медитация.
Негативные терапевтические реакции.
Новые способы коммуникации между поколениями.
Новая семья.
Партнерство и брак - межкультурное сравнение.
Литература
- Обухов Я.Л., Пезешкиан Х. Психотерапевты встречаются в Вене. // Сообщение о Первом Всемирном конгрессе по психотерапии (30 июня - 4 июля 1996г., Вена). // Московский психотерапевтический журнал, № 3(13), 1996, с.188-191.
- Сосланд А.И. Конгресс-муравейник. // Московский психотерапевтический журнал, № 3 (13), 1996, с.193-199.
- Макаров В.В., Обухов Я.Л. Состояние и перспективы современной психотерапии (материалы II Всемирного конгресса по психотерапии). // Независимый психиатрический журнал № 3, 1999, с.26-33.
- Макаров В.В., Обухов Я.Л. Психотерапия – важная часть культуры и новейшая гуманитарная профессия ( Материалы II Всемирного конгресса по психотерапии). // Научно-практический журнал “Вопросы ментальной медицины и экологии”, Т.5, № 4, 1999, с.4-10.
- Макаров В.В., Обухов Я.Л. II Всемирный конгресс по психотерапии: “Миф, сон, реальность”. // Московский психотерапевтический журнал, № 3-4 (23), 1999, с.193-207.
- Макаров В.В., Обухов Я.Л. II Всемирный конгресс по психотерапии. // Всё об Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиге в 2000 году. М., 2000, с.137-153.
- Мельников А.В. Впечатления русского психотерапевта или “Мне в Вену, по делу срочно…” // Всё об Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиге в 2000 году. М., 2000, с.153-160.
- Бурно М.Е. Краткие записи о II Всемирном конгрессе по психотерапии в Вене. “Миф, сон, реальность” (4-8 июля 1999г.) Личные впечатления // Независимый психиатрический журнал, № 3, 1999, с.83-84.
- Бурно М.Е. Краткие записи о II Всемирном конгрессе по психотерапии в Вене (“Миф, сон, реальность). Личные впечатления. // Научно-практический журнал “Вопросы ментальной медицины и экологии”, Т.5, № 4, 1999, с.10-12.
- Бурно М.Е. Краткие записи о II Всемирном конгрессе по психотерапии в Вене // Всё об Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиге в 2000 году. М., 2000, с.151-153.
- Макаров В.В. Психотерапия Нового Века, М., Академический проект – ППЛ, 2001, с.40-51.
- Притц А. Информация о III Всемирном конгрессе по психотерапии. // Научно-практический журнал “Вопросы ментальной медицины и экологии”, Т.6, № 4, 2001, с.94-97.
- Лесков С.Л. Фрейдисты протягивают руку целителям. // Психотерапевты решили идти в народ. // Известия, 2 августа, 2002, с.11.
- III Всемирный конгресс по психотерапии. Профессиональная психотерапевтическая газета. М., № 3 (4), август 2002, с.1.
- Alfred Pritz (Ed.) Globalized Psychoterapy. Fakultas. 2002. 852 p.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1020
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 560
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0